12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Юращук Елена Владимировна93 |
Урок развития речи по теме "Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление. Письмо. Написание поздравления к празднику 8 марта. Подбор и составление объявлений для стенной газеты"
| |
Пояснительная записка | |
ФИО автора полностью | Юращук Елена Владимировна |
Должность | Учитель начальных классов |
Квалификационная категория | Высшая |
Место работы (наименование ОО в соответствии с Уставом) | МБОУ «ОСОШ №1» |
Предмет | Русский язык |
Тема урока | «Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление. Письмо. Написание поздравления к празднику 8 марта. Подбор и составление объявлений для стенной газеты» |
Класс | 4 (кадетский класс) |
УМК | Школа России |
Цель урока | Создание условий, способствующих использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности для написания письма, поздравительной открытки, объявления с соблюдением норм речевого этикета. |
Задачи урока | 1.Формировать умения выделять главное, отбирать нужный материал, работая по плану, для создания алгоритма написания письма, поздравительной открытки, объявления. 2.Содействовать воспитанию культуры общения в устной и письменной речи. 3.Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Оборудование к уроку | Интерактивное и проекционное устройство, карточки с заданиями для отделений, карточки – алгоритм, поздравительные открытки, листы для письма, объявления, презентация, выставка книг Э. Успенского. |
Используемые технологии | Технология проектного обучения |
Формы организации деятельности | урок выполнения творческого проекта; фронтальная, индивидуальная, групповая |
Конспект урока
Этап урока | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент Мотивационно-ориентированный | 1 мин | Словесное приветствие. Буква к букве – будет слово, Слово к слову – речь готова, И напевна, и стройна, Музыкой звучит всегда, Если грамотна она. -О чем говорится в этих строчках? Какую речь приятно слушать? - Начинаем урок развития речи? -Сегодня будем работать по отделениям. -Какие правила нужно соблюдать во время совместной работы? | Слушают. Отвечают на вопрос. Формулируют правила работы в отделении и аргументируют их. | Коммуникативные: учитывают различные мнения и координируют различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге. Познавательные: - извлекают необходимую информацию, используют элементы собственного опыта; логически - дополняют и расширяют имеющиеся знания. Познавательные: постановка проблемы Регулятивные: постановка учебной задачи; принятие и сохранение цели; планирование работы. Познавательные: моделирование плана Личностные: проявление познавательного интереса. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение выполнять прогностическую самооценку Коммуникативные: умение строить устное речевое высказывание. Личностные: проявление познавательного интереса. . Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Регулятивные: выполняют действия по намеченному плану, учитывая правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения учебного материала. Познавательные: умение обобщать. Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение. Личностные: проявление познавательного интереса |
Актуализация знаний | 2 мин | Каждое отделение должно принять решение, прочитав и обсудив ситуацию, в которую попали кадеты 4 к класса. (1отделение – дети с ОВЗ) «Ученики 4к класса решили пригласить учителей школы на концерт к дню 8 Марта. Как это сделать?» Выберите ответ: а) напишем объявление, б) будем заходить в каждый кабинет и приглашать в) пригласим по телефону. (2 отделение.) «Моя бабушка живет в деревне Красный Бор, где нет мобильной связи. Как мне узнать, можно ли приехать к ней в гости на 8 Марта?» (3 отделение.) Мы с братом пойдем в гости к тете. Хотим поздравить её с 8 Марта. Как можно это сделать? -Командиры отделений, зачитайте ответ. | Рассуждают, опираясь на жизненный опыт 1 отделение выбирает ответ из предложенных. Ответ: объявление. 2 отделение приходит к ответу в ходе рассуждения. Ответ: письмо. 3 отделение докладывает о своем выборе ответа. Ответ: поздравительная открытка, поздравительное письмо, СМС сообщение, звонок, видео обращение. Командиры докладывают о выбранном при совместном обсуждении отделением решение данной ситуации. | |
Целеполагание | 4 мин. | - Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? (Открывает тему урока на доске.) -Прочитайте тему урока с доски. - Кто может правильно оформить и грамотно написать письмо, поздравительную открытку или объявление? - Какую учебную задачу будем решать на уроке? (1.Узнаем, как правильно оформить письмо, открытку, объявление (алгоритм) 2. Будем учиться грамотно писать письмо, объявление, открытку, точно выражая свои мысли.) - Что значит грамотно? (Соблюдая нормы письма, этикет общения, законы написания.) - Для чего нам это нужно? (Соблюдение грамотности означает уважение к культуре своего народа, сохранение традиций и законов русского языка.) -Как мы это будем делать? Составим план действий: 1.Будем учиться писать письмо. 2.Напишем поздравительную открытку. 3. Научимся писать объявление. (План фиксируется на доске) | Предполагают. Читают тему урока с доски. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Отвечают на вопросы Составляют план, высказывая свое мнение. | |
Решения поставленной проблемы | 10 мин. | - Прочитайте 1 пункт плана. -Посмотрите фрагмент мультфильма. -Назовите автора этого произведения. -Обратите внимание на книги, которые написал Эдуард Успенский. - Почему он вызывает улыбку? -Как помочь дяде Федору? -Чтобы грамотно написать письмо, нужно знать его части. -С какой фразы начинает письмо родителям дядя Федор? 1.Приветствие. (СЛАЙД) -О чем он пишет в своем письме? 2.Содержание письма (о чём хочу рассказать) (СЛАЙД) -Чем заканчивается письмо? 3. Заключение (слова прощания). (СЛАЙД) -Как вы думаете обязательно подписывать свои имя, фамилию и ставить дату? 4.Подпись. Дата. (СЛАЙД) (Дата очень важна. Она указывает на время написания письма и может помочь в исторических моментах жизни человека.) -Получился алгоритм написания письма. (Письма бывают разные: дружеские, поздравительные, деловые, письма в газету. Надо учитывать, кому пишешь письмо (взрослому или сверстнику, родственнику или постороннему). Текст должен быть грамотным, связным и последовательным. Правильно и корректно формулируй вопросы. Продумай фразы начала и окончания письма.) | Читают первый пункт плана. Смотрят фрагмент мультфильма Э. Успенского «Простоквашино». Рассматривают выставку книг Э. Успенского. Отвечают на вопросы. Составляют алгоритм написания письма. Смотрят презентацию. Отвечают на вопрос. | |
| | Какой пункт плана выполнили? (Узнали, как писать письмо.) -Прочитайте следующий пункт плана. -С какой целью, почему люди пишут, отправляют открытки? (Человек хочет выразить свою любовь и уважение, показать, что помнит того, к кому обращается). СЛАЙД -Когда и где появилась открытка? Об этом расскажут кадеты. Сейчас большое распространение получили открытки, сделанные вручную. Поздравляйте с открытой душой, а поможет вам в этом открытка! - Откройте учебник на с. 65 № 137 и прочитайте задание. - В № 138 найдите второй абзац и прочитайте. -Как начинается поздравление Вити. (Обращение) СЛАЙД -Расскажите правило написания обращения. -Что дальше пишет Витя? (Поздравление) СЛАЙД - А потом? А чтобы вы написали? (Пожелание) СЛАЙД -Чем заканчивается поздравительная открытка? (Подпись) СЛАЙД - Что составили? (Алгоритм) -Вспомните, какую УЗ поставили? - Выполнили всю или часть? | Отвечают на вопросы. Читают с доски. Смотрят презентацию. Несколько обучающихся читают текст.
(Слово «открытка» произошло от словосочетания «открытое письмо». Англичане говорят, что первая рождественская открытка появилась у них в 1794 г. Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. Во Франции во время франко-прусской войны солдаты писали весточки родным на карточках, а на обороте рисовали. А китайцы так и останутся при своём мнении: открытка их изобретение. Согласно китайскому этикету, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику. В России в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов. Читают задание в учебнике с. 65 № 137. Читают текст. Работают над содержанием текста. Вспоминают правило написания обращения. Работают над составлением алгоритма поздравительной открытки. Проверяют по презентации. Вспоминают УЗ. Рассуждают. | |
| | -Прочитайте следующий пункт плана. - О чем можно сказать в объявлении? (Сообщение, реклама) - Ответы на какие вопросы должен получить читатель объявления? (Когда? Где? Кто? Что? и др.) -Объявление начинается с Заголовка. Оно должно привлекать человека. - К кому мы можем обратиться? Обращение. СЛАЙД -О чём хотите сообщить? Когда? Где? Что? Содержание СЛАЙД - Кто написал? Подпись. СЛАЙД - Что составили? (Алгоритм) -Как называется профессия человека, который пишет рекламы? -Профессия называется копирайтер. Люди этой профессии пишут тексты для продвижения сайтов. | Читают план. Рассуждают. Аргументируют ответы. Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы. Слушают. Знакомятся с новой профессией. | |
