Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Как долго живут растения. Болота и луга как сообщества нашего края»
Пояснительная записка к презентации
Урок окружающего мира по теме: «Как долго живут растения. РСМ «Болота и луга как сообщества нашего края».
Класс (возраст) учащихся: 3 класс (9-10 лет)
УМК «Начальная школа XXI века»
Оборудование:
· мультимедиа проектор, компьютер,
· учебник «Окружающий мир» ч.1 (3 класс) Виноградова Н.Ф.,
· хрестоматии о Русском Севере для учащихся 2-4-х классов «Морянка», рабочие тетради «Морянка» 3 класс,
· иллюстрации, магнитные карточки,
· видеофрагмент «Росянка: растение-охотник».
Цели и задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;
2. Познакомить ребят с продолжительностью жизни различных растений на нашей
планете;
3. Содействовать расширению знаний младших школьников о природных
сообществах Архангельской области.
Формирование УУД:
Личностные (мотивация учения, самоконтроль процесса и результатов деятельности).
Коммуникативные (совместное определение цели задания, функций выполнения задания участниками группы, контроль, коррекция, оценка действий партнёра).
Познавательные общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации на материале учебника, знаково-символические).
Познавательные логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, анализ с целью выделения существенных признаков, выдвижение гипотез и их обоснование).
Регулятивные (составление плана и последовательности изучения материала, контроль выполнения задания, коррекция: внесение дополнений и корректив, оценка, осознание качества и уровня усвоения).
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями (цель: применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач/заданий).
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, иллюстрации, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, самостоятельная работа в тетради.
Конспект урока разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления.
Карта урока
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы урока. (ФАЗА ВЫЗОВА)
- Посмотрите внимательно на доску, и скажите, что на ней изображено. (РАСТЕНИЯ) (Приложение 1 Слайд 1)
- Почему растения относят к живым организмам? (Работа на листочках (Приложение 2) (проверка домашнего задания). Взаимопроверка.) (Слайд 2)
- Скажите, пожалуйста, о какой особенности растений, из перечисленных вами, мы ещё не говорили подробно? (О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
- Хотелось бы вам узнать об этом
- Назовите тему нашего сегодняшнего урока. (КАК ДОЛГО ЖИВУТ РАСТЕНИЯ)
- А теперь откройте рабочие тетради, подпишите число.
ЗАДАНИЕ: Составьте «Кластер» к теме сегодняшнего урока (тема на доске).
· напишите ключевое слово в середине рабочего листа;
· начните записывать слова, которые у вас возникают в связи с данной темой;
· запишите их и установите связи между ними.
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ
III. Постановка темы и задач урока.
- Посмотрите на свои записи в тетрадях и подумайте, на какие вопросы нам сегодня предстоит найти ответы во время урока. Используйте следующие вопросительные слова: СКОЛЬКО? (НА) КАКИЕ? КАК? (Слайд 3)
· СКОЛЬКО живут растения?
· НА КАКИЕ группы по продолжительности жизни делят растения?
· КАКИЕ особенности есть у каждой группы растений?
· КАК определить возраст растения?
- На протяжении всего урока мы будем искать ответы на эти вопросы.
IV. Изучение нового материала. (ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ)
Работа с текстом учебника «Окружающий мир» ч.1 стр. 80-81 (Слайд 4)
ЗАДАНИЕ «Инсерт» или «Чтение с пометами»
- Рассмотрите рисунки. Читая текст учебника, отмечайте на полях то, что вам известно, что противоречит вашим представлениям, что является интересным и неожиданным для вас, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков (значки вынесены на доску):
«!» – Я это знал
«+» – Новое для меня
«-» – Вызывает сомнение
«?» – Вопрос
- После прочтения текста, заполнить таблицу (Приложение 3), где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносите сведения из текста.
· Индивидуальные задания
Меркурову Максиму, Кузнецовой Анастасии, Спиранову Даниилу (подготовка индивидуальных сообщений, знакомство с новой для класса информации отдельными учащимися) (Приложение 4)
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ с опорой на слайды презентации (Слайд 5-12)
(Обсуждение записей, внесенных в таблицу маркировки текста.
Составление общей маркировочной таблицы (в ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ)).)
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на следующий слайд и ответьте на вопрос: как можно определить возраст деревьев и кустарников. (Возраст деревьев и кустарников можно узнать по подсчёту годовых (годичных) колец или мутовок). (Слайд 13)
Дополнительный материал (для учителя) (Приложение 5)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 14)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья, сложив назад.
Отличительные черты растений (РАБОТА ПО КОЛОНКАМ) (Слайд 15)
Задание: Восстановите отличительные особенности каждой группы растений. (МНОГОЛЕТНИЕ, ДВУЛЕТНИЕ, ОДНОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ)
Работа у доски с магнитными карточками (3 человека, по 1-му с каждой колонки).
ПРОВЕРКА (Слайд 16)
РАБОТА В ПАРАХ ЗАДАНИЕ: Распределите эти растения в три группы (липа, клевер, кукуруза, берёза, морковь, рис, крыжовник, репа, пшеница, брусника, капуста, тимофеевка). (Приложение 6) (Слайд 17)
Работа у доски с магнитными карточками (1 пара).
