Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» на тему «Человек —чело века» (4 класс)
ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказ, РСО - Алания
Учитель начальных классов Чувилкина Елена Юрьевна
Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Раздел 4 «Судьба и Родина едины.»
Класс 4.
Тема: «Человек - чело века.»
Цель:
формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению.
Задачи:
воспитание нравственных чувств через присвоение таких ценностей, как нравственный выбор, милосердие, сострадание, сочувствие;
развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Предварительная работа:
подготовить рассказ о родственниках, внёсших особый вклад в развитие нашей страны.
Ход урока:
1. Вступительная часть.
Самоопределение к деятельности, организационный этап.
- Утром начался новый день, сейчас начинается новый урок. Всё идёт своим чередом. Встречайте улыбкой каждый новый день, своих родных, близких и друзей! И всё получится! Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем!
Определение темы.
- Отгадайте загадку:
На земле он всех умней,
потому и всех сильней. (Человек.)
- Какие слова помогли вам отгадать эту загадку? (Ответы детей: он всех умней.)
- Определите тему урока. (Человек.)
- Действительно, сегодня мы продолжим говорить о человеке. В процессе прочтения книги «Основы светской этики» мы много размышляли о жизни человека, о его нравственных качествах и моральных основах. А что означает само понятие «человек»? (Ответы детей.)
2. Основная часть.
- Обратимся к этимологии слова.
«Человек. Одно из самых таинственных слов в славянских языках. Гипотез много, но все они спорные.»1
«Челове́к. Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение «верх», «высшее качество», а век — «сила», что в сумме, вероятно, давало «обладающий полной силой», «взрослый».2
- Есть также мнение, что Человек - Чело - Век, то есть чело, живущее век.
Челове́к. Здесь бесспорного объяснения так и не найдено.
- Однако, мы понимаем, что «челове́к — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, относящийся к виду Человек разумный… Специфическими особенностями человека, отличающими его от других животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь.»3
- Б.Паскаль называл человека - «мыслящий тростник», Цицерон говорил: «Человек таков, как он мыслит». Получается, что главное – это мысль человека, она определяет его намерения, действия, поступки, а так же его позицию по отношению ко всему окружающему.
«Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создаёт культуру и собственную историю.»4
- А вот как человек это делает и для чего, зависит он его разума, от его мысли.
- На что. по-вашему, направлена мысль человека? (Ответы детей.)
- Именно мыслительный процесс связан с оцениванием окружающей жизни, с содержанием жизнедеятельности.
Ученик читает стихотворение Сергея Острового:
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно. И в радости,
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям.
- Почему такое важное значение придаётся мысли? Именно она – мысль- определяет направление и содержание жизни человека.
- А какую роль играют чувства? (Ответы детей.)
- Они дают эмоциональное наполнение жизни и действиям человека. Мысль чувства помогают человеку сознавать и корректировать свои оценки и поступки с позиции отношения к окружающему миру, людям, природе и самому себе.
- В человеке проявляются самые разнообразные качества. Выберите из представленных на доске значимые для жизни, главные ценности и качества человека. (Дети выбирают и называют: доброта, гуманизм, уважение, внимание, забота, любовь, милосердие, сострадание, достоинство, честь, совесть.)
- Мы уделили основное внимание ценностям, которые составляют чело, лик, образ человека. Увидеть и понять гуманистические ценности, без которых не могут существовать человек, общество, сама жизнь, нам помогает наука «этика».
- От видения мира человеком и себя в нём формируется внутренний мир, определяющий образ жизни и этическую культуру.
- В истории много славных имен, подающих пример высокой нравственности: Михаил Ломоносов, Александр Невский, Георгий Константинович Жуков, Леонид Михайлович Рошаль. Этот список можно продолжать и продолжать. И из этих отдельных имён, отдельных людей складывается наш народ – народ Российской Федерации. Народ, любящий свою страну, народ – патриот. Ведь любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что она у нас есть. Так и Родина: мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.
Дети рассказывают о своих близких, внёсших большой вклад в развитие страны.
3. Рефлексия:
-О каких качествах нравственности мы сегодня с вами говорили?
-В чём они проявляются? (В наших поступках).
- Человеку свойственно оценивать окружающих его людей: коллег по работе, соседа по парте. И каждый из нас имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств человека. Мы всегда обращаем внимание на то, как с нами обращаются люди, как они себя ведут. На эти качества люди ориентируются в процессе всей своей жизни. Нужно запомнить правило: ВСЕГДА ОБРАЩАЙСЯ С ДРУГИМИ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОБРАЩАЛИСЬ С ТОБОЙ.
Использованные источники:
Этимологический словарь русского языка для школьников / сост. М.Э.Рут. – Екатеринбург, 2008. – 427с.
https://lexicography.online/etymology/Человек
https://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-cheloveka
https://socratify.net/quotes/sergei-ostrovoi/129007
1 Этимологический словарь русского языка для школьников / сост. М.Э.Рут. – Екатеринбург, 2008. – 427с.