Урок русского языка на тему «Сложноподчиненные предложения с разными видами связи» (9 класс)
Технологическая карта урока русского языка
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
9 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
72-й урок, 1-й урок в теме |
Тема урока |
«Сложноподчиненные предложения с разными видами связи» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
базовый |
Тип урока (укажите тип урока): |
☐ комбинированный урок |
Планируемые результаты (по ПРП): Личностные
|
Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно члена общества, патриотическое воспитание |
Метапредметные |
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, совместная деятельность, саморегуляция, самоконтроль |
Предметные
|
знать, какие виды связи бывают в сложном предложении (проекция на ОГЭ, задание 2). Уметь работать со схемами |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):
|
Синтаксис, пунктуация, грамматическая основа, простое предложение, сложное предложение, виды связи (союзная и бессоюзная), виды сложных предложений (бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное) |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)
|
УМК: Учебник по русскому языку для 9 класса – Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Вонтелеева Т.М., Фаттахова Н.Н.; под ред. Е.А.Быстровой. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015; Раздаточный материал (карточки для работы в группах). Презентация «Сложные предложения с разными видами связи»; Толковый словарь. |
Технологическая карта урока
Тема |
«Сложные предложения с разными видами связи». |
Цели
|
Образовательная: обобщить и расширить знания о сложном предложении, о способах связи между простыми предложениями в составе сложного. Развивающая: развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности, навыки критического мышления. Воспитательная: развивать коммуникативные УУД, воспитывать интерес и уважение к родному языку, создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества. |
Планируемые результаты
|
Предметные знать, какие виды связи бывают в сложном предложении (проекция на ОГЭ, задание 2). Уметь работать со схемами Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно члена общества. Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. |
Основные Понятия |
Синтаксис, пунктуация, грамматическая основа, простое предложение, сложное предложение, виды связи (союзная и бессоюзная), виды сложных предложений (бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное) |
Межпредметные связи |
Литература (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») |
Ресурсы: основные дополнительные |
УМК: Учебник по русскому языку для 9 класса – Бархударов С.Г, Крючков С.Е, Максимов Л.Ю. М.,2010; Раздаточный материал (карточки для работы в группах). Презентация «Сложные предложения с разными видами связи»; Толковый словарь. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах. |
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Актуализация изученного. Мотивация к учебной деятельности . Запись схем и предложений 1.Слайд 2 . [ ], a [ ]. [ - = и = ]. 2.Слайд 3. 3. Слайд 4. Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. 3. Слайд 5. Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Слайд 6. Слайд 7. Формулирует задание: Что показывают эти схемы? Чтобы понять, какую тему мы с вами сегодня будем изучать, давайте вспомним, чем отличаются предложения простые и сложные? Рассмотрим примеры предложений, повторим изученный материал. Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Фронтальный опрос. Групповая и индивидуальная работа. Составление кластера. Ученики вспоминают алгоритм действий при работе с предложением, сопоставляют, делают выводы. Дают определения ССП и СПП. Беседа с учителем – выявление темы урока. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
После выявления темы «Сложные предложения с разными видами связи», формулируем цели и задачи урока: - Какие задачи мы должны решить, исходя из темы? - Каково строение сложного предложения? - Как соединены части сложного предложения? Чем разделяются? Какие бывают сложные предложения?) По мере ответов появляется запись на экране: Признаки сложного предложения. Средства связи в СП. Знаки препинания. Ученики перечисляют признаки простого и сложного предложений. -Учитель подводит к тому, что в составе сложного предложения бывает две части. При этом сложное предложение может быть как БСП, так и ССП, и СПП. Тогда в СП несколько видов связи: 1) ССП+СПП; 2) СПП+ССП; 3) БСП+ССП; 4) СПП+БСП – То есть предложений с разными видами связи может существовать очень много. Учитель сообщает, что правильно разбирать подобные предложения ученики будут не только на уроках, но и в зад.2 ОГЭ. