12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чувилкина Елена Юрьевна84
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
0

Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики».

ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказ, РСО - Алания

Учитель начальных классов Чувилкина Елена Юрьевна

Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Раздел 4 «Судьба и Родина едины.»

Класс 4.

Тема: «Человек - чело века.»


Цель:

формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

воспитание нравственных чувств через присвоение таких ценностей, как нравственный выбор, милосердие, сострадание, сочувствие;

развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Предварительная работа:

подготовить рассказ о родственниках, внёсших особый вклад в развитие нашей страны.



Ход урока:

1. Вступительная часть.

Самоопределение к деятельности, организационный этап.

- Утром начался новый день, сейчас начинается новый урок. Всё идёт своим чередом. Встречайте улыбкой каждый новый день, своих родных, близких и друзей! И всё получится! Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем!



Определение темы.

- Отгадайте загадку:



На земле он всех умней,

потому и всех сильней. (Человек.)



- Какие слова помогли вам отгадать эту загадку? (Ответы детей: он всех умней.)

- Определите тему урока. (Человек.)

- Действительно, сегодня мы продолжим говорить о человеке. В процессе прочтения книги «Основы светской этики» мы много размышляли о жизни человека, о его нравственных качествах и моральных основах. А что означает само понятие «человек»? (Ответы детей.)


2. Основная часть.

- Обратимся к этимологии слова.

«Человек. Одно из самых таинственных слов в славянских языках. Гипотез много, но все они спорные.»1

«Челове́к. Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение «верх», «высшее качество», а век — «сила», что в сумме, вероятно, давало «обладающий полной силой», «взрослый».2

- Есть также мнение, что Человек - Чело - Век, то есть чело, живущее век.

Челове́к. Здесь бесспорного объяснения так и не найдено.

- Однако, мы понимаем, что «челове́к — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, относящийся к виду Человек разумный… Специфическими особенностями человека, отличающими его от других животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь.»3

- Б.Паскаль называл человека - «мыслящий тростник», Цицерон говорил: «Человек таков, как он мыслит». Получается, что главное – это мысль человека, она определяет его намерения, действия, поступки, а так же его позицию по отношению ко всему окружающему.

«Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создаёт культуру и собственную историю.»4

- А вот как человек это делает и для чего, зависит он его разума, от его мысли.

- На что. по-вашему, направлена мысль человека? (Ответы детей.)

- Именно мыслительный процесс связан с оцениванием окружающей жизни, с содержанием жизнедеятельности.



Ученик читает стихотворение Сергея Острового:

В жизни по-разному можно жить. 
В горе можно. И в радости, 
Вовремя есть. Вовремя пить. 
Вовремя делать гадости.

А можно так: на рассвете встать  
И, помышляя о чуде, 
Рукой, обожженною солнце достать

И подарить его людям.

- Почему такое важное значение придаётся мысли? Именно она – мысль- определяет направление и содержание жизни человека.



- А какую роль играют чувства? (Ответы детей.)

- Они дают эмоциональное наполнение жизни и действиям человека. Мысль чувства помогают человеку сознавать и корректировать свои оценки и поступки с позиции отношения к окружающему миру, людям, природе и самому себе.

- В человеке проявляются самые разнообразные качества. Выберите из представленных на доске значимые для жизни, главные ценности и качества человека. (Дети выбирают и называют: доброта, гуманизм, уважение, внимание, забота, любовь, милосердие, сострадание, достоинство, честь, совесть.)

- Мы уделили основное внимание ценностям, которые составляют чело, лик, образ человека. Увидеть и понять гуманистические ценности, без которых не могут существовать человек, общество, сама жизнь, нам помогает наука «этика».

- От видения мира человеком и себя в нём формируется внутренний мир, определяющий образ жизни и этическую культуру.

- В истории много славных имен, подающих пример высокой нравственности: Михаил Ломоносов, Александр Невский, Георгий Константинович Жуков, Леонид Михайлович Рошаль. Этот список можно продолжать и продолжать. И из этих отдельных имён, отдельных людей складывается наш народ – народ Российской Федерации. Народ, любящий свою страну, народ – патриот. Ведь любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что она у нас есть. Так и Родина: мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.

Дети рассказывают о своих близких, внёсших большой вклад в развитие страны.

3. Рефлексия:

-О каких качествах нравственности мы сегодня с вами говорили?

-В чём они проявляются? (В наших поступках).

- Человеку свойственно оценивать окружающих его людей: коллег по работе, соседа по парте. И каждый из нас имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств человека. Мы всегда обращаем внимание на то, как с нами обращаются люди, как они себя ведут. На эти качества люди ориентируются в процессе всей своей жизни. Нужно запомнить правило: ВСЕГДА ОБРАЩАЙСЯ С ДРУГИМИ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОБРАЩАЛИСЬ С ТОБОЙ.

















Использованные источники:

Этимологический словарь русского языка для школьников / сост. М.Э.Рут. – Екатеринбург, 2008. – 427с.

https://lexicography.online/etymology/Человек

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-cheloveka

https://socratify.net/quotes/sergei-ostrovoi/129007



1 Этимологический словарь русского языка для школьников / сост. М.Э.Рут. – Екатеринбург, 2008. – 427с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.