Урок развития речи «Подготовка к изложению "Почтальон"»
Урок развития речи в 7 классе (вариант 1.3)
Тема: Подготовка к изложению «Почтальон»
Цель: продолжить работу по содержанию текста «Почтальон»
Задачи:
продолжить работу над пониманием основной мысли, выраженной в тексте;
развивать и закреплять умение составлять план текста для устного пересказа; развивать устную речь; умение своими словами пересказывать текст, предавая смысл каждой части с опорой на план текста, иллюстрации и опорные слова; воспитывать любовь к природе
Оборудование: проектор, картинки к рассказу, таблички с опорными словами, индивидуальные карточки.
I Орг. момент
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
II СРЗ
-Какой будет урок?
На уроке говорите правильно, слушайте внимательно меня и друг друга.
Послушайте загадку.
С ледоходом прилетает,
Чёрным хвостиком мотает,
Чёрный с белым хвостик узкий
У красивой ….(трясогузки) (На доску вывешивается картинка трясогузки)
III Сообщение темы и плана урока
-Сегодня мы продолжим готовиться к изложению «Почтальон».
Работать будем по плану
Повторение
Работа со словами, словосочетаниями, предложениями
Составление плана
Пересказ
IV Работа по теме урока
Повторение
Прочитайте рассказ.
Почтальон
Весной летела по саду трясогузка – тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком. Поискала место для гнезда. Вспорхнула на почтовый ящик и устроила там гнездо.
Трясогузку мы прозвали Почтальоном. Птичка стала приносить и бросать в ящик разные бумажки.
К ящику приходил настоящий почтальон и опускал письмо. Перепуганная трясогузка вылетала из ящика. Она бегала по крыше, махала длинным хвостом и тревожно пищала. И мы знали: тревожится птичка – есть нам письмо.
Будем отвечать на вопросы.
-О ком говорится в рассказе «Почтальон»?
- Прочитайте описание трясогузки. ( На доске рядом с картинкой трясогузки (рис.1) табличка Трясогузка – тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком)
- Как прозвали трясогузку?
- Почему?
- Как вела себя трясогузка, когда приходил настоящий почтальон?
Работа со словами, словосочетаниями, предложениями
Давайте вспомним, какие трудные слова нам встретились.
- Что значит вспорхнула? (устроила, хозяева)
- Какими словами можно заменить слово трясогузка?(птичка, она)
- Что это? (Картинка старого почтового ящика) рис.2
- В рассказе слово «ящик» встречается в разных падежах.
Работа по карточкам
Вспорхнула на почтовый ящик
Бросать в ящик
Приходил к ящик…
Вылетала из ящик…
Найдите предложения с этими словосочетаниями. Прочитайте их.
Сколько частей в рассказе?
Из 3й части выберите глаголы. Что делала перепуганная трясогузка? (вылетала, бегала, махала, пищала)
V. Первичное закрепление материала.
Составление плана.
Будем составлять план.
Будете работать в паре. Обсуждайте, выбирайте название каждой части, записывайте.
Давайте к каждой части подберём иллюстрации.
План (примерный)
Трясогузка устроила гнездо (на доске две иллюстрации: рис.2, рис.3 и опорные слова: Трясогузка – тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком . Вспорхнула)
Трясогузку прозвали Почтальоном. (1 иллюстрация) рис.4
Перепуганная трясогузка. (1 иллюстрация и опорные слова: вылетала, бегала, махала, пищала)
Пересказ
Кто перескажет текст? (1-2 ученика)
V Домашнее задание
Пересказ по плану и опорным словам.
VI Итог урока. Рефлексия:
- Вам понравился урок?
- Что показалось сложным на уроке?
- Оцените свою работу на уроке:
- Если у вас всё получилось, вы довольны собой, возьмите зелёный кружок
- Если не всё получалось – жёлтый кружок
- Если остались вопросы и нужна помощь учителя, возьмите красный кружок
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Карточка
Дописать окончания существительных.
Приходил к ящик…, вылетала из ящик…
Летала по сад…, бегала по крыш…
Опорные слова (таблички на доску)
Трясогу́зка – то́ненькая се́ренькая пти́чка с дли́нным хво́стиком.
Вспорхну́ла устро́ила
хозя́ева
вылета́ла бе́гала маха́ла пища́ла