Урок по географии на тему «Географическое положение России на карте и глобусе»
Государственное Казенное Общеобразовательное учреждение
«Снежнянская Специальная школа – интернат № 42»
ГКОУ «Снежнянская СШИ № 42»
(наименование образовательной организации)
Открытый рок по географии на тему : : «Географическое положение России на карте и глобусе».
Подготовила и провела :
Орлова М.И.
Снежное 2024г
Тема: Географическое положение России на карте и глобусе.
Цель: Познакомить учащихся с географическим положением России.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать представление о положении России на физической и политической карте мира и глобусе. Учить детей самостоятельно добывать информацию используя физическую карту, карту полушарий, глобус;
2.Повторить виды карт.
3. Развивать познавательную активность, внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение работать с тетрадью, умение использовать информацию для практической работы.
Прививать интерес к урокам географии, любознательность.
Коррекционные:обогащение словарного запаса,коррекция мышления, внимания, памяти.
Воспитательная:. Воспитание трудолюбия, самостоятельности в суждениях, чувства патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Методы обучения: текстовый, картографический, словесный, цифровые, практическая, самостоятельная работа.
Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: физическая карта России, атлас «Карта полушарий», глобус, тетради, карточки, мультимедийная презентация. цветные карандаши,наглядность.
Ход урока.
Организационный момент
В школе вновь звенит звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрите,
Улыбнитесь, не шумите.
Будьте собраны, друзья,
Ведь без знаний нам нельзя.
Поприветствуем наших гостей и настроимся на плодотворную работу.
«Истинное сокровище для людей — умение трудиться».
Эзоп, древнегреческий баснописец
Упражнение «Труд».
На доске написано слово «ТРУД». Учитель говорит: «Ребята, сейчас сядет тот, у кого на столе приготовлено к уроку:
Т – тетрадь
Р – ручка
У - учебник
Д – дидактический материал.
Актуализация знаний. Предлагает вспомнить ранее изученный материал.Ребята, вы любите играть?
Я предлагаю вам игру «Морской бой». Самое главное – правильно называть адрес клетки. Игровое поле: горизонталь – буквы, вертикаль – цифры, адрес – место пересечения буквы и цифры. Ученики называют адрес, отвечают на вопросы, открывается клетка на игровом поле (с вариантами ответов) Групповая работа.
Вопросы:
3В. Какую форму имеет Земля?
5Д. Назовите предметы похожие по форме на Землю.
3Е. Как называется уменьшенная модель Земли?
7 Б. Что такое план?
8В. Что такое карта?
8 Г. Что такое масштаб?
8 Д. Где на плане и карте находится север?
8Е. Что значит читать карту?
8 Е. Чем карта отличается от плана?
7 Ж. А на какой карте мы можем увидеть государства
Отвечают на вопросы.
Ответы:
3.В. Форма шара
5Д. Апельсин, мяч
3Е.Глобс.
7 Б. Изображение на плоскости
небольшого участка Земли
8 В. Уменьшенное изображение земной поверхности
8Г. Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшается при изображении их на карте
8 Д. Вверху
8 Е. Понимать ее условные знаки
8 Е. План – небольшой участок, карта – вся земная поверхность
7 Ж. На политической карте.
Итог игры:
Ребята, во время игры мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания о карте
Объяснение нового материала.
-Эпиграфом к нашему уроку могут стать слова:
Как велика моя страна,
Как широки ее просторы!
-Вы, наверное, уже догадались, о какой стране пойдёт речь сегодня на уроке?
- Сегодня мы начнём изучать страну, в которой живём – Россию.
Запишите тему урока: «Географическое положение России на карте,глобусе»
Что мы должны узнать сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы изучим географическое положение России на карте и глобусе.Узнаем, в каких частях света она расположена)
Мы должны будем ответить на вопросы, которые помогут нам дать географическую характеристику России.
1 На каком материке расположена Россия?
2. Какую территорию занимает?
3.В каком полушарии расположена Россия?
4.Как расположена Россия по отношению к экватору?
5 .В каких частях света находится наша страна?
По мере нахождения ответов вы будете заполнять карточки, и в конце урока мы получим описание географического положения России.
(раздаю памятки-карточки)
Россия расположена на материке ------------------------------ Площадь Российской Федерации --------------------------- в --------------------------------- полушарии к ------------------от экватора .
Наша страна расположена в двух частях света:---------------------------- и ---------------.
Европейская часть называется -------------------------, а Азиатская часть ------------------------.
Европейская часть России (больше,меньше) Азиатской части.
Европа расположена на -------------------------------------- равнине,
Азия включает -------------------------------------
и ----------------------------------------------------------.
