Урок на тему «Склонение имен прилагательных во множественном числе» (4 класс)

4
0
Материал опубликован 28 January

Пояснительная записка к презентации

Тема:Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Цели: формирование умений склонять имена прилагательные в форме множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных множественного числа.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, работать в группе в разных ролях, контролировать действия партнёра, выражать свою точку зрения и аргументировать её, оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, формировать собственное мнение, строить монологическое высказывание.

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, анализировать падежные окончания, выделять их сходства и различия; аргументировать свои действия, опираясь на формулировку правила.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, действовать по инструкции, оценивать собственную успешность выполнения задания, анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

ІІ. Актуализация знаний

Минутка чистописания

БбБбБб

- Какое дерево является символом России?

Слайд 2

Что вы знаете о правописании этого слова?

- К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька)Какие морфемы ты знаешь? Выполни морфемный разбор.

- С помощью каких слов мы можем описать берёзу ( белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)

- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)

Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.


 

- Какие стихи о берёзе вы знаете?

- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Слайд 3

Улыбнулись сонн… березки,

Растрепали шелков… косы.

Шелестят зелен… сережки, 

И горят серебрян… росы. 

Слайд 4 (с выделенными окончаниями)

Что можно сказать о теме урока? О какой части речи мы будем говорить? (о прилагательных в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.)– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).

Какая тема сегодняшнего урока?

- Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке? Слайд 5

ІІІ. Изучение нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе

На доске записаны словосочетания:

- Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)

1 вар: быстрые весенние стрижи;

2 вар:быстрые легкие шаги.

Слайд 6,7

- Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)Слайд 8

Слайд 9

Вывод: на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п.

ІV. Физминутка Слайд 10

Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны,если множественное число руки поднимаете вверх

низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами, , зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами ,на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице.

V. Включение нового знания в систему ранее изученного материала.

Работа в парах Слайд 11

Посмотрите на доску. Перед вами текст. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с …. морозами, … вьюгами, …. Сугробами. В … лесу на снегу видны узоры…. Следов. Трещат … морозы.Слайд 12

Оцените свою работу на полях.

VІ. Контроль сформированных умений и навыков.(


 

Дифференцированная самостоятельная работа

Выполнение упражнения по группам (дифференциация по степени сложности и объема)

- Оцените свои возможности и выберите уровень задания, соответствующий им.

Уровень 1

а) Спишите.

На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 2

а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 3

а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки : мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.

Хороший (люди, настроение, подарок, песня).

Синий (колокольчик, река, озёра, небо).

Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).

б) Выделите окончания имён прилагательных.

Оцените на полях

VІІ. Рефлексия учебной деятельности


 

- Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (только по падежам)

- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (определяется по падежу сущ., к которому относится)

Слайд 13

У вас на столах карточки. Оцените свою работу на уроке: все получилось-

Не совсем довольны - , много ошибок и вам не понравилась ваша работа –


 

VІІІ. Домашнее задание: упр. 172 Слайд14


 

Предварительный просмотр презентации

4 класс Урок русского языка Урок разработала учитель начальных классов Кузнецова Н.А. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31»

Улыбнулись сонн… березки, Растрепали шелков… косы. Шелестят зелен… сережки, И горят серебрян… росы.

Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.

Тема урока: Склонение имен прилагательных во множественном числе. Цель урока: формирование умений склонять имена прилагательные в форме множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных множественного числа.

Склонение имен прилагательных множественного числа, сочетающихся с одушевленными существительными Вопрос Падеж Имена прилагательные множественного числа с твердой основой с мягкой основой Какие? И. быстрые весенние стрижи Каких? Р. быстрых весенних стрижей Каким? Д. быстрым весенним стрижам Каких? В. быстрых весенних стрижей Какими? Т. быстрыми весенними стрижами О каких? П. (о) быстрых (о) весенних стрижах

Склонение имен прилагательных множественного числа, сочетающихся с неодушевленными существительными Вопрос Падеж Имена прилагательные множественного числа с твердой основой с мягкой основой Какие? И. быстрые легкие шаги Каких? Р. быстрых легких шагов Каким? Д. быстрым легким шагам Какие? В. быстрые легкие шаги Какими? Т. быстрыми легкими шагами О каких? П. (о) быстрых (о) легких шагах

Сделай вывод Что влияет на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа?

Проверь себя На правописание падежных окончаний имен прилагательных множественного числа влияет тип основы (мягкая или твердая), с одушевленным или неодушевленным существительным сочетается прилагательное. От этого зависит правописание имён прилагательных в В.п.

Физкультминутка

Спишите текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа. Спишите текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа. Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации