Урок по окружающему миру 3 класс по теме «Разнообразие животных»
Технологическая карта урока
Класс 3 Число Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Разнообразие животных»
Цель урока: Создание педагогических условий для развития умений классифицировать животных по группам. Формирование понятия «зоология». Систематизация и расширение знаний о группах животных и о важнейших отличительных признаках групп.
Формирование УУД:
Личностные действия: - навыки культурного поведения при общении;
-формирование положительного отношения к познавательной деятельности;
-мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-понимать необходимость и важность бережного отношения человека к природе
Регулятивные действия: - постановка учебной задачи;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценка результатов работы;
Познавательные действия: - Читать и слушать, отбирая нужные сведения;
- Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, делать выводы;
- Развивать речь учащихся;
- Развивать логическое мышление учащихся.
Коммуникативные действия: - учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- умение строить речевые высказывания, слушать других;
- аргументировать сою точку зрения.
Оборудование: Учебник «Школа России» А.А.Плешаков «Окружающий мир», 3 класс, часть 1; Рабочая тетрадь «Школа России» А.А.Плешаков Окружающий мир, часть 1; презентация по теме «Разнообразие животных»; наглядные пособия: карточки с названиями групп животных.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный этап | Приветствие учащихся, организация положительной атмосферы и учебного настроения у детей, проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Мотивация познавательной деятельности | 1.Организует взаимопроверку усвоения материала предыдущего урока: тест Тест «ДА - НЕТ», заполнение таблицы «Экологические правила» - Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими? -Что люди делают для охраны растений? Ваши ответы говорят о том, что вы хорошо усвоили тему «Охрана растений» 2. отгадайте кроссворд, и вы узнаете тему сегодняшнего урока. -Кого вы представляете, когда слышите слово «животные»? | Систематизируют изученный материал. | Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Личностные: - самооценка, - смыслообразование (готовность преодолевать школьные затруднения, интерес к новому, стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность) - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. |
Актуализация знаний | Все это представители замечательного царства животных. -Животных на нашей планете настолько много, что этим занимается целая наука, которая называется ЗООЛОГИЕЙ. – Кто из вас бывал в зоопарке? А что продают в зоомагазине? У всех этих слов есть общая часть «зоо», которая переводится как «животное». А «логос» в переводе – наука. Сегодня мы будем с вами исследователями животных – зоологами. Прочитайте названия животных. Волк, уж, глухарь, лось, белка, лягушка, налим. -Как можно назвать животных этой группы? Посмотрите на представителей этой группы. Корова, петух, свинья, коза, гусь, лошадь. - Как можно назвать животных этой группы? - Как называется такая классификация животных? - Что значит «классифицировать животных»? -Прочитайте внимательно еще раз названия животных. Можно ли среди них выделить группы с похожими признаками? - Чем похожи звери? -Чем похожи птицы? -А к какой группе можно отнести дождевого червя, морскую звезду, улитку? - Что вы бы хотели узнать о животных? | Животных можно разделить на диких и домашних. - животных можно разделить по месту обитания: на воде, на суше, в воздухе. Можно разделить по виду питания: травоядные, насекомоядные, хищники. - Можно разделить на группы птиц, зверей, насекомых, рыб. - Дикие -Домашние -По месту обитания -Разделить на группы по определенным признакам - Да, звери, птицы, рыбы - Разнообразие животных - Высказывания детей Распределяют животных по группам. Определяют тему урока Планируют чему научатся и что узнают на уроке при помощи фраз: Думаю, что на уроке я узнаю… Я хочу узнать… | Регулятивные: - Определение темы, - постановка учебной задачи, - определение последовательности действий; - преобразование практическую задачу в познавательную. Познавательные: - умение находить и выделять необходимую информацию, - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, - слушать других, - вступать в диалог, - уважение к другой точке зрения, - учёт разных мнений и умение выразить свое |
