Проект «Удивительный мир театра тантамаресок»
Проект
«Удивительный мир театра тантамаресок»
Авторы: воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №254 Тракторозаводского района Волгограда" Воронкова Наталья Анатольевна, Булыкина Елена Викторовна
Наш проект был реализован с детьми средней группы с задержкой психического развития с октября по март. Результат нашей работы получился практико-ориентированным, интересным для детей, доступным для данной категории. А получился такой результат потому, что была выявлена проблема, которая заключается в том, что воспитанники младшего дошкольного возраста мало знакомы или совсем не знают русские народные сказки, не знакомы даже с теми сказками, которые рекомендованы для более младшего возраста. Дети слишком увлечены современными сюжетами с героями, непонятного происхождения.
Все дети нашей группы страдают нарушением речи (связная, диалогическая, монологическая речь), расстройством эмоционально-волевой сферы. В результате дети стесняются пересказывать или даже просто отвечать на вопросы.
Современные родители перестали читать детям книжки, знакомить со сказками, отдают предпочтение гаджетам, и не осознают важности приобщения ребенка к культурному наследию.
Основа патриотического воспитания детей закладывается в семье, с рассказывания русских народных сказок, разучивания песен и потешек.
С целью решения данных проблем был организован проект «Удивительный мир театра тантамаресок», который способствовал развитию эмоций и речи, помог дошкольникам познакомиться с разнообразием русского фольклора, приобщиться к чтению русских народных сказок, вызвал интерес к театрализованной деятельности.
Вся работа проходила в тесном взаимодействии с учителем-логопедом и родителями воспитанников.
Цель проекта: разработать и реализовать систему мероприятий по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с ЗПР с русским народным фольклором (сказками) посредством театра тантамаресок.
Для достижения этой цели были поставлены воспитательные, образовательные и развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
-Воспитывать интерес к художественной литературе, обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, сказки);
-Воспитывать у детей эстетическое восприятие героев сказок, любовь и уважение к произведениям устного народного творчества;
-Формировать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с искусством
-Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками;
Образовательные задачи:
-Познакомить дошкольников с новым видом театра в ДОУ – театром тантамаресок;
-Познакомить с русским фольклором (сказками) используя театр тантамаресок;
Развивающие задачи:
-Развивать интерес к сказкам посредством участия в театрализованной деятельности;
-Развивать связную речь, эмоциональную лексику детей, мимику, память, воображение, творческую деятельность, коммуникативные навыки,
- Способствовать снятию эмоционального напряжения и стеснения у детей;
На первом подготовительном этапе мы провели мониторинг уровня познавательных компетенций детей. Далее мы провели анкетирование родителей, для выявления уровня педагогической грамотности родителей по вопросу ознакомления детей с русским народным фольклором.
Изучили научную и методическую литературу по проблеме, подобрали демонстрационный и дидактический материал.
Родители воспитанников узнав о проекте помогли изготовить ширму для стендовой тантамарески, а также нарисовали сюжеты к сказке «Заюшкина избушка».
Мы ожидали что могут возникнуть риски: у детей плохая память, плохая посещаемость из-за болезни, но были спрогнозированы результаты, которые мы планировали достичь в ходе проекта:
-у детей повысится уровень представлений о русском фольклоре (будут знать сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»);
-обогащена развивающая предметно – пространственная среда группы по теме: будет организован театр тантамаресок, разработан рабочий альбом «В гостях у сказки» с развивающими заданиями, альбом «Мимическая гимнастика», подобран наглядно-демонстративный материал, аудио и видео материал, организована постоянная выставка детско-родительских поделок, рисунков;
-разработана система работы (план реализации проекта, конспекты СОД, анкета и консультации для родителей;
-проведены мероприятия в соответствии с планом;
-дети будут участвовать в театрализованной деятельности в театре тантамаресок;
-у детей повысится интерес и целостное представление о русском фольклоре посредством участия в театрализованной и творческой деятельности, выполнения развивающих заданий и упражнений в рабочем альбоме «В гостях у сказки», речь станет более эмоционально окрашенной, мимика выразительной;
-дети будут проявлять любознательность и уважение к произведениям народного творчества через осознанное поведение в играх и разных видах деятельности;
В ходе основного этапа мы организовали следующие мероприятия:
-в совместной образовательной деятельности знакомили с художественной литературой (сказками),
-организовали просмотр мультфильмов по мотивам сказок и рассматривание иллюстраций,
-предлагали выполнение упражнений и заданий в рабочем альбоме «В гостях у сказки», например, задания «Чья тень?», задания «Помоги добраться до репки», «Кто лишний?»;
-совместно с воспитателями и с учителем логопедом выполняли мимическую гимнастику, (например «Грустила тучка» и др.)