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Работа в 4-х группах. Находят грамматические основы, анализируют, записывают схемы предложений. Работают по плану. Определить модератора группы; Выбрать докладчика; В каждом предложении найти основу/основы; Определить тип предложения: ПП – СП; В СП определить вид: ССП – СПП – БСП; Найти предложения, в которых представлен не один вид связи в СП; Записать схемы предложений. Докладчики отвечают по тексту задания, используя новые знания (используют учебник и презентацию). |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Ученики в группах анализируют языковые явления. Аргументируют. Объясняют постановку знаков препинания. Сверяют свою работу с записанным ответом на слайде. Осуществляют самоконтроль, корректируют недочеты. По итогам работы в группе докладчики выступают с сообщением. Проверка выполненных заданий в группах. Слайды 14-16. Подведение итогов работы. Формулируют вывод. Взаимооценка |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Индивидуальная работа по карточкам. Из предложений надо выписать только придаточную часть: 1.Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. 2.Получив письмо от генерала, он довольно искусным образом выпроводил Василису Егоровну, сказав ей, будто бы отец Герасим получил из Оренбурга какие-то чудные известия, которые содержит в великой тайне. Выполняют задания, составляют схемы предложения. Создают текст по опорным схемам. Решают логическую задачу, анализируют, отбирают, аргументируют свои действия. Идет воспитательная беседа по фрагменту повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
1. Охарактеризуйте предложения с различными видами синтаксической связи. Объясните постановку знаков препинания. 1. Дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега которые при первом порыве ветра готовы были упасть в ущелье на узкой дороге снег под действием солнечных лучей и ночных морозов превратился в лед так что с трудом мы сами пробирались. 2. Холм на котором я находился спускался почти опасным обрывом его громадные очертания отделялись от синеватой воздушной пустоты и прямо подо мною красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька. 2. Выпишите сложные предложения, распределяя их по группам: 1. Сложносочиненные, 2. Сложноподчинённые, 3. Бессоюзные, 4. Сложное с разными видами связи. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Укажите, какая из характеристик предложения является верной. Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке чётко виднеются ещё более крохотные отражённые ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, а вот передать его невозможно. Сложноподчиненное Сложное с подчинительной и сочинительной связью Сложное с подчинительной и бессоюзной связью Сложное с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
1. Укажите верное утверждение: - Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним. - Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения. - Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Найти и выписать СП с разными видами связи из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Доказать свой выбор. На оценку «отлично» – 5 предложений, на оценку «хорошо» - 4, на оценку «удовлетворительно» - 3 предложения. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
При работе в группах идет взаимооценка обучающихся, при выполнении индивидуальной работы ученики оценивают свою работу сами. По итогам урока заполняются карта самооценки. Учитель устно благодарит школьников за работу, комментирует работу на уроке. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Учитель предлагает всем оценить себя с помощью карты самооценки: -Сегодня я узнал… -Было интересно… -Было трудно… - Я выполнял задания… -Я понял, … -Теперь я могу… - Мне понравилось… |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Найти и выписать СП с разными видами связи из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Доказать свой выбор. На оценку «отлично» – 5 предложений, на оценку «хорошо» - 4, на оценку «удовлетворительно» - 3 предложения. |
Карта оценивания учащегося
1 |
Учебно-познавательные критерии (регулятивные УУД) |
Поставьте себе оценку |
||
2 |
1 |
0 |
||
|
знание основных терминов и фактического материала |
|
|
|
|
Умение ставить цель и организовать ее достижение |
|
|
|
|
Умение планировать деятельность |
|
|
|
|
Умение контролировать результат |
|
|
|
|
Итого: |
|
||
2 |
Информационные критерии (познавательные УУД) |
|
||
|
Умение самостоятельно извлекать информацию |
|
|
|
|
Умение систематизировать и анализировать информацию |
|
|
|
|
Умение передавать информацию |
|
|
|
|
Итого: |
|
||
3 |
Коммуникативные критерии |
|
||
|
Умение ввести диалог |
|
|
|
|
Умение слушать и слышать участников группы |
|
|
|
|
Умение грамотно строить устное высказывание |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
4 |
Личностные критерии оценивания |
|
|
|
|
Умение адекватно оценивать себя |
|
|
|
|
Умение контролировать свои эмоции |
|
|
|
|
Умение ввести дискуссию |
|
|
|
|
Итого: |
|