Урок математики в 5 классе по теме «Проценты»
«Страницы истории Марийского края в годы Великой Отечественной войны на уроках математики»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Кузьминых Надежда Васильевна
Учитель математики
«Мустаевской средней школы имени Шабдара Осыпа»
Аннотация. В статье представлены результаты проектной деятельности «Страницы истории Марийского края в годы Великой Отечественной войны» с учащимися 5-6 классов при изучении темы «Проценты»
Ключевые слова: задачи с этнорегиональным содержанием, проектно- исследовательская деятельность, финансовая грамотность учащихся
<Текстдоклада> «Цитата» [5, с. 16].
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «…любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества»
Важной частью нравственного воспитания школьников является воспитание в духе патриотизма. Чтобы мы всегда помнили о героизме наших предков и ценили мирное время, нужно поддерживать память о Великой Отечественной войне.
Предмет математики многогранный и как же погрузиться в события Великой Отечественной войны с помощью цифр? Во время решения задач на военную тематику с этнорегиональным содержанием, ученик не просто совершает математические вычисления, но вдумываться в факты, изложенные в задачах, и начинает понимать масштабы трагедии и героизма народа во время Великой Отечественной войны. Использование местного исторического материала способствует пробуждению интереса не только к предмету, но к краеведческой работе. Такие формы работы помогают внедрить краеведческий принцип работы, позволяющий активизировать познавательный интерес и воспитать уважение к прошлому и настоящему родного края. Задачи, краеведческого содержания помогают узнать историю своей семьи, деревни, края и научить детей любить и уважать свой народ.
Исторические задач на уроках математики не только обогащают мыслительную деятельность, но позволяют освоить важные исторические события, связанные с поиском решения задач, а также с поиском интересного местного материала. Молодое поколение должны знать о подвигах своих предков и гордиться ими, передавая эту информацию из поколения в поколение. Такую возможность дают задачи, созданные при использовании сборника «Марийский край в годы Великой Отечественной войны» и книги Памяти Сернурского района, "Они ковали победу", "Они защищали Родину». Условия, диктуемые современным временем, реализуются с помощью развивающих технологий, главная цель которых это не только донесение знаний до школьников, а выявление, рост творческих интересов и способностей каждого школьника, развитие, а также стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. С учащимися 5-6 классов был создан проект «Страницы истории Марийского края в годы Великой отечественной войны при изучении на уроках математики темы «Проценты». В результате этого проекта были собраны и составлены задачи, которые были квалифицированы по трем разделам: «Великая Отечественная война в цифрах», «Вспомним их поименно», «Они ковали Победу». Вот несколько примеров таких задач:
Задача. С нашей Марийской республики, в предвоенные и военные годы, были призваны в армию 131340 человек, это каждый четвертый житель. В борьбе с фашизмом погибли и пропали без вести 66643 человека, в том числе 5445 йошкаролинцев, остальные с районов республики. Вычислить:
-количество населения республики в начале войны; - сколько человек, призванных из сельской местности, не вернулись? - сколько процентов земляков вернулись домой? Ответ округлить до целых. Задача. Кто был первым марийцем, получившим высокое звание, узнаете, решив пример:
50848 : 56- 67940 : 79 + 605*73 - 320*68
Выполнив все действия, вы узнаете буквы, из них составите фамилию Героя.
860 | 908 | 21760 | 48 | 44213 | 22453 | 44165 |
Р | В | С | У | О | В | О |
Сергей Романович Суворов - уроженец села Косолапово Мари-Турекского района совершил героический подвиг в июле 1942 года. Во время разведки боем он заменил погибшего политрука, взял командование на себя, а когда все его товарищи погибли, он один продолжал держать оборону. Истекая кровью, уничтожил 22 фашиста. Весь день длился неравный поединок. И только ночью санитары смогли вытащить Сергея с поля боя. Однако врачи уже не могли его спасти. Посмертно Суворову было присвоено звание героя Советского Союза.
Задача. Кому звание Героя Советского Союза присвоено за героизм и мужество, проявленные при освобождение Советской Прибалтики в октябре 1944 года? Назовите фамилию нашего земляка, родом из д. Парсаево Сернурского района.
227,36: (865,6 - 20,8 *40,5) *8,38 + 1,12 - 44 + 0,756
Из полученных букв составить фамилию Героя.
842,4 | 23,2 | 9,8 | 82,124 | 83,244 | 39,244 | 40 |
Б | Л | А | А | И | Н | Ш |
В 1946 году капитан Шабалин демобилизовался. Жил и работал в Марийской АССР. Умер 24 сентября 1962 года.
В лихое военное время для всего народа нашей Великой страны стал лозунг: «Всё для фронта! Всё для победы. Наряду со всеми большой вклад к приближению дня победы в Великой Отечественной войне внесли и наши земляки – жители Марийской АССР.
На уроке математики в 5 классе, решаем следующие задачи, отражающие трудовой подвиг народа в годы:
Задача. За период войны труженики сельского хозяйства Марийской АССР дали Родине более 21млн.700 тыс. пудов хлеба (это около 50 пудов от каждого жителя военного тыла республики), около 4 млн. пудов картофеля, свыше 1 млн. 340 тыс. пудов мяса. Вычислите:
- Сколько примерно человек работало в республике?
- Сколько пудов картофеля и сколько мяса сдал каждый работающий?
Задача. Во время войны марийские лесозаготовители дали стране 14млн.куб.м. леса, в том числе 5 млн. куб.м. деловой древесины. В республике производили Зимой 1942-1943 года в республике произошла массовая гибель озимых. В начале 1943 года в хорошем состоянии оказалось всего 6% посевов, в удовлетворительном - 28%, в плохом - 28%, остальная часть посевов озимых культур погибла. Сколько это процентов?
Задача. Зимой 1942-1943 года в республике произошла массовая гибель озимых. В начале 1943 года в хорошем состоянии оказалось всего 6% посевов, в удовлетворительном - 28%, в плохом - 28%, остальная часть посевов озимых культур погибла. Сколько это процентов?
Н.И.Лобачевский сказал, что «Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни». Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Знания процентных вычислений можно использовать не только на уроках, но и в повседневной жизни. Задачи на «проценты» охватывают различные сферы деятельности и являются основой финансовой грамотности каждого человека. Обдуманное изучение процентов может способствовать развитию таких навыков как экономичность, расчетливость, тем самым закладывает основы финансовой грамотности будущего гражданина. Задачи по финансовой грамотности обладают большим потенциалом для повышения мотивации изучения математики, так как наглядно демонстрируют применение на практике математических знаний. А решение задач составленных на краеведческом материале не только не вызывает перегрузки обучающихся, а наоборот значительно облегчает усвоение предмета, исторический материал поднимает интерес к изучаемой теме и дает положительный результат в патриотическом и духовно- нравственном воспитании обучающихся.
Литература:
1.Сборник задач «Марийский край в годы Великой Отечественной войны» Волковой А.И. (интернет - ресурс).
2.Книга памяти Сернурского района.
3.Интернет источники: www.ruspov; https://ru.wikipedia.org