-учитель-логопед на своих совместных занятиях с детьми отрабатывала эмоциональную лексику.
-предлагали игры с кукольными театрами, настольными театрами, организовывали деятельность в театре тантамаресок.
Сначала дети осваивали маски тантамарески,
затем обыгрывали сказки колобок и репка с ширмой.
Ширма составляет в высоту 1м 60см, в ширину 1м 20см имеет регулируемую перекладину, которая движется и устанавливается на нужную высоту.
На этом этапе деятельностью руководит воспитатель, организовывает обыгрывание реплик, сюжетов по сказкам. В совместной художественно-эстетической деятельности для выставки мы рисовали по мотивам сказок.
Возникали незапланированные мероприятия, кто-то из детей принес раскарски по сюжетам сказок «Репка», «Теремок», пазлы по сказке «Заюшкина избушка», «Колобок» и побудили к новой совместной деятельности для поддержания интереса к проекту.
На заключительном этапе провели совместную с детьми театрализованную деятельность по сказке «Заюшкина избушка», где дети показали свои умения.
Для выставки дети с родителями сделали поделки по мотивам сказок.
Мы организовали выставку, оформили альбом с рисунками.
Провели итоговую диагностику для сравнительного анализа результатов деятельности.
Данная работа является актуальной потому, что воспитанники с задержкой психического развития 4-5 лет мало знакомы или совсем не знают русских народных сказок, страдают нарушением речи, эмоционально-волевой сферы.
Проект «Удивительный мир театра тантамаресок» направлен на знакомство воспитанников с задержкой психического развития с русским народным фольклором (сказкой) посредством театра тантамаресок. А также на создание системы работы с детьми и родителями, способствующей развитию речи, эмоций, творческих способностей, нравственно-патриотическому и художественно–эстетическому воспитанию детей.
Были созданы все условия: театр, маски, ширма, рабочие альбомы, которые позволили приобщить детей к фольклору.
Кроме того возникло тесное взаимодействие с родителями они откликались на наши просьбы, мастерили, рисовали.
Таким образом мы считаем, что наш продукт соответствует поставленной цели:
-разработан календарно – тематический план работы с детьми;
-систематизирован литературный, иллюстративный материал по теме;
-разработаны конспекты совместной деятельности;
-проведены мероприятия, предусмотренные планом проекта;
-возникло тесное взаимодействие с родителями в рамках проекта;
- проект представлен родителям;
- обогащена развивающая предметно – пространственная среда: создан театр тантамаресок;
- разработаны рабочий альбом «В гостях у сказки», альбом «Мимическая гимнастика»;
-организована выставка совместных детско-родительских творческих работ;
-оформлен альбом детских рисунков;
-проект представлен коллективу.
Проведенный Мониторинг показал успешность работы с детьми:
- дети знают сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»;
-дети участвуют в театрализованной деятельности в театре тантамаресок;
-у детей повысился интерес и целостное представление о русском фольклоре посредством участия в театрализованной и творческой деятельности, выполнения развивающих заданий и упражнений в рабочем альбоме «В гостях у сказки»,
речь стала более эмоционально окрашенной, мимика выразительной;
-дети проявляют любознательность и уважение к произведениям народного творчества через осознанное поведение в играх и разных видах деятельности;
В дальнейшем работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с ЗПР с русским народным фольклором планируем продолжить в старшей группе.