12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рудая Марина146
Россия, Алтайский край, с.Кулунда

Обобщение по теме «Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Цели урока:

повторить основные темы, изученные в разделе “Имя существительное”, подготовиться к итоговой работе;

проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения темы “Имя существительное”;

повторить синтаксический разбор сложного предложения;

повторить морфологический разбор имени существительного;

воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.

Оборудование к уроку: доска; учебник, тетрадь, письменные принадлежности; наглядный материал.

Формы обучения:

фронтальная;

индивидуальная.


Методические приёмы: работа у доски; объяснение учителя; межпредметная связь.


ХОД УРОКА


Организационный момент.

А начать наш урок я хотела бы с эпиграфа. СЛАЙД 1

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

Как вы думаете, о какой части речи идет речь? Об имени существительном.

Окончательно сформулировать тему урока вам поможет следующее высказывание: Повторенье-мать ученья. Итак, какова тема сегодняшнего урока?

Что станет итогом нашего урока? Морфологический разбор.

Запишите тему урока на специальном бланке, с которым вы весь урок будете работать. Запишите фамилию.

Каковы цели нашего урока? СЛАЙД 2

А поможет нам в этом ноябрь. (чтение стихотворения) СЛАЙД 3.

Знаете ли вы происхождение названия этого месяца? А почему девятый? (Новый год раньше начинался с марта).

Объясните лексическое значение слов: кафтан, терем, щеголиха, разлетайка, рачительный. СЛАЙД 4-5

*рачительный от рачити-от общеславянского заботиться, думать


Давайте вспомним, что такое имя существительное? Какие три признака есть у существительного? (грам. значение, морфологическое значение, синт. роль)

Это три кита, на которых держится сущесвительное. СЛАЙД 6

Наша задача -повторить эти признаки и закрепить умение определять их в морфологическом разборе.

Весь урок мы будем, повторяя имя существительное, заполнять таблицу с оценками, чтобы вывести среднюю арифметическую для выставления в журнал.

Какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными?

Выпишите из этого стихотворения 3 одуш. и 3 неодуш. сущ.

Дайте понятие имена собственные и нарицательные. Когда имена собственные берутся в кавычки?


Перфокарта

Дом отдыха «Ая»

пес Полкан

газета «Новости Кулунды»

господин Иванов

роман «Дубровский»

созвездие Девы

духи «Москва»

город Москва

журнал «Рыболов»

дочь Елена.


В существительном “дочь” на конце слова нужен мягкий знак? (Потому что это женский род 3 склонения ) Расскажите правило.

КАРТОЧКА: водостойкая тушь, одолела немощь, пришла помощь, летит с крыш, мимо рощ, непробудная тишь, речь звучит, много встреч, решение задач, проверка училищ.


Сколько родов у имени существительного? Назовите.


Выпишите из текста по одному существительному каждого рода. Какого примера нет? Общего рода.

Выписать из четверостиший существительные общего рода. Назовите автора строк.

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки. (Крылов)


«А ведь, признайся. Есть из кумушек моих

Таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть!»

(Крылов)

Этот в грязь полез и рад,

Что грязна рубаха.

Про такого говорят:

Он плохой, неряха. (Маяковский)

Старуха сидит под окошком,

На чём свет стоит мужа ругает:

Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

(Пушкин)

Когда мы затрудняемся определить род имени существительного? (когда существительное несклоняемое) Приведите примеры.

Допишите окончания в соответствии с родом имени сущ.

(Суахили- крупнейший из языков банту и один из наиболее значительных языков Африканского континента.)

Язык местного населения – суахили. Приходится учить. Ну и трудн… же эт… суахили! Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах небольш… жалюзи, так как прозрачн.. тюль от жары не спасает. Скучаю по Родине, вспоминается широк… авеню, что виднел… из окон моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк… черн.. кофе. Туземцы подарили мне говорящ… какаду и маленьк… забавн… шимпанзе.


Скажите, ребята, а что мы называем склонением? (Изменение существительного по падежам)

Какие сущ. относятся к 1, 2, 3 скл? Какой еще тип скл. вы знаете? Склонение на –ия, -ие, -ий. Назовите самые сложные падежи.

Сколько падежей в русском языке? ( а какой исчез?)-звательный. Он сохранился в некоторых словах и фразеологизмах: (Бо́же, Созда́телю, Го́споди, Иису́се, Христе́, влады́ко, ста́рче, о́тче, бра́те, сы́не, дру́же, кня́же, челове́че и другие). В современном литературном языке он утрачен.



( 1 ученик у доски)-схема.

Исправь допущенные ошибки.


Радоваться осени, из снежной пыле, снег на ветках ели, скрылась в сугроби, побелели дорожки, в белом безмолвии, тепло в доме.



Кажется, все грамматические признаки существительного вспомнили? Нет. Конечно же, ещё один забыли - число.

Что мы знаем о числе существительных? Приведите примеры существительных в единственном и множественном числе из текста стихотворения (по 2 примера). Каких примеров нет в этом тексте? (только ед. и только мн) Приведите примеры.

Запишите предложения. Обозначьте синт . роль существительного и укажите падеж. Такое задание было на школьной олимпиаде.

Ноябрь – сумерки года.(7) Ноябрь без топора мосты наводит.(4)

Итак, осталось выполнить морфологический разбор слова. Поможет нам снеговик. Что упустили создатели снеговика?

Ноябрь-все .

1в- года.

2 в- без топора - самостоятельно, на оценку.

Итог урока:

Достигли ли мы целей урока?

Чем обогатил вас урок?

Где вы можете применить знания, полученные во время урока?





Домашняя работа:

п.70-81, упр. 153 (1), выполнить морфологический разбор 1 существительного на выбор.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.