Урок развития речи по теме «Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление. Письмо. Написание поздравления к празднику 8 марта. Подбор и составление объявлений для стенной газеты»

5
0
Материал опубликован 11 March


 

 

Пояснительная записка

ФИО автора полностью

Юращук Елена Владимировна

Должность

Учитель начальных классов

Квалификационная категория

Высшая

Место работы (наименование ОО в соответствии с Уставом)

МБОУ «ОСОШ №1»

Предмет

Русский язык

Тема урока

«Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление. Письмо. Написание поздравления к празднику 8 марта. Подбор и составление объявлений для стенной газеты»

Класс

4 (кадетский класс)

УМК

Школа России

Цель урока

Создание условий, способствующих использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности для написания письма, поздравительной от­крытки, объявления с соблюдением норм речевого этикета.

Задачи урока

1.Формировать умения выделять главное, отбирать нужный материал, работая по плану, для создания алгоритма написания письма, поздравительной открытки, объявления.

2.Содействовать воспитанию культуры общения в устной и письменной речи.

3.Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Оборудование к уроку

Интерактивное и проекционное устройство, карточки с заданиями для отделений, карточки – алгоритм, поздравительные открытки, листы для письма, объявления, презентация, выставка книг Э. Успенского.

Используемые технологии

Технология проектного обучения

Формы организации деятельности

урок выполнения творческого проекта;

фронтальная, индивидуальная, групповая


 


 


 

Конспект урока

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

 

Мотивационно-ориентированный

 

1 мин

Словесное приветствие.

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова,

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит всегда,

Если грамотна она.

-О чем говорится в этих строчках? Какую речь приятно слушать?

- Начинаем урок развития речи?

-Сегодня будем работать по отделениям.

-Какие правила нужно соблюдать во время совместной работы?

 

Слушают.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

Формулируют правила работы в отделении и аргументируют их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: учитывают различные мнения и координируют различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

 

 

 

 

Познавательные: - извлекают необходимую информацию, используют элементы собственного опыта; логически - дополняют и расширяют имею­щиеся знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: постановка проблемы

 

 

 

 

Регулятивные: постановка учебной задачи; принятие и сохранение цели; планирование работы. Познавательные: моделирование плана

Личностные: проявление познавательного интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение выполнять прогностическую самооценку Коммуникативные: умение строить устное речевое высказывание. Личностные: проявление познавательного интереса.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность вы­полнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: выполняют действия по намеченному плану, учитывая правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения учебного материала. Познавательные: умение обобщать. Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение.

 

 

 

 

 

Личностные: проявление познавательного интереса

 

 

Актуализация знаний

2 мин

Каждое отделение должно принять решение, прочитав и обсудив ситуацию, в которую попали кадеты 4 к класса.

(1отделение – дети с ОВЗ) «Ученики 4к класса решили пригласить учителей школы на концерт к дню 8 Марта. Как это сделать?» Выберите ответ: а) напишем объявление, б) будем заходить в каждый кабинет и приглашать в) пригласим по телефону.

(2 отделение.) «Моя бабушка живет в деревне Красный Бор, где нет мобильной связи. Как мне узнать, можно ли приехать к ней в гости на 8 Марта?»

(3 отделение.) Мы с братом пойдем в гости к тете. Хотим поздравить её с 8 Марта. Как можно это сделать?

-Командиры отделений, зачитайте ответ.

 

 

 

 

Рассуждают, опираясь на жизненный опыт

1 отделение выбирает ответ из предложенных.

Ответ: объявление.

 

 

 

2 отделение приходит к ответу в ходе рассуждения.

Ответ: письмо.

 

3 отделение докладывает о своем выборе ответа.

Ответ: поздравительная открытка, поздравительное письмо, СМС сообщение, звонок, видео обращение.

Командиры докладывают о выбранном при совместном обсуждении отделением решение данной ситуации.

Целеполагание

4 мин.

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? (Открывает тему урока на доске.)

-Прочитайте тему урока с доски.

- Кто может правильно оформить и грамотно написать письмо, поздравительную открытку или объявление?

- Какую учебную задачу будем решать на уроке?

(1.Узнаем, как правильно оформить письмо, открытку, объявление (алгоритм)

2. Будем учиться грамотно писать письмо, объявление, открытку, точно выражая свои мысли.)

- Что значит грамотно? (Соблюдая нормы письма, этикет общения, законы написания.)

- Для чего нам это нужно?

(Соблюдение грамотности означает уважение к культуре своего народа, сохранение традиций и законов русского языка.)

