12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вяткина Светлана Николаевна335
Учитель начальных классов. Стаж работы 34 года. Высшая квалификационная категория. В своей работе предпочтение отдаю работе с детьми в области исследований и развитие творческих способностей своих учащихся.
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик

Урок окружающего мира 3 класс.

Тема урока: «Почва»

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о почве и её роли в жизни человека.

Планируемые результаты: познавательные УУД: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать;

регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке;

личностные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия;

коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность

УУД

учителя

учащихся

I. Мотивация учебной деятельности.

 

Психологический настрой учащихся на успешную работу на уроке.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Сегодня на уроке вы маленькие учёные – исследователи. На протяжении всего урока вы будете анализировать, проводить исследования и всё, что будете делать в течение урока отмечать в маршрутном листе. Оценивать свою работу, будете при помощи смайликов.

(раздаточный материал)

Слушают стихотворение

Коммуникативные УУД

II. Актуализация знаний.

 

Работа учащихся в паре. (Маршрутный лист)

Его нужно прочитать и ответить на вопрос «О какой кладовой идёт речь?»

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.

Ребята, как называется эта кладовая?

Правильно, земля. У слова «земля» несколько значений. (Закрашиваем смайлики)

Чтение текста учащимися, обсуждение ответа в паре. Ответ на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Земля

Планета, суша, территория.

Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД

III. Открытие нового. Тема урока. Постановка проблемы

Работа в команде. Дети делятся самостоятельно на 3 команды.

1.Ребята, давайте разгадайте кроссворд и узнаем, какое ещё значение есть у слова «земля». На маршрутном листе, на котором мы будем работать.

2. Итак, обратите внимание на кроссворд, в не всего пять вопросов, давайте вы на них ответите, а потом мы проверим

1.Состояние воды. (Пар.)

2.Одно из самых главных богатств на Земле. (Вода.)

3.То, из чего состоят тела. (Частица.)

4. Беспрерывный процесс в природе. (Круговорот.)

5. Что происходит с водой под действием солнечных лучей?

Какое слово у нас вышло?

Правильно, и сегодня мы поговорим о почве. Подводим итог работы (закрашиваем смайлики)(Слайд 1)

 

 

 

п

а

р

 

 

в

о

д

а

 

ч

а

с

т

и

ц

а

к

р

у

г

о

в

о

р

о

т

 

 

 

и

с

п

а

р

е

н

и

е

 

 

 

 

 

 

3. А что же мы узнаем о почве, давайте предположим и положим наши предположения в корзину идей (приклеена на доске).

4. Работа по учебнику с. 68 – 69

Какую мы можем выдвинуть гипотезу? А для проверки гипотезы потребуются исследования.

Работают с кроссвордом. Оценивают свою работу. Приём «Корзина идей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав почвы, свойства почвы, плодородие почвы, обитатели,

 

 

Работают с учебником, рассматривают рисунки, отвечают на вопросы и делают выводы.

 

Обучающиеся читают по учебнику, стр.68 - 69:

«Почва – это верхний плодородный слой земли. Плодородие – главное свойство почвы.

Почему же она плодородна? Выскажи гипотезу и обоснуй её.» В почве есть питательные вещества, необходимые для жизни

Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД, Личностные УУД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД

IV. Практическая деятельность учащихся.

1.И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности, правила работы в команде. Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения. После каждого выполненного задания оцениваем себя в маршрутном листе.

Метод исследования – ЭКСПЕРИМЕНТ

Метод – НАБЛЮДЕНИЯ

Ребята, прежде чем начать, давайте вспомним, если мы подуем в трубочку, которая находится в воде, что произойдёт?

- А пузырьки – это что?

У вас на каждом столе лежит стакан с водой и почва.

-А давайте посмотрим, а есть ли в почве воздух.

Опыт 1

1.Берём стакан с водой

2.Бросаем комочек сухой почвы.

3.Что наблюдаем?

Для чего нужен воздух в почве?

 

 

Опыт 2

Докажем, что в почве есть вода.

1.Возьмём бумажную салфетку

2.Положим на неё немного почвы

3.Сильно сожмём

4.Стряхнём почву

5.Что осталось на салфетке?

-Для чего нужна вода в почве?

Физминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают —

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре —

Полетели, закружились

Опыт 3 (выполняет учитель)

1.Почву в пробирке начнём нагревать на огне.

2.Что наблюдаем?

3.Продолжаем нагревать почву.

Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Какой можете сделать вывод о почве?

Основное свойство почвы - плодородие. Обратите внимание на 1 картинку. Какого цвета почва? Какие в ней растения? А на второй? (Слайд 2 )

t1705905844aa.jpg

Опыт 4

1.Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать.

2.Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина).

Опыт 5 (выполняет учитель)

1.Размешаем почву с водой стеклянной палочкой

2.Профильтруем раствор

3.Что видим на фильтре?

4.Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло

5.Подержим стекло над огнём

6.Вода быстро испарится

7.Что осталось на стекле?

Это минеральные соли

2. (Слайд 3) Раздаточный материал. Работа в паре. «Состав почвы». Самопроверка по слайду. Оценка своей работы в маршрутном листе.

t1705905844ab.jpg

 

Вспоминают ТБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы учителя.

 

Появятся пузырьки – это воздух.

 

Пошли пузырьки.

Вывод: в почве есть воздух. Корни растений дышат воздухом, который содержатся в почве. Оценивают результат участия.

Вывод: в почве есть вода.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения

 

 

 

 

 

Появился запах.

Вывод: в почве есть перегной.

Серый цвет, растения сухие, увядшие. Черного цвета почва и здоровые, цветущие подсолнухи.

Чем темнее цвет почвы, тем больше в ней перегноя, тем плодороднее она.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: в почве есть песок и глина.

 

 

На стекле остались небольшие белые пятна.

Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

 

 

 

 

Заполняют кластер. Проверка по слайду № 3, оценка своей работы в маршрутном листе.

 

 

Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД, Личностные УУД.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

 

Познавательные УУД

 

 

Познавательные УУД, Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД

Первичное закрепление.

1.Мы с вами сейчас проделали и посмотрели самые простые опыты с почвой. Как вы думаете, а кто-нибудь ещё исследует почву? (Слайд 4) Посмотрите на доску. Это Докучаев Василий Васильевич. Создал науку о почвах – почвоведение. Называл почву кормилицей человека, считал, что она дороже нефти, угля и золота. Написал книгу «Русский чернозем».

2. «Мозговой штурм»

1.Почва - это...

2.В состав почвы входит...

3.Самый ценный компонент в почве, от которого зависят виды и свойства почвы - это...

4.Основное свойство почвы - это...

 

 

Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Давайте вспомним, какую гипотезу мы выдвинули в начале урока? Доказана гипотеза?

Вы довольны своей работой? Оцените по маршрутному листу все этапы работы на уроке.

Кому было сегодня легко, тяжело?

Что бы вы рассказали дома из сегодняшнего урока?

 

 

Список использованной литературы:

1. Н.Ю Васильева. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир – 3класс. М.: «ВАКО», 2014

2. А.А. Плешаков Окружающий мир учебник 3 класс, 2 часть с. 69 – 71.

3. А.А. Плешаков Рабочая тетрадь 2.

4. А.А. Плешаков А.А.Румянцев. Книга для учащихся начальных классов «Великан на поляне». - М.: «Просвещение», 2015.

5.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/01/30/urok-okruzhayushchego-mira-chto-takoe-pochva

6.https://infourok.ru/urokprezentaciya_na_temu_pochva._ee_sostav_i_svoystva_3-klass-458590

 

Приложение (маршрутный лист)

Маршрутный лист учащегося.

 

Ф.И. Учащегося

 

 

t1705905844ac.png

Работа в паре «Чудесная кладовая»

t1705905844ad.png

Работа в команде «Кроссворд»

t1705905844ae.png

Работа по учебнику

t1705905844ae.png

Опыт № 1

t1705905844ae.png

Опыт № 2

t1705905844ae.png

Опыт № 3

t1705905844ae.png

Опыт № 4

t1705905844ae.png

Опыт № 5

t1705905844ae.png

Заполнение кластера «Состав почвы»

t1705905844ae.png

«Мозговой штурм»

t1705905844ae.png

Мой замечательный результат

t1705905844ae.png

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.