Изучение нового материала | -Откуда мы можем взять информацию? Откройте учебник на стр.87, рассмотрите рисунок и докажите, что животные удивительно разнообразны. -На какие группы делятся все животные? (позвоночные и беспозвоночные) -А с какими группами мы уже знакомы? Ученые зоологи делят царство животных на большее число групп - Самостоятельно прочитайте текст на стр.88-90. - О каких новых группах животных вы узнали? Работа с таблицей «Группы животных» - Откройте Р/Т на стр.50-51. Выполните задание №1 | -Из учебника, от учителя, из Интернета. Самостоятельно читают текст. Выделяют группы животных Выполняют задание в рабочей тетради. Взаимопроверка. | Личностные: - самооценка, - смыслообразование (развитие интереса к новым знаниям, стремление быть полезным обществу, познавательная мотивация, интерес к новому) - формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир, - уважительного отношения к другому мнению. Регулятивные: - Готовность к преодолению трудностей, - осознание своих действий, - формирование познавательной активности; - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; |
Физкультминутка | Ёж спешил к себе домой, Нёс запасы он с собой. Через кочки он скакал, Быстро по лесу бежал. Вдруг он сел и изменился – В шарик круглый превратился. А потом опять вскочил И к детишкам поспешил. | Выполняют упражнения вместе с учителем. | Личностные: |
Закрепление изученного материала | Работа по учебнику. -Прочитайте в учебнике текст на стр.91 пункт 2. Чем различаются понятия «группа животных» и «вид животных»? Работа в группах. Выполните задания, которые находятся на карточках: Отгадайте загадку по признакам. Найдите отгадку в классе. К какой группе животных относится это животное? Соберите представителей этой группы в классе. Определите с помощью атласа-определителя животных, изображенных на рисунках учебника стр. 90-91и запишите их в рабочую тетрадь стр. 53 Выполните задание №1 на стр. 91 в учебнике. | - Группа - Несколько животных, расположенных близко друг от друга. Вид – разновидность, тип Работают в группах: доказывают свои предположения Классифицируют животных. Включают новые знания в систему знаний. | Коммуникативные: - умение учитывать чужое мнение и уважение его, - умение выражать четко свои мысли и обосновывать их, - слушать и слышать речь других, - готовность к сотрудничеству, - взаимодействие с учителем и с одноклассниками, -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, - способность сохранять доброжелательность в ситуации конфликта интересов, - адекватно реагировать на высказывание сверстников. |
Подведение итогов | -Какие группы животных вы узнали на уроке? Я знаю, что вы большие любители загадок, и я для вас приготовила их. Известен он во многих странах: Живёт в морях и океанах, Ему не нужен тесный пруд, Его второе имя - Спрут. Он может камня вид принять – Умеет быстро цвет менять. У него есть восемь ног… Головоногий … (сл. 15) - К какой группе они относятся? 3) Любит кушать пауков, Так же мух, да и жуков В ночь охотиться идет, Жало по верху несет! (сл. 16) - К какой группе они относятся? 4) Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом — просто кроха, А укусит — будет плохо. (сл. 17) - К какой группе они относятся? 5) Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому что не умеет. (сл. 18) - К какой группе они относятся? 6) Есть у маленькой лягушки Толстопузая подружка - Бородавками покрыта, Целый день спит под корытом. (сл. 19) - К какой группе они относятся? - Мы с вами повторили животных и их разнообразие | - Осьминог - Группа моллюски - Скорпион - Группа паукообразные - Пчела - Группа насекомые - Морская звезда - Группа иглокожие - Жаба - Группа земноводные | Личностные: – самооценка (умение оценивать себя на основе критерия успешности.) Регулятивные: –оценка (обобщение и коррекция своих знаний, оценка усвоенного) Коммуникативные: - умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, выслушивать товарища. |
Домашнее задание | Помогает определить домашнее задание: стр.стр.92, отвечать на вопросы, р/т стр.53, №4 | Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по д/з. | Коммуникативные: Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности |
Рефлексия | - Оцените свои достижения на уроке при помощи фраз: Я запомнил… Я научился… Я узнал… Я удивился… | 1. Осуществляют рефлексию учебной деятельности. 2.Оценивают свои достижения на уроке при помощи фраз: Я запомнил… Я научился… Я узнал… Я удивился… | Познавательные: – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме -рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результата деятельности; |