Урок по легкой атлетике
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ
ИМЕНИ А.В. ЗАХАРЧЕНКО»
| |
Методическая разработка
открытого занятия
на тему: «Техника бега на средние и длинные дистанции »
учебная дисциплина: ОГСЭ.05 Физическая культура. 09.02.07 Информационные системы и программирование
Автор: Пожидаева Анна Михайловна,
преподаватель физической культуры
ПЦК: Физической культуры,
БЖД и защиты Родины
Донецк, 2025
Организация разработчик ГБПОУ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ ИМЕНИ А.В. ЗАХАРЧЕНКО.
Разработчик: Пожидаева А.М. преподаватель физической культуры.
В основу методической разработки практического занятия положено обобщение и систематизация теоретических практических знаний и умений обучающихся о технике бега на средние и длинные дистанции. Приобретение умений и навыков при занятиях бегом, а также развитие выносливости и скоростно-силовых качеств, что обеспечивает повышение интереса студентов к содержанию учебного материала по теме занятия.
Данная разработка будет полезна для преподавателей физической культуры среднего профессионального образования.
Рецензент
Акопов Э.А.- руководитель физического воспитания преподаватель высшей квалификационной категории дисциплины «Физическая культура». ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ ИМЕНИ А.В.ЗАХАРЧЕНКО».
Одобрена и рекомендовано
С целью практического применения
цикловой комиссией
физической культуры и ОБЗР
Протокол заседания от «------» ------------ 2025 г. №
Председатель ЦК _________ М.Л.Куприенко
Рецензия на методическую разработку открытого занятия
преподавателя дисциплины «Физическая культура»
Пожидаевой Анны Михайловны,
ГБПОУ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ
ИМЕНИ А.В. ЗАХАРЧЕНКО» г. Донецк.
План - конспект занятия по разделу «Легкая атлетика» входит в состав рабочей программы дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура разработанной на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям), утвержденного приказом утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 28.09.2020 № 138-НП.
Цель занятия – обобщение и систематизация теоретических знаний и практических навыков, обучающихся о технические бега на средние и длинные дистанции.
Цель достигается через решение задач: развивающих, образовательных и оздоровительных.
Структуру занятия составляют следующие элементы: подготовительная часть, основная и заключительная. В подготовительной части представлены упражнения общеразвивающего характера на месте и в движении. В основной части даны специальные упражнения для совершенствования техники бега. В заключительной части даны упражнения на восстановление, подведены итоги занятия и выставлены оценки. Указана дозировка к каждому заданию и даны организационно-методические указания. Содержание урока структурировано на основе компетентностного подхода. В план учебного занятия включены мероприятия по определению самочувствия обучающихся. Влияние и коррекции физической нагрузки на организм.
Для реализации задач в ходе образовательной деятельности преподаватель использует различные педагогические технологии: личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие. Проиллюстрированы методы и приёмы обучения на уроках физической культуры: наглядный и практический, комплексно-игровой и соревновательный.
Всё это позволяет повысить интерес обучающихся к занятиям физической культурой.
Содержание урока соответствует современным стандартам среднего общего образования. Конспект может быть рекомендован для использования в среднем общеобразовательном учебном заведении при проведении уроков физической культуры
Рецензент:
Руководитель физического воспитания преподаватель высшей квалификационной категории дисциплины «Физическая культура». ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ ИМЕНИ А.В.ЗАХАРЧЕНКО».
_______________ Э.А. Акопов
Аннотация
В методической разработке практического занятия по физической культуре на тему «Техника бега на средние и длинные дистанции» детально раскрывается содержание и методика обучения бегу.
В основу методической разработки практического занятия положено обобщение и систематизация теоретических знаний и практических навыков обучающихся о беге на средние и длинные дистанции; а также приобретение новых умений и навыков ; развитие, выносливости и скоростно-силовых качеств, что обеспечивает повышение интереса студентов к содержанию учебного материала по теме занятия.
Методическая разработка данного занятия может быть использована преподавателями физической культуры учреждений среднего профессионального образования.
Технологическая карта занятия
Тема занятия: «Техника бега на средние и длинные дистанции »
Цель занятия: обобщение и систематизация теоретических знаний обучающихся о технике бега на средние и длинные дистанции.
Задачи занятия:
Дидактическая: | Формировать умения и навыки выполнения техники беговых движений |
Оздоровительная: | Формировать способность организма адаптироваться к окружающей среде, противодействовать возникновению стрессовых состояний средствами физической культуры |
Воспитательная: | Воспитывать инициативность и самостоятельность, психологическую устойчивость, умение работать в группе |
Развивающая: | Способствовать развитию силы, скоростно-силовых качеств, выносливости и функциональной подготовленности |
Прикладная: | Формировать умения и навыки сотрудничества в процессе спортивной деятельности, способствовать формированию умения применять приобретенные знания и умения на практике |
Тип занятия: совершенствование умений и навыков
Вид занятия: практическое занятие
Межпредметные и внутрипредметные связи: педагогика, психология, биология, анатомия
Формы контроля: практическое выполнение на занятии, опрос.