Коррекция | 2 мин. | -Проверим, как запомнили алгоритмы. -Командиры отделений выбирают по одному помощнику и восстанавливают алгоритм написания: 1 отделение – объявления, 2 отделение – письма, 3 отделение – поздравительной открытки. -Взвод, проверьте задание на доске. - Какие ошибки допущены? -Вспомните, над какой УЗ работали? -Сейчас будем писать письмо, объявление, открытку. -Какому праздничному событию посвятим их? | Работают у доски по два человека с алгоритмом письма, поздравительной открытки, объявления. Проверяют. Корректируют. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. | |
Формирование и закрепление полученного опыта | 5 мин. | -Прочитайте вторую УЗ. Будем работать над грамотностью. -Какие слова встретятся при написании письма? (здравствуй, до свидания, хорошо) -Как их проверить? -Какие слова нужны, чтобы написать поздравительную открытку? (праздник, желаю). -Где можно проверить? -Какие слова нужны, чтобы написать объявление? (ученик, учитель, праздник) -Какие орфограммы проверим? -Где будете проверять написание словарных слов? | Читают УЗ. Работают над грамотностью написания словарных слов. Проверяют написание слов в орфографическом словаре. Отвечают на вопросы, рассуждают. | |
Самостоятельная работа | 12 мин. | -Отделения, приготовьтесь к самостоятельной работе. -Вспомните, какое задание выполняли отделения в начале урока? -Возьмите заготовленные листы для объявления. -Где можно размещать объявления? (Порядок размещения объявлений определен законом. Существуют специальные доски для объявлений или другой информации. -Продолжим выполнять задание по алгоритму, соблюдая грамотность и нормы этикета. -Задание для 1 отделения. Работая в парах, составьте текст объявления, вставьте пропущенные буквы, проверьте орфограммами, запишите текст аккуратно, без ошибок на праздничный лист объявления. - Задание для 2 отделения. Напишите письмо бабушке, собираясь к ней на 8 марта. - Задание для 3 отделения. Напишите поздравительную открытку тете, так как идете в гости накануне праздника 8 Марта. -Проверим. -Прочитайте объявление, письмо, поздравительную открытку. | Вспоминают задания по отделениям. Берут заготовленные листы с доски для информации. Рассуждают, аргументируют ответы. Выполняют задание самостоятельно. 1 отделение читает объявление. 2 отделение читает письмо. 3 отделение зачитывает поздравительную открытку. | |
| | -Проверьте по словарю грамотность написания слов. - Передайте работы соседу по парте и проверьте грамотность написания словарных слов. - Передайте проверенные работы. - Исправьте ошибки, на которые вам указали одноклассники. | Проверяют свою работу. Взаимопроверка Передают соседям проверенные работы. Исправляют ошибки. | |
Самооценка | 2 мин. | -Оцените себя. Сначала оцените алгоритм: удалось ли его выполнить или были неточности. (Критерии оценивания: зелёный кружок – следовал алгоритму, желтый кружок – не совсем удалось сохранить алгоритм.) -Встаньте те, кто раскрасил кружок в зеленый цвет. -Молодцы. -Оцените грамотность. (Критерии оценивания: зеленый кружок – нет ошибок в словах, жёлтый – есть ошибки в словах) -Встаньте, кто получил два зеленых кружка. -Молодцы. -Мы можем написать поздравление маме или бабушке на уроке изобразительного искусства. -Куда можно разместить поздравительные открытки и объявления? -Прикрепите свои работы на классную доску. -Получилась стенгазета? -Что можно поместить в праздничную стенгазету? | Выполняют самооценку по заданным критериям. Оформляют стенгазету, прикрепляя на доску свои работы. Отвечают на вопросы. | |
Домашнее задание | 1 мин. | -У кого появилось желание поздравить одноклассниц с праздником 8 Марта через школьную почту? -Напишите поздравление друзьям на открытке, выполненной своими руками или напишите поздравительное письмо маме, бабушке или подруге с 8 Марта. | Выбирают домашнее задание. | |
Рефлексия Итог
| 1 мин. | -Вернемся к плану. Все ли удалось сделать? -Какую УЗ решили? -Чему учились на уроке? -Кому было все понятно на уроке и интересно? -У кого возникли затруднения? -Какое задание было сложным? -Помните, что грамотно написанное письмо, открытка или объявление вызывает положительные эмоции у тех, кому они предназначены. Радуйте чаще близких. | Вспоминают УЗ. Анализируют полученные знания. Определяют уровень усвоения темы урока. |