Урок на тему «Склонение имен прилагательных во множественном числе» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема:Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Цели: формирование умений склонять имена прилагательные в форме множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных множественного числа.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, работать в группе в разных ролях, контролировать действия партнёра, выражать свою точку зрения и аргументировать её, оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, формировать собственное мнение, строить монологическое высказывание.
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, анализировать падежные окончания, выделять их сходства и различия; аргументировать свои действия, опираясь на формулировку правила.
Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, действовать по инструкции, оценивать собственную успешность выполнения задания, анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
ІІ. Актуализация знаний
Минутка чистописания
БбБбБб
- Какое дерево является символом России?
Слайд 2
Что вы знаете о правописании этого слова?
- К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька)Какие морфемы ты знаешь? Выполни морфемный разбор.
- С помощью каких слов мы можем описать берёзу ( белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)
- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)
Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
- Какие стихи о берёзе вы знаете?
- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Слайд 3
Улыбнулись сонн… березки,
Растрепали шелков… косы.
Шелестят зелен… сережки,
И горят серебрян… росы.
Слайд 4 (с выделенными окончаниями)
– Что можно сказать о теме урока? О какой части речи мы будем говорить? (о прилагательных в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.)– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).
Какая тема сегодняшнего урока?
- Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке? Слайд 5
ІІІ. Изучение нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе
На доске записаны словосочетания:
- Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)
1 вар: быстрые весенние стрижи;
2 вар:быстрые легкие шаги.
Слайд 6,7
- Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)Слайд 8
Слайд 9
Вывод: на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п.
ІV. Физминутка Слайд 10
Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны,если множественное число руки поднимаете вверх
низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами, , зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами ,на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице.
V. Включение нового знания в систему ранее изученного материала.
Работа в парах Слайд 11
Посмотрите на доску. Перед вами текст. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с …. морозами, … вьюгами, …. Сугробами. В … лесу на снегу видны узоры…. Следов. Трещат … морозы.Слайд 12
Оцените свою работу на полях.
VІ. Контроль сформированных умений и навыков.(
Дифференцированная самостоятельная работа
Выполнение упражнения по группам (дифференциация по степени сложности и объема)
- Оцените свои возможности и выберите уровень задания, соответствующий им.
Уровень 1
а) Спишите.
На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.
б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Уровень 2
а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.
Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).
б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Уровень 3
а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки : мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.
Хороший (люди, настроение, подарок, песня).
Синий (колокольчик, река, озёра, небо).
Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).
б) Выделите окончания имён прилагательных.
Оцените на полях
VІІ. Рефлексия учебной деятельности
- Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (только по падежам)
- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (определяется по падежу сущ., к которому относится)
Слайд 13
У вас на столах карточки. Оцените свою работу на уроке: все получилось-
Не совсем довольны - , много ошибок и вам не понравилась ваша работа –
VІІІ. Домашнее задание: упр. 172 Слайд14