Оборудование: методическая разработка занятия, презентация, видео-материалы
Группа 1ПО-24 Дата: 02.09.2025г. Время: 1ч 20м
Инвентарь: свисток, секундомер..
Ход занятия
№ | Тема занятия | Дозировка | Организационно-методические указания |
| Подготовительная часть 25- 30 мин. | |||
1. | Организация обучающихся, проверка готовности к проведению практического занятия. Построение, приветствие Сообщение темы занятия: «Техника бега на средние и длинные дистанции » Цель: Обеспечить начальную организацию обучающихся | 1 мин. | Напомнить правила техники безопасности: - удобная спортивная обувь и форма; - отсутствие украшений, предметов представляющих опасность: браслеты, перстни, ремни т.п. Во время занятия: - выполнять инструкции и рекомендации по технике безопасности при проведении занятий физической культурой. |
2. | Мотивация учебной деятельности. Построение, приветствие Сообщение цели занятия: Сегодня, на занятии мы с вами: Обобщим теоретические знания о технике бега на средние и длинные дистанции. 2. Закрепим умения и навыки в технике бега а так же уделим время развитию к выносливости и скоростно-силовых качеств. Цель: Создать положительную мотивацию работы на занятии | 2 мин | |
3. | Актуализация опорных знаний обучающихся - Итак, вспомним ,что бег на средние и длинные дистанции - совокупность легкоатлетических беговых дисциплин, объединяющая дистанции, длиннее, чем спринтерские, но короче, чем длинные. В большинстве случаев к средним дистанциям относят 600 м, 800 м, 1000 м, 1500 м, 2000 м, 3000 м, 3000 м с препятствиями. Наиболее престижными, олимпийскими, являются дистанции на 800 м, 1500 м и 3000 м с препятствиями. Длинные дистанции бега – 2 мили, 5000 м, 10000 м, 42115 м. Также к длинным дистанциям относятся следующие подвиды: часовой бег, бег с препятствиями, эстафета. Бег с препятствиями – 3000 м, эстафета – 4x100 м, 4x200 м, 4x400 м, 4x800 м, 4x1500 м, с барьерами, «шведская эстафета» | 3 мин | Идивидуальный опрос знаний о баскетболе. Система оценивания: «5» - ответ без ошибок, «4» - ответ не точный «3» - ответ с помощью преподавателя или наводящих вопросов, «2» - нет ответа, |
4. | Измерение пульса: 60-80 ударов – норма в покое. Цель: определить готовность организма студентов к предстоящей физической нагрузке | 1 мин | Студентам с повышенной ЧСС дать индивидуальные задания по восстановлению физического состояния |
5 | Ходьба и ее разновидности | 3-5мин | Следить за правильным выполнением, следить за осанкой. |
6. | Разминочный бег | 5-7мин | Следить за правильным выполнением, следить за осанкой. |
7 | Общеразвивающие упражнения Построение, перепостроение. | 15мин | |
7.1 | И.п. узкая стойка, ноги врозь. 1-4 - круговые движения головой вправо, 5-8 - то же влево.
| 6-8р | Следить за правильным выполнением, следить за осанкой. |
7.2 | И.п. - узкая стойка, ноги врозь. 1-4 - круговые движения руками вперед. 5-8 - то же назад.
| 6-8р | Следить за правильным выполнением и осанкой. Руки ровные. |
7.3 | И.п узкая стойка, ноги врозь. 1-2 - 2 рывковых движения согнутыми руками перед грудью. 3-4 - 2 рывковых движения прямыми руками с поворотом вправо. 5-8 - то же с поворотом влево.
| 6-8р | Следить за выполнением, руки ровные. |
7.4 | И.п. - узкая стойка, ноги врозь, руки перед грудью. 1-8 - пружинистые повороты вправо. 9-16 - то же самое влево.
| 6-8р | Следить за правильным выполнением и за осанкой. |
7.5 | И.п. - узкая стойка, ноги врозь, руки скрестить на груди. 1-8 - круговые движения туловищем вправо. 9-16 - то же самое влево.
| 8-10р | Спина ровная. Широкая амплитуда движений. |
7.6 | И.п. – широкая стойка, ноги врозь, руки в стороны. 1- Наклон, коснуться правой рукой носка левой ноги. 2- И.п. 3-4- то же к правой ноге. Темп средний
| 8-10р | Спину держать ровно. Наклоняться как можно ниже. |
7.7 | И.п. – широкая стойка, ноги врозь, руки вытянуты вперед. 1- Выпад правой ногой, левая в сторону. 2 - И.п. 3-4 – то же в другую сторону.