ПРОВЕРКА (Слайд 18)
ЗАДАНИЕ: Найдите по одному «лишнему» растению в каждой группе. Объясните, чем оно отличается. (БРУСНИКА, КЛЕВЕР, ТИМОФЕЕВКА)
- Посмотрите внимательно на слайд и скажите, где мы можем увидеть эти растения. (НА БОЛОТЕ И НА ЛУГУ) (Слайд 19)
- Тетрадь «Морянка» стр. 26
Индивидуальные задания Бызовой Анне и Филимоновой Евгении (Т.стр.27 зад.4 работа с хрестоматией «Морянка»), Яковлевой Виктории стр.27 рубрика «Это интересно».
Тема РСМ Болота и луга как сообщества нашего края
- Ребята, давайте вспомним, как появляются такие сообщества как болото и луг. (Слайд 20)
(Растения участвуют в зарастании водоёма. Осенью надземные части этих растений отмирают и падают на дно. Остатков растений на дне становится все больше, водоём мелеет и в конце концов водоём высыхает, и на этом месте поселяются другие растения и образуется другой природный комплекс: болото или луг).
ЗАДАНИЕ: Решите кроссворд (Растения луга) (Слайд 21)
- Какое растение вам менее знакома из всех представленных здесь? (ПИЖМА)
- Индивидуальное сообщение: об этом растении нам подготовил Спиранов Даниил. (Слайд 22)
- ПРОВЕРКА индивидуального задания, которое было дано Бызовой Анне и Филимоновой Евгении (Т.стр.27 зад.4 работа с хрестоматией «Морянка») (Слайд 23)
- А теперь, давайте прочитаем строки, которые написал наш северный поэт Н.Рубцов. (Слайд 24)
Он — мох, строитель чудотворный,
Создавший царство из воды.
В нем много света и просторно,
Везде роскошные «сады».
В «садах» рубин живой алеет,
«Янтарь болот» на солнце зреет.
Н. Рубцов
- О каком растении говорится в этом отрывке (О МХЕ-СФАГНУМЕ)
- Сейчас мы послушаем индивидуальное задание Яковлевой Виктории
Т. «МОРЯНКА» стр.27 рубрика «Это интересно».
- Где растет мох? (НА БОЛОТЕ)
- Какие ещё растения можно увидеть на болоте?
- Посмотрите на слайд и скажите, все ли растения изображённые на нем вам знакомы? (Слайд 25)
- Прослушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение и определите, о каком растении идёт речь. (РОСЯНКА) (Слайд 26)
Эй, брат, комарик, берегись!
На лист росянки не садись -
Придется с жизнью распрощаться:
Раз сядешь — вновь уж не подняться.
Д. Кайгородов
- Индивидуальное сообщение: об этом растении нам подготовила Кузнецова Анастасия.
Видеофрагмент «Росянка: растение-охотник» http://rutube.ru/video/8927d6b904ca779f602fc9f7dd5c9c55
(Слайд 27)
V. Закрепление нового материала.
ЗАГАДКИЗадание: отгадать загадку, назвать к какой группе по продолжительности жизни это растение относится.
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
Лето целое старалась
– Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
(Капуста) ДВУЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
Из земли вырастаю-
Весь мир одеваю.
(Лён) ОДНОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
Мягок, а не пух,
Зелён, а не трава.
(Мох) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки.
(Огурцы) ОДНОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
Никто не пугает,а вся дрожит.
(Осина) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
Кто любит борщ и винегрет,
Грустит, когда её в нём нет.
На грядке под землёй растёт –
В народе ей всегда почёт.
(Свекла) ДВУЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ
VI. Итог урока.
VII. ФАЗА РЕФЛЕКСИИ
«Пятиминутное эссе»
Учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
(Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.)
VIII. Домашнее задание (Слайд 28)
- Учебник стр. 81-82 рубрика «Этот удивительный мир» (прочитать)
ЗАДАНИЕ: Составьте дома таблицу «Толстых» и «тонких» вопросов к сегодняшней теме урока.
- Тетрадь «Окружающий мир» стр.28 задание «Портфель» (по выбору)
- Тетрадь «Морянка» стр. 27 зад.6 (по выбору)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Чушковой Марии, Аникеевой Алине тетрадь «Морянка» стр. 27 задание «Проектная задача»
Источники информации:
1. Виноградова Н.Ф. "Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Часть 1", - М., Вентана-Граф, 2013.
2. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. – 6-е изд., стереотип. – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013.
3. Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 3-е изд., стереотип. – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013.
Интернет источники:
Видеофрагмент «Росянка: растение-охотник» http://rutube.ru/video/8927d6b904ca779f602fc9f7dd5c9c55
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1444762271.ppt (Приложение 1)
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1444762334.doc (Приложения 2-6)
Лобанова Ирина Владимировна
Лобанова Ирина Владимировна
Лобанова Ирина Владимировна
Лобанова Ирина Владимировна
Лобанова Ирина Владимировна
Лобанова Ирина Владимировна
Лобанова Ирина Владимировна