Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Планеты солнечной системы»
Конспект урока окружающего мира.
4 класс. УМК «Школа России»
Учитель: Бадяло И.В.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть на нашем уроке окружающего мира. Садитесь удобнее. Проверьте вашу готовность к уроку.
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, отвечать -
И друг другу помогать.
- Вы готовы слушать, отвечать и друг другу помогать?
На доске солнышко
- К нам на урок заглянуло веселое солнышко. Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. От этого поднимается настроение. Я хочу, чтобы его лучи вас всех согрели и у вас появился очень хороший настрой на работу.
Ребята, из предыдущего урока вы уже знаете, что Солнце и небесные тела, движущиеся вокруг него, образуют Солнечную систему. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о каких небесных телах мы будем говорить сегодня на уроке.
9 братьев и сестер вокруг мамы ходят,
Отражая свет её, хороводы водят. (Планеты)
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Планеты Солнечной системы) Правильно.
Планета – это небесное тело, движущееся вокруг Солнца по Орбите. Планеты - не звезды, они не умеют сами светить, их освещает Солнце. Отбита – путь небесного тела, обычно замкнутый. Чем дальше планета от Солнца, тем орбита больше. Прошло много лет, прежде, чем люди смогли построить правильную модель Солнечной системы. Планеты открывали постепенно. Каждая планета может похвастать своими космическими рекордами.
Кто из вас хочет быть космонавтом? Хотели бы вы отправиться в космическое путешествие к планетам Солнечной системы?
Подготовьте свои бортовые блокноты, ручки, карандаши.
– В полёт берут только хорошо подготовленных космонавтов. Проверим, как вы готовы к полёту. Давайте представим, что каждый ряд - это космический корабль. Каждый экипаж должен получить название. Рассыпаны названия космических кораблей. По одному представителю…. Собрать слова-названия.
– Продолжите утверждение: «Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют…» Слайд 2
Расскажите, что вы знаете о Солнце (с опорой на информацию со слайда 3).
Назовите цель нашего путешествия.
Выясним также, возможна ли жизнь на других планетах Солнечной системы. Почему?
На прошлом уроке мы с вами познакомились с планетами Солнечной системы, сегодня нам необходимо наши знания обобщить и закрепить.
Открытие нового знания (17 мин.) | ||
Слайд 4 | – Экипажам кораблей приготовиться к полёту. Занять свои кресла, пристегнуть ремни. Ведём обратный отсчёт времени. Хором… | Поверяют готовность, выполняют команды учителя. |
Слайд 5 | – Вот она – Солнечная система. Посмотрите на планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Сколько их? Чем они похожи, чем отличаются? | – Планет изображено 9. У каждой из них своя ось вращения. Все они имеют форму шара. Отличаются размерами, цветом, удалённостью от Солнца. |
Слайд 6 | – Планета, с которой мы начинаем путешествие, является нашим космическим домом и называется Земля. Луна, единственный естественный спутник Земли и ближайшее к нам небесное тело; среднее расстояние до Луны – 384000 километров. Что вы знаете о нашей планете? (Гиперссылка на слайд 7. Необходимо нажать на название планеты) | Ответы детей. |
– Посмотрим, что расскажет о Земле нам бортовой компьютер. (Возвращение назад по стрелке) | Читают данные, дополняют свои знания. | |
Слайд 7 | – Летим к первой от Солнца планете – Меркурий.. Вот мы и прилетели на Меркурий названа планета в честь бога торговли — это самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы, на ней очень жарко днем +400◦С. Например, чайник закипает при температуре +100◦С, а температура на Меркурии как будто кипят 4 чайника. А ночью на планете очень холодно – 200◦С. Например вода замерзает при 0◦С, а тут намного, намного холоднее. На планете нет ни воды, ни воздуха. Ее назвали в честь бога торговли, потому что людям, казалось, что она похожа на большую булку хлеба. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью - ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная. | Внимание на экран. Рассматривают планету. Читают сведенья о ней. |
– Как вы думаете, могут ли на этой планете обитать живые существа? Почему? | Ответы детей. | |
Слайд 8 | – Летим к следующей планете. Это Венера, названа в честь богини любви и красоты - вторая внутренняя планета Солнечной системы, ее поверхность покрыта сотнями тысяч вулканов, сама планета покрыта толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Из-за облаков тут еще жарче, чем на Меркурии и можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — третья по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара. | Выступает представитель 1 экипажа. |
– Занесём необходимые данные о планете Венера в наш бортовой компьютер. | Дети называют главное из рассказа. | |