| 6-8р | Спину держать ровно, приседать как можно ниже. |
7.8 | И.п. - узкая стойка, ноги врозь, руки вверх. 1- выпад правой ногой вперед. 2-И.п. 3-4 - выпад другой ногой.
| 6-8р ,тоже в прыжке 6-8р | Следить за дыханием и осанкой.Тоже самое повторить в прыжке. |
7.9 | Упражнение на равновесие. И.п. Стать прямо. 1-8 - равновесие на правой ноге. 9-16 – поменять ногу.
| Удержи-вать 10 сек.*2 подхода | Сосредоточится на выполнении |
Основная часть-40 мин | |||
8 | Специально-беговые упражнения: Цель: развивать быстроту, выносливость скоростную выносливость | 10мин | |
8.1 | Бег с захлестом голени назад | 25м | Следить за правильным выполнением |
8.2 | Бег с высоким подниманием бедра | 25м | Спину держать ровно |
8.3 | Бег в шаге | 25м | Следить за правильным выполнением |
8.4 | Бег скрестным шагом | 25м | Следить за правильным выполнением |
8.5 | Бег махом прямых ног вперед | 25м | Следить за правильным выполнением |
8.6 | Бег махом прямых ног | 25м | Следить за правильным выполнением |
8.7 | Подскоки на одной ноге | 25м | Следить за правильным выполнением |
8.8 | Семенящий бег | 25м | Следить за правильным выполнением |
9 | Техника высокого старта, стартового разбега, бега по дистанции, финиширования. | 25мин | |
| По вызову судьи на старте бегуны выходят на линию сбора обычно в 3 м от линии старта. По команде «На старт!» они подходят к линии старта и занимают наиболее выгодное положение для начала бега. При этом бегун ставит у стартовой линии сильнейшую ногу, отставляя другую назад. Разноименная выставленной вперед ноге согнутая рука выносится вперед. Некоторые бегуны опираются этой рукой о землю (до стартовой линии). В беге на средние дистанции команда «Внимание!» не подается. По команде «Марш!» или выстрелу бегуны устремляются вперед. Начало бега выполняется так же, как и в спринте, только с меньшей интенсивностью усилий. Быстрее происходит выпрямление туловища, и бегун переходит к свободному бегу по дистанции. Имитация старта Имитация работы рук и ног в беге Финиширование - это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Бег считается законченным, когда бегун коснется воображаемой плоскости финиша какой-либо частью туловища. Финишную линию пробегают с полной скоростью, выполняя на последнем шаге «бросок» на ленточку грудью или боком. Имитация финишированя | Повторное пробегания от 15до 25м 5-7мин 6-8р 5-7мин | Во время бега туловище слегка наклонено вперед, голова держится прямо, движения плечевого пояса и рук выполняются легко и ненапряженно, пальцы свободно сложены. Длина шага и скорость бега по мере увеличения дистанции уменьшаются. У бегунов на средние дистанции длина шагов превышает длину тела на 15- 20 см, а у бегунов на длинные дистанции - на 10-15 см. Постановка ноги на дорожку при беге на средние дистанции осуществляется эластично с передней части стопы с последующим опусканием на всю стопу. |
III. Заключительная часть 10– 15 мин | |||
10 | Измерение пульса. Цель: определить студентов, которые получили нагрузку, не соответствующую их физическим возможностям. | 1мин | После выполнения основной части занятия студенты замеряют пульс и сравнивают с предыдущими показателями. |
11 | Упражнения на растяжку И.п.- сидя ноги вместе, пружинистыми движениями выполняем наклон вперед, колени прямы , руками тянем носки на себя И.п.- сидя ноги врозь передача мяча под ногой (по очереди правая, затем левая) И.п.- сидя ноги врозь 1-наклон к левой ноге, руками коснуться носка 2- наклон вперед 3- тоже к правой 4 – и.п. И.п. – ноги врозь 1- 4 вдох 1- 4 задержка дыхания 1- 4 выдох | 4мин | Ноги прямые Ноги в коленях не сгибать Руки через стороны вверх |
12 | Измерение пуса. Цель: определить студентов, которые получили нагрузку, не соответствующую их физическим возможностям. Дать рекомендации по восстановлению проверить пульс через 2-3 мин) | 1мин | После выполнения заключительной части занятия студенты замеряют пульс и сравнивают с предыдущими показателями. |
13 | Интерактивный тест на знание легкой атлетики | 5мин | Система оценивания: «5»- ответ без ошибок, «4»- ответ не точный «3»- ответ с помощью преподавателя или наводящих вопросов, «2»- нет ответа, |
14 | Подвидение итогов , домашние задание | 3мин | Оценить всех учащихся,разобрать ошибки за урок. Выполненить комплекс ОРУ. |
Разработчик: Пожидаева А.М. преподаватель физической культуры.








