Урок истории в 10 классе по теме «Причины победы большевиков в Гражданской войне»
10 класс Урок по теме Причины победы большевиков в Гражданской войне
Цели урока:1. Выяснение причин победы большевиков в гражданской войне;
2. Продолжить работу над формированием навыков самостоятельной работы,
3. Формирование самостоятельного и критического мышления.
Тип урока: урок-проект, групповая работа
Оборудование: Карта « Гражданская война 1918-1920 гг.»;
Учебное пособие, документы,проектор, экран,
Ожидаемые результаты: учащиеся выяснят причины победы большевиков в гражданской
войне, продолжат работу над формированием навыков самостоятель-
ной работы.
Этапы урока. Временная раскладка.
1. Организационный момент - 1 мин.;
2. Вступительное слово учителя - 4 мин.;
3. Переходный момент, цели урока -3 мин.;
4. Представление проектов - 20 мин.;
5. Обобщение выступлений - 5 мин.;
6. Подведение итогов урока -5 мин.;
7. Инструктаж домашнего задания - 2 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя: Гражданская война. Это до сих пор дискуссионная тема в истории. Это несомненно трагическая страница в истории нашей страны. Событие, которое разделило страну на два больших и ряд мелких политических лагерей.
Сегодня на уроке мы постараемся рассмотреть ряд вопросов и выяснить, почему в условиях экономической разрухи, международной изоляции Советская Россия победила в гражданской войне.
3. Переходный момент.
Класс был поделен на 4 группы, которые должны были подготовить отчеты по своим заданиям, используя различные источники.
1 группа - раскрыть расклад по политическим силам в этой войне.
2 группа - определить причины, сущность и последствия экономических программ и преобразований.
3 группа – охарактеризовать роль интервенции в годы Гражданской войны..
4 группа - охарактеризовать роль Ю.Урала в Гражданской войне.
4. Представление и обсуждение проектов по группам.
5. Обобщение фактов и запись в тетрадь.
Учитель: Мы рассмотрели ряд фактов и выяснили, что существуют причины победы большевиков в Гражданской войне
.Это:
- поддержка интеллигенции;
- поддержка крестьянства;
- политика «военного коммунизма, осуществляемая большевиками;
- возврат к прежним порядкам, отсутствие привлекательных программ решения «аграрного»
и других вопросов;
- движение интернационалистов;
- политические расхождения и несогласованность внутри «белого» движения;
- иностранная интервенция;
Таким образом, объективные и субъективные факторы в 1918- 1920 гг. предопределили исход гражданской войны.
6. Подведение итогов урока, оценка деятельности предложенных проектов учащимися и учителем.
7. Инструктаж домашнего задания: повторение изученного.
8. Рефлексия.
Надежда Алексеевна Паршукова
Бикбулатова Альфина Шарифулловна