Слайд 9 | – Мы движемся к четвёртой от Солнца планете, Марсу. Она названа в честь бога войны. Это красная планета. Вы знаете, что поверхность Марса - пустыни, кратеры, горы. Там есть вулканы и там находится самый большой вулкан в солнечной системе – Олимп. Это единственная похожая на Землю планета, тем, что имеет 4 времени года и каналы похожие на русла высохших рек. Очень долго люди верили, что там есть жизнь и до сих пор ищут жизнь на Марсе. Ночью температура на Марсе опускается до минус 85 градусов. При чтении данных о планете, перейти по гиперссылке «Фобос и Деймос» или два спутника, обращающиеся около Марса Марс, как известно, - бог войны. Фобос и Деймос - его сыновья, по-гречески - "страх" и "ужас". (слайд 16), чтобы посмотреть иллюстрации. Затем возвращение назад по стрелке. | Внимание на экран. |
Слайд 10 | – Наш космический корабль приближается к гигантской планете – Юпитер. Мы прилетели на Юпитер - самая большая планета солнечной системы, все остальные планеты могли бы поместиться на нем. Названа в честь главного римского бога. Его часто называют газовым гигантом, его состав похож на солнечный, будь Юпитер немного больше, он мог бы стать звездой. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. | Дети изучают материал учебника. |
– Что вы знаете о Юпитере? | – Это самая большая и самая тяжёлая планета. Она в 318 раз тяжелее Земли. Её диаметр в 11 раз больше диаметра Земли. | |
– Посмотрим, какие сведения о Юпитере есть в нашем компьютере. | Внимание на экран. | |
| Физкультминутка. | На вопрос учителя дети отвечают «Да!» или «Нет» и показывают соответствующее движение. |
Слайд 11 | – Идём на сближение с планетой Сатурн. | |
– Что вы знаете о планете Сатурн? названа в честь бога земледелия - это самая необычная по внешнему виду планета ее окружают яркие кольца. Они образованы различными частицами, камнями, льдом, снегом, которые вращаются вокруг Сатурна на большой скорости и поэтому кажется, будто Сатурн окружен кольцами. Сатурн тоже состоит из газа и жидкости и тоже очень большой по размеру. Занесём данные в наш бортовой компьютер. | Ответы детей. | |
Слайд 12 | – Совершаем перелёт к седьмой от Солнца планете. Она названа в честь греческого бога Ураном. зеленовато-голубая планета, названа в честь бога неба. И там очень холодно – 200◦С. Уран еще называют «лежачей планетой», потому что он вращается вокруг солнца как бы лежа на боку. Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов. | Внимание на экран. |
Слайд 13 | – А вот в наших иллюминаторах показался Нептун- назван в честь бога моря. Это громадный шар из газа и жидкости, там еще холоднее – 213◦С. На поверхности этой планеты дуют самые сильные ветра. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. | Дети слушают рассказ учащихся |
– Что вы узнали о планете? Какие сведенья необходимо занести в базу данных нашего компьютера? | Ответы детей. | |
Слайд 14 | -Вот в иллюминаторах показалось ещё одно небесное тело. Что это? сейчас Плутон – карликовая планета. У Плутона есть три спутника -Харон, Некс и Гидра. | Дети высказывают свои версии. |
– Можно ли это небесное тело считать планетой? Почему? | Ответы детей с доказательствами. | |
– Существуют ли ещё планеты в Солнечной системе, как вы думаете? | Версии детей. | |
Слайд 15 | Физкультминутка для глаз. | Глазами следят за объектом на экране. |
Слайд 16 | – Вот показалась впереди корабля неизвестная планета – Седна, получившая имя в честь эскимосской богини морских зверей. | Слушают рассказ учителя, рассматривают иллюстрацию. |
Ответьте на вопросы 3, 4, 5, 6 листа самооценки (Приложение 2). | Работают с листом самооценки. | |
Применение нового знания. Включение его в систему знаний по предмету (6 мин) | ||
Слайд 17 | – Прочитайте задание со слайда для самостоятельной работы в группах | Самостоятельная работа. |
Проверка результатов самостоятельной работы. | Представитель от каждой группы выходит к доске и зачитывает ответ на вопрос. | |
Составление маршрутной карты обратного полёта (5 мин) | ||
| – Возьмите листы с маршрутной картой Солнечной системы, подпишите названия планет(Приложение 3). Продумайте маршрут, по которому вы будете возвращаться домой. | Дополняют карту, составляют обратный маршрут для космического корабля |
| Поверка самостоятельной работы | Дети зачитывают обратные маршруты для своих кораблей. |
Слайд 28 | – Внимание! Приготовиться к обратному полёту! Пристегнуть ремни! Ведём обратный отсчёт времени! Три, два, один, пуск! | Проверяют готовность к полёту, ведут обратный отсчёт времени вслух. |
Подведение итогов урока. Рефлексия (1 мин) | ||
| – Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы поставленной цели? | Высказывания детей. |
– Ответьте на вопросы 7, 8, 9 листа самооценки (Приложение 2). В бортовом журнале есть круг – это смайлик. Нарисуйте сейчас своё настроение после проведенного урока | Работают с листом самооценки. | |
Домашнее задание (1 мин) | ||
| – Ознакомиться с материалом учебника. Дополнительно (по желанию) вылепить из пластилина модели планет. На картоне расположи их в порядке удаления от Солнца. | Записывают задания в дневники. |
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Всем спасибо за урок!
Надежда Алексеевна Паршукова
Ирина Владимировна Казарцева