Урок окружающего мира в 1 классе «Что это за листья?»
Технологическая карта урока
Учитель: Ищукова О.Н.
Класс:1
Название УМК: «Школа России»
Тема урока | Что это за листья? |
Тип урока | Урок ознакомления с новым материалом |
Форма урока | Экскурсия |
Цель: | Расширить знания обучающихся о видах деревьев. |
Задачи | Создать условия для самостоятельного ознакомления с видами деревьев, растущих на территории школы, Способствовать развитию умения наблюдательности за деревьями, распознавать деревья по листьям, находить информацию, работать в группе. Способствовать формированию воспитания прекрасного, бережного отношения к природе. |
Организация пространства | Территория школы |
Методы и приёмы | Методы: проблемная ситуация, исследовательский, практический, контрольный, рефлексивный. Приём диалог, выполнение практического задания, сравнение, устный опрос. |
Планируемые результаты | Предметные: знать названия деревьев, растущих на территории школы, узнавать их по листьям, описывать внешний вид дерева. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: группировать деревья по типу: лиственные и хвойные, находить информацию в печатных источниках. Коммуникативные: проявлять терпимость, слушать и слышать друг к друга. Личностные: будут формироваться эстетические потребности, ценности и чувства через природу родного края. |
Оборудование и ресурсы | Учебники «окружающий мир» А.А. Плешакова для 1 класса, папка- планшет, заготовки- листы А4, фотоаппараты, коробочки для сбора листьев, наглядные пособия «Деревья», гербарий, «Атлас-определитель» А. Плешакова, фломастеры. |
№ | Название этапа урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Действия учителя | Действия ученика | Формируемые УУД |
1 | Мотивация (самоопределение) к уч6ебной деятельности | Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Приём «Установка»» | Перед началом урока учитель каждому ученику должен заглянуть в глаза (взглядом учитель даёт понять, что пора угомонится и настроится на работу). При этом произносит, обращаясь индивидуально или ко всему коллективу фразы: -Привели себя в порядок (заправили …, причесали) - Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» | Ученики показывают, что они готовы к работе. | К.: учатся слышать и понимать учителя. Личностные: понимать, что в школу ходят за знаниями. |
2 | Ориентация в учебном материале | Проблемная ситуация | Показывает на экране фотографии листьев -Назовите одним слово, что это? (если возникнет ситуация затруднения-нельзя назвать одним словом, потому что и листья, и иголки на фото, подводит к понятию, что иголки- это листья (хвоя)). - А можете назвать деревья, листья которых вы видите на экране? (Наверняка дети допустят ошибку, начнут спорить) -…а ведь это листья деревьев, которые растут на школьном дворе! Значит, вы каждый день проходите мимо этих деревьев и не знаете, как они называются?! | Рассматривают фотографии Отвечают на вопрос Объясняют понятие «хвоя». Называют деревья (допускают ошибки, спорят) | Р.: контролируют свои действия; П.: с помощью наглядности воспроизводят свои знания по теме; К.: ведут диалог. |
2 | Определение цели | | - Ну если не знаете, значит нужно… - Какую цель поставим? (Выслушивает детей, корректирует при необходимости) - Для выполнения наших целей мы выйдем на школьный двор. | Хором: Узнать! Выдвигают цели урока | Р.: формулируют вмести с учителем цели и задачи урока; К.: выслушивают предложения не перебивая друг друга. |
3 | Проектирование деятельности | Распределение по группам. Проводится инструктаж. | - Но сначала вам нужно распределиться по группам. Проводит инструктаж по правилам поведения вблизи деревьев. Раздаёт инструментарий. Объясняет, что и как фотографировать | Делятся на 5 групп самостоятельно (в группе по 5 человек) Каждая группа получает папку- планшет в которой находится листы А4 для занесения информации, коробочку для листьев. | Р.: удерживают цель и задачи урока; П.: знакомятся с инструментарием; К.: договариваются друг с другом, объединяются в группы. |
4 | Организация и выполнение | Исследование территории школы на предмет растительности «Виды деревьев» Работа с печатной информацией | Проверяет, как дети помнят поставленные задачи. Объявляет, что для сбора информации время у них ограничено. По сигналу собирает все группы и заводит детей в класс. - Я даю вам время на то, чтобы вы дописали рядом с листом дерева название. Название нужного вам дерева можно искать с помощью: (Демонстрирует наглядные пособия) плакат «Деревья», гербарий, «Атлас- определитель». Оказывает необходимую индивидуальную помощь. По сигналу останавливает работу. | Выходят на школьный двор. Вспоминают поставленные задачи. Самостоятельно распределяют обязанности в группе и преступают к работе: -заполняют лист А4 (приклеивают лист дерева, рядом пишут название, если знают); - фотографируют дерево во весь рост + фото листа; - от каждого дерева кладут по пять листочков в коробку. Ведут самостоятельный поиск информации с помощью предоставленного учителем учебного материала. | Р.: планируют и контролируют свои действия; П.: осуществляют поиск необходимой информации из различных источников; К.: распределяют роли в группе, осуществляют взаимный контроль, взаимопомощь. |
5 | Контроль и оценивание | Беседа | - Какая главная задача стояла перед вами? -А теперь давайте проверим как вы справились с этой задачей. (На доске заранее записаны номера групп). Я называю дерево, если в вашем списке есть такое, вы рядом с листиком ставите «+», находите заданные листья и подымаете руки вверх. Если нет такого дерева ставите «__» и дописываете название красным фломастером. Если лист есть, а названия нет, ставите «V». - Липа! (Прикрепляет карточку с названием дерева к доске) - Первая группа, есть у вас такое дерево? Вторая? и т.д. Фиксирует итоги на доске: 1гр 2гр. 3гр. 4гр. 5гр. Липа + - + + + Пихта V + V + + - И так, сколько видов деревьев растёт на территории школы? Обращается к каждой группе с вопросами: - Сколько деревьев смогли найти? - Сколько не заметили совсем? - Сколько листочков без названия? - На какие две группы можно разделить все деревья? - Какие трудности вы испытывали в работе? - Удалось ли вам достигнуть поставленной цели? (если нет, то почему?) | Проверяют выполненную работу. Ставят необходимые метки. Находят среди собранных листьев названный учителем и показывают. Описывают внешний вид листа: Форма Зубчики - Одиннадцать. Отвечают на вопросы | Р.: оценивают свою работу в группе. П.: осуществляют анализ работы, выделяют отличительные признаки листьев; К.: формулируют ответы на вопросы, признают свои ошибки. |
6 | Рефлексия | Диалог с обучающимися Ситуация успеха (приём «Комплименты») | Задаёт вопросы: -Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? - Что понравилось/ не понравилось? Высказывает своё удовольствие работой, выделяя отличившихся. Просит поаплодировать им. | Высказывают свои мысли: «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…», «Сегодня на уроке мне понравилось…», «Сегодня на уроке мне не понравилось…», «Сегодня на уроке мне не удалось…» Принимают комплименты от учителя, аплодируют группе, которая лучше всех справилась с заданием. | Р.: фиксируют удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке; К.: проявляют активность, стремление высказаться. Личностные: проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. |
7 | Домашнее задание | Дифференцированные задания. Работа с презентацией. | Раздаёт номера шаблонов презентации | Каждая группа получает по два шаблона презентации, куда нужно вставить фото сделанное на уроке. | |