Урок обществознания по теме «Человек. Индивид. Личность» (8 класс)
Обществознание.
Тема урока: « Человек. Индивид. Личность» в теме « Человек».
Урок изучения нового материала.
Цель: углубить знания о единстве биологического и социального в человеке, существенных признаках человека.
Задачи: формирование теоретических знаний понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»; соотношение биологических и социальных условий развития личности; формирование сравнительного и обобщающего анализа.
Оборудование: учебное пособие, экран, проектор.
Ожидаемые результаты: учащиеся расширяют свои теоретические знания понятий « индивид», «индивидуальность», « личность»; выявляют существенные признаки, отличающие человека от животных; продолжают работу над формированием умений сравнивать, анализировать, делать выводы.
Этапы урока: временная раскладка;
Организационный момент – 1 мин.
Повторение -- 5 мин.
Переход к изучению нового материала -- 1 мин.
Изучение нового материала -- 30 мин.
Закрепление нового материала -- 5 мин.
Инструктаж домашнего задания -- 1 мин.
Подведение итогов -- 2 мин.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Повторение. Учащиеся отвечают на вопросы.
-
-Что такое общество?
-- Какие основные сферы общественной жизни вы знаете? Учащиеся называют сферы и приводят примеры. Учитель обобщает ответы учащихся.
( Экономическая, политическая, социальная, духовная).
ЦОР № 42 Урок № 19, с. 6. схема. Взаимосвязь сфер общественной жизни.
3. Переход к изучению нового материала.
Таким образом, мы видим, что все сферы общественной жизни связаны с человеком и его деятельностью. Задачей сегодняшнего урока является
более близкое знакомство с понятиями «человек», «индивид», « индивидуальность», «личность» и выявление существенных отличий человека от животных.
Изучение нового материала.
Учащиеся записывают план урока в тетрадь.
1. Происхождение человека.
Вопрос к учащимся: Какие теории происхождения человека вам знакомы?
( Теологическая, эволюционная, космическая);
ЦОР № 42, Урок № 1. с.2 Заставка. Как произошел человек.
2. Человек – существо биосоциальное.
Что такое человек? Что думали и думают по этому поводу величайшие мыслители?
ЦОР № 42 . Урок № 1. с.2 Заставка. Что такое человек?.
Запись понятия в словарь.( Человек – существо биосоциальное, совокупность врожденного и приобретенного)
ЦОР № 42, Урок № 1. с.3. Заставка. С. 3. Это интересно.
Это означает, что человек сочетает в себе как биологические черты, такие как: необходимость в пище, сне; забота о продолжении рода, так и социальные черты: необходимость в самоутверждении, признании, самовыражении. И чем дальше общество продвигается по пути прогресса, тем больше социального проявляется в человеке.
Вопрос к учащимся: Какие, на ваш взгляд, отличия человека от животных вы можете назвать?
ЦОР № 42 Урок № 1. с.3. Таблица.
(Учащиеся называют и подводят итог, записывая отличительные признаки в тетрадь)
- прямохождение;
- членораздельная речь;
- творчество;
- преобразовательный характер деятельности;
- высокоорганизованный мозг;
- умение создавать орудия труда;
Каждый человек является индивидом.
2. Индивид и индивидуальность.
(Понятия фиксируются в тетради)
Индивид – это отдельный представитель человеческого рода. Значит, мы все – представители человеческого рода – индивиды. Каждый имеет свои особенности, внутренние и внешние; характер, темперамент, внешность и т.д. Все это характеризует нашу индивидуальность.
Индивидуальность – это сочетание своеобразных, неповторимых, внутренних и внешних черт человека.
Таким образом, каждый из нас является индивидом и имеет свою индивидуальность, а также стремится стать личностью.
3. Личность.
Обратимся к понятию «личность» и запишем его в словарь, запомним.
Личность - это человеческий индивид, как субъект общественных отношений и сознательной деятельности (Активный участник общественных отношений и сознательной деятельности).
Это означает, что личность и общество самым тесным образом взаимосвязаны, именно в обществе и, благодаря ему, человек развивается как личность в процессе социализации.
Социализация – процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей(Учащиеся записывают понятие в словарь).
Процесс социализации занимает всю жизнь человека: от его рождения до самой смерти.
5. Закрепление нового материала.
ЦОР № 42. Урок № 1. с.7-9 .Проверьте свои знания.
6. Инструктаж домашнего задания.
Выучить понятия, отличительные признаки человека.
7. Подведение итогов урока.Рефлексия.
Надежда Алексеевна Паршукова