Работа с физической картой, глобусом.
Правила работы с картой у доски:
Все объекты на карте нужно показывать с помощью указки.
Стоять у карты нужно вполоборота, чтобы одноклассникам было видно.
Правила показа на карте различных объектов:
Границы страны ,материков обводятся указкой по замкнутой кривой.
Города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города на карте.
Реки показываются по течению от истока к устью.
1. На каком материке расположена Россия?
Материки (континенты) — самые крупные участки суши,окруженные со всех сторон океанами и морями.Материков шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия. Континенты различаются размерами, очертаниями береговой линии, внутренним строением, рельефом.
Самый большой материк — Евразия, самый маленький — Австралия.
Евразия омывается четырьмя океанами: Атлантическим с запада, Северным Ледовитым с севера, Тихим с востока и Индийским с юга.
Евразия расположена во всех климатических поясах, которые закономерно сменяют друг друга с севера на юг. Россия расположена на континенте Евразия.
Работа у доски с картой (показ материков)
Видео
Задание. Работа парами. (клеим материки на лист бумаги1 группа,2 группа – пазлы3 гр ).Самостоятельно запишите, на каком материке находится Россия.С какой буквы запишите название материка?Евразия.
2 Какую территорию занимает Россия ?
Территория государства – часть поверхности земного шара (суша и её недра, воды и воздух), которая находится под суверенитетом определённого государства. Она включает сухопутную (материковую часть, острова) и водную (внутренние воды и территориальные воды) часть, лежащее над ними воздушное пространство и расположенные под ними недра земли.По числу пограничных государств. С Россией граничит 18 стран (на суше 16).
Видео (на карту России 17,1 млн км 2.)
Россия – самое большое государство мира, расположено на самом большом материке Земли – Евразии. Современная площадь Российской Федерации – 17,1 млн км² примерно 13% площади мира, или её 1/8 часть.
Задание (На карточках обводим территорию России)
Гимнастика для глаз.
3. В каком полушарии расположена Россия?
Россия расположена в Восточном полшарии.
Записываем в карточку.
4 .Как расположена Россия по отношению к экватору?
А теперь посмотрите на глобус. Найдите линию экватора.
Экватор — это условная линия на поверхности Земли, которую проводят на равном расстоянии от Северного и Южного полюсов.
Как расположена Россия по отношению к экватору?
(Россия расположена к северу от экватора)
Записываем в карточку.
Физминутка.
Молодцы, а теперь узнаем
5. В каких частях света расположена Россия? Работа с учебником
По территории России проходит граница между двумя частями света – Европой и Азией. Это условная линия. Граница между Европой и Азией проходит по восточному склону Уральских гор, Каспийскому морю и по северному склону Кавказских гор.
Запишите.
Европейская часть называется Европой, а Азиатская – Азией.
Запишите в карточку.
Граница между частями света –Уральские горы.Проведите пальчиком по границе.
ЗаданиеРабота с карточками отметьте границу между частями света.
- Сравните размеры частей света. (Европейская часть России меньше Азиатской) Запишите в карточку.
- Рассмотрим карту на стр. 133. Это Европейская часть России.
Какую территорию занимает Европейская часть России?
( Она занимает территорию Восточно-Европейской равнины и Урал.)
-Отметим её на карте.
- Азиатская часть включает Сибирь и Дальний Восток. Сибирь простирается к востоку от Уральских гор. Дальний Восток – территория вдоль побережья Тихого океана.
Работа доски с картой
Закрепление материала.
А теперь, пользуясь планом и карточкой, опишите географическое положение России на глобусе и карте.
Россия расположена на материке Евразия. Площадь Российской Федерации 17,1 млн км² Располодена в восточном полушарии к северу от экватора Наша страна расположена в двух частях света: Европейской и Азиатской .Европейская часть называется Европа, а Азиатская часть Азия.
Европейская часть России меньше Азиатской части.
Европа расположена на Восточно – Европейской равнине,
Азия включает Сибирь и Дальний Восток.
Работа с картой.
Итог урока. Видео
Слово учителя:
Как велика, моя страна
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля
Леса и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Н. Забила
(показ слайдов об уголках России)
Рефлексия. (каждый ученик отвечает на вопрос)
– За что ты можешь себя похвалить?
– Какие задания тебе понравились больше всего?
– Что приобрел?
– Что тебя удивило?
– Над чем надо еще поработать?
– Что на твой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
– Зачем нам нужен был этот урок?
– Какие достижения у тебя на сегодняшнем уроке?
Оценивание.
Я знала ,все у нас получится,
Россию с вами будем знать,
Активным географам ………
В журнал поставлю «хорошо» и «пять»
И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его узнать
Д.З.