-Как мы это будем делать? Составим план действий:

1.Будем учиться писать письмо. 2.Напишем поздравительную открытку.

3. Научимся писать объявление.

(План фиксируется на доске)

Предполагают.

 

 

Читают тему урока с доски.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют план, высказывая свое мнение.

Решения поставленной проблемы

10 мин.

- Прочитайте 1 пункт плана.

-Посмотрите фрагмент мультфильма.

 

 

(YouTube https://www.youtube.com watch)

-Назовите автора этого произведения.

-Обратите внимание на книги, которые написал Эдуард Успенский.

- Почему он вызывает улыбку?

-Как помочь дяде Федору?

-Чтобы грамотно написать письмо, нужно знать его части.

-С какой фразы начинает письмо родителям дядя Федор? 1.Приветствие. (СЛАЙД)

-О чем он пишет в своем письме?

2.Содержание письма (о чём хочу рассказать) (СЛАЙД)

-Чем заканчивается письмо?

3. Заключение (слова прощания). (СЛАЙД)

-Как вы думаете обязательно подписывать свои имя, фамилию и ставить дату?

4.Подпись. Дата. (СЛАЙД)

(Дата очень важна. Она указывает на время написания письма и может помочь в исторических моментах жизни человека.)

-Получился алгоритм написания письма.

(Письма бывают разные: дружеские, поздравительные, деловые, письма в газету. Надо учитывать, кому пишешь письмо (взрослому или сверстнику, родственнику или постороннему). Текст должен быть грамотным, связным и последовательным. Правильно и корректно формулируй вопросы. Продумай фразы начала и окончания письма.)

Читают первый пункт плана.

Смотрят фрагмент мультфильма Э. Успенского «Простоквашино».

Рассматривают выставку книг Э. Успенского.

 

Отвечают на вопросы.

 

Составляют алгоритм написания письма.

Смотрят презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой пункт плана выполнили? (Узнали, как писать письмо.)

-Прочитайте следующий пункт плана.

-С какой целью, почему люди пишут, отправляют открытки? (Человек хочет выразить свою любовь и уважение, показать, что помнит того, к кому обращается). СЛАЙД

-Когда и где появилась открытка?

Об этом расскажут кадеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас большое распространение получили открытки, сделанные вручную.

Поздравляйте с открытой душой, а поможет вам в этом открытка!

 

- Откройте учебник на с. 65 № 137 и прочитайте задание.

- В № 138 найдите второй абзац и прочитайте.

-Как начинается поздравление Вити. (Обращение) СЛАЙД

-Расскажите правило написания обращения.

-Что дальше пишет Витя? (Поздравление) СЛАЙД

- А потом? А чтобы вы написали? (Пожелание) СЛАЙД

-Чем заканчивается поздравительная открытка? (Подпись) СЛАЙД

- Что составили? (Алгоритм)

-Вспомните, какую УЗ поставили?

- Выполнили всю или часть?

Отвечают на вопросы.

 

Читают с доски.

Смотрят презентацию.

Несколько обучающихся читают текст.

 

 

(Слово «открытка» произошло от словосочетания «открытое письмо».

Англичане говорят, что первая рождественская открытка появилась у них в 1794 г.

Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. Во Франции во время франко-прусской войны солдаты писали весточки родным на карточках, а на обороте рисовали.

А китайцы так и останутся при своём мнении: открытка их изобретение. Согласно китайскому этикету, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику.

В России в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов.

 

 

Читают задание в учебнике с. 65 № 137.

Читают текст.

 

Работают над содержанием текста.

Вспоминают правило написания обращения.

Работают над составлением алгоритма поздравительной открытки.

 

Проверяют по презентации.

 

Вспоминают УЗ. Рассуждают.

 

 

-Прочитайте следующий пункт плана.

- О чем можно сказать в объявлении? (Сообщение, реклама)

- Ответы на какие вопросы должен получить читатель объявления? (Когда? Где? Кто? Что? и др.)

-Объявление начинается с Заголовка. Оно должно привлекать человека.

- К кому мы можем обратиться? Обращение. СЛАЙД

-О чём хотите сообщить? Когда? Где? Что? Содержание СЛАЙД

- Кто написал? Подпись. СЛАЙД

- Что составили? (Алгоритм)

-Как называется профессия человека, который пишет рекламы?

-Профессия называется копирайтер. Люди этой профессии пишут тексты для продвижения сайтов.

Читают план.

Рассуждают. Аргументируют ответы.

 

 

 

 

 

Смотрят презентацию.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Слушают. Знакомятся с новой профессией.

Коррекция

2 мин.

-Проверим, как запомнили алгоритмы.

