Урок русского языка "Правописание слов с удвоенными согласными" 3 класс
Открытый урок по русскому языку 3 класс на тему: "Правописание слов с удвоенными согласными
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ.
Класс: 3
Учитель: Лебеденко К.А.
УМК: «Школа России» к учебнику В. П. Канакиной.
Цель : формировать умение находить и правильно писать слова с удвоенными согласными.
УУД:
Предметные: умение находить орфограммы в указанных словах, разбирать слова по составу;
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока, развитие умения целеполагания, анализа информации;
Коммуникативные: умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
Ход урока
1. Орг. Момент. Мотивация к учебной деятельности
А чтобы зарядиться энергией, давайте все вместе прочтем торжественное посвящение нашему родному русскому языку.
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык!
Восточная мудрость гласит:
Приобретать знания – храбрость.
Приумножать – мудрость.
А умело применять – искусство!
И я вам сегодня желаю:
— быть работоспособными и не бояться нового;
— быть думающими и приумножать свои знания;
— быть активными и умело использовать то, чему сегодня вы будете учиться.
2. Актуализация знаний.
Игра «Найди лишнее слово» Цель: развитие мышления
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2. Труд, ложка, вода, луг, узкий.
3. Золото, варенье, бежать, зима, пирог.
4. Местность, областной, честно, счастливый, береза.
- Запишите «лишние» слова, выделите орфограммы.
Прочитайте скороговорку. Вставьте пропущенные буквы.
Журч..ли руч..и и урч..ли,
Журч..ли шмели над руч..ями.
- Какие орфограммы встретились в словах? Прочитайте быстро.
Упражнение «Говори наоборот» Цель: развитие мышления, воображения. Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный .
- Как называются эти слова?(антонимы)
Запись под диктовку (орфографическая минутка)
Устный, свистеть, вестник,стояла,ужасный,молчит,робкий,мягкий,ветвистый,кленовый, опасная (по цепочке называют орфограммы, подбирают проверочные слова).
3.Самоопределение к деятельности.
- Послушайте сказку про девочку Аллу. ( ЧТЕНИЕ СКАЗКИ)
- Сформулируйте тему урока.
Правописание слов с двойными согласными
- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными
4. Работа по теме
Работа по учебнику с. 121 упр. 233
- Прочитайте. Найдите слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение.
- Объясните лексическое значение каждого слова. Выполните задание к упражнению.
Взаимопроверка.(балл-цифровая отметка успехов, бал-большой танцевальные вечер, сор-мелкие сухие отбросы, ссора- состояние взаимной вражды)
Физминутка: «Слова в движении»
Если слова с удвоенной согласной, то выполняем приседания.
Если слова с непроизносимой согласной, то поднимаем руки вверх.
(Русский, Алла, класс, рассол, ванна, хоккей, килограмм, группа)
(Солнца, лестница, известный, грустный, поздний, праздник, здравствуй)
Упр.235 с.122( выполнить задания)
Игра «Фотограф». Выборочный диктант. (5 минут)
– А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Фотограф». Вам предлагается сфотографировать глазками слова из предложения, где есть удвоенная согласная буква
- Обозначьте удвоенные согласные, проверьте написанное, если есть ошибки, исправьте.
В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл - хоккеист. Инна играет в настольный теннис. Римма ходит в бассейн. А Вова увлекается булочками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный аппетит!
- Теперь проверим написанное вместе.
– Молодцы, а теперь вертикальной чертой обозначим перенос этих слов.
Отгадай загадки.
1)Игра «Доскажи словечко»
Во мне два К не забывайте.
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом (аккуратный)
2) На большие расстоянья
Мчится он без опозданья.
Пишется в конце два С
Называется (экспресс)
3) Он на вокзалах есть всегда
К нему подходят поезда
Двойное Р содержит он
И называется (перрон)
4) В конце двойное Л пиши,
А как зовут меня-реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный (кристалл)
- В чем заключается особенность этих слов-отгадок?( В них пишется удвоенная согласная.
- Какой напрашивается вывод?
- Когда пишется удвоенная согласная?
ВЫВОД. Удвоенная согласная пишется там, где слова тянутся долго.
- И сегодня вы поработаете самостоятельно по закреплению темы «Удвоенные согласные». Для этого вам предлагается выполнить ряд заданий
5.Запись под диктовку
Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма.
Догадайся, о чем идет речь.
1.Дети нашего ……………… - это дружный …………………………… .
2. После взлёта самолёт медленно убирает ……………………….. .
3. По широкому ……………………….. мчались машины.
4. Тенистая ……………………….. привела нас к беседке…………………. .
5. Осенью вся наша семья болела ………………………… .
6 . ……………………….. стояли на перроне вокзала.
Слова для справок: шасси, класс, шоссе, коллектив, аллея, грипп, пассажиры
6. Рефлексия учебной деятельности.
«Исправь ошибки»
- Найти ошибки.
- Проговорить вслух друг другу написание слов
Зачем опять учить слова,
Ведь я учил уже вчера?!
И я уверен, что на «пять»
Смогу их, без сомненья, написать:
Аллея, касса, сонн и вана,
Перрон, шоссе, хокей, коллонна,
Гррупа, русккий, акурратно.
Ну что, друзья, тут непонятно?
- С какой целью мы выполняли все эти задания?( Научиться писать слова с удвоенными согласными.)
- С написанием какой орфограммы познакомились на уроке?
-. На следующем уроке мы продолжим нашу тему и узнаем новое об удвоенных согласных. Будем учиться грамотно и безошибочно писать слова с удвоенными согласными.
-Ребята, оцените себя.
Нарисуйте зелёный круг – «я активно участвовал на уроке, с заданиями легко справлялся»
Нарисуйте синий круг – «на уроке не все задания для меня были лёгкими, но я справился».
Нарисуйте красный круг – «задания были очень сложными для меня. Нужна помощь»
7. Домашнее задание. (упр.234 с.122)