-Командиры отделений выбирают по одному помощнику и восстанавливают алгоритм написания: 1 отделение – объявления, 2 отделение – письма, 3 отделение – поздравительной открытки.

-Взвод, проверьте задание на доске.

- Какие ошибки допущены?

-Вспомните, над какой УЗ работали?

-Сейчас будем писать письмо, объявление, открытку.

-Какому праздничному событию посвятим их?

 

Работают у доски по два человека с алгоритмом письма, поздравительной открытки, объявления.

 

 

 

Проверяют. Корректируют.

Отвечают на вопрос.

 

 

Отвечают на вопрос.

 

Формирование и закрепление полученного опыта

5 мин.

-Прочитайте вторую УЗ.

Будем работать над грамотностью.

-Какие слова встретятся при написании письма? (здравствуй, до свидания, хорошо)

-Как их проверить?

-Какие слова нужны, чтобы написать поздравительную открытку? (праздник, желаю).

-Где можно проверить?

-Какие слова нужны, чтобы написать объявление? (ученик, учитель, праздник)

-Какие орфограммы проверим?

-Где будете проверять написание словарных слов?

Читают УЗ.

Работают над грамотностью написания словарных слов.

Проверяют написание слов в орфографическом словаре.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Самостоятельная работа

12 мин.

-Отделения, приготовьтесь к самостоятельной работе.

-Вспомните, какое задание выполняли отделения в начале урока?

-Возьмите заготовленные листы для объявления.

-Где можно размещать объявления? (Порядок размещения объявлений определен законом. Существуют специальные доски для объявлений или другой информации.

-Продолжим выполнять задание по алгоритму, соблюдая грамотность и нормы этикета.

-Задание для 1 отделения. Работая в парах, составьте текст объявления, вставьте пропущенные буквы, проверьте орфограммами, запишите текст аккуратно, без ошибок на праздничный лист объявления.

- Задание для 2 отделения. Напишите письмо бабушке, собираясь к ней на 8 марта.

- Задание для 3 отделения. Напишите поздравительную открытку тете, так как идете в гости накануне праздника 8 Марта.

-Проверим.

-Прочитайте объявление, письмо, поздравительную открытку.

 

 

Вспоминают задания по отделениям.

Берут заготовленные листы с доски для информации.

Рассуждают, аргументируют ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 отделение читает объявление.

2 отделение читает письмо.

3 отделение зачитывает поздравительную открытку.

 

 

-Проверьте по словарю грамотность написания слов.

- Передайте работы соседу по парте и проверьте грамотность написания словарных слов.

- Передайте проверенные работы.

- Исправьте ошибки, на которые вам указали одноклассники.

Проверяют свою работу.

 

Взаимопроверка

 

 

Передают соседям проверенные работы.

Исправляют ошибки.

Самооценка


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

2 мин.

-Оцените себя. Сначала оцените алгоритм: удалось ли его выполнить или были неточности.

(Критерии оценивания: зелёный кружок – следовал алгоритму, желтый кружок – не совсем удалось сохранить алгоритм.)

-Встаньте те, кто раскрасил кружок в зеленый цвет.

-Молодцы.

-Оцените грамотность.

(Критерии оценивания: зеленый кружок – нет ошибок в словах, жёлтый – есть ошибки в словах)

-Встаньте, кто получил два зеленых кружка.

-Молодцы.

-Мы можем написать поздравление маме или бабушке на уроке изобразительного искусства.

-Куда можно разместить поздравительные открытки и объявления?

-Прикрепите свои работы на классную доску.

-Получилась стенгазета?

-Что можно поместить в праздничную стенгазету?

Выполняют самооценку по заданным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформляют стенгазету, прикрепляя на доску свои работы.

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание

1 мин.

-У кого появилось желание поздравить одноклассниц с праздником 8 Марта через школьную почту?

-Напишите поздравление друзьям на открытке, выполненной своими руками или напишите поздравительное письмо маме, бабушке или подруге с 8 Марта.

Выбирают домашнее задание.

Рефлексия


 


 


 


 


 


 

Итог

 

1 мин.

-Вернемся к плану. Все ли удалось сделать?

-Какую УЗ решили?

-Чему учились на уроке?

-Кому было все понятно на уроке и интересно?

-У кого возникли затруднения?

-Какое задание было сложным?

-Помните, что грамотно написанное письмо, открытка или объявление вызывает положительные эмоции у тех, кому они предназначены. Радуйте чаще близких.

Вспоминают УЗ.

Анализируют полученные знания.

Определяют уровень усвоения темы урока.

 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации