Урок русского языка в 1 классе «Встреча со Снегурочкой»
Тема: Отрабатываем умение проводить звуковой анализ. Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Цель:
-Развитие умения проводить звуковой анализ.
- Закрепление навыков подбора слов, соответствующих заданной модели.
-Воспитание любви к русской культуре.
Задачи:
- актуализировать знания детей о новогодних традициях;
- отработать навыки слогового анализа и синтеза;
- развить умение проводить звуковой анализ слов;
- совершенствовать мелкую моторику и пространственную ориентацию;
- стимулировать интерес к русскому языку через игровую деятельность.
Оборудование: презентация, рабочий лист, карточки со слогами в форме снежинок, снежинки для проведения рефлексии.
ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 12.45 Мб
Ход урока:
-Ребята, на уроке математики мы с вами отправились в волшебное путешествие к Деду Морозу. А кто же всегда рядом с ним, помогает ему и дарит радость детям?
Конечно, это его внучка – Снегурочка!
СЛАЙД 1.
-Как вы думаете, почему Снегурочку зовут именно так?
Правильно, ребята! Слово «снег» – это корень нашего слова. А вот история появления Снегурочки на Руси очень интересная и немного сказочная. Она включает элементы фольклора и литературы.
Давным-давно появилась сказка о девочке, которую слепили из снега. Семейная пара мечтала о детях, и их желание сбылось — снежная куколка ожила и стала им дочкой. Девочка была очень добрая, ласковая и красивая. В конце сказки Снегурочка погибает во время прыгания через костер.
Точная дата рождения Снегурочки неизвестна. А широкую известность образ получил благодаря пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» в 1873 году. Островский пересказал сказку про Снегурочку по-своему.
Место рождения Снегурочки — Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки.
Получается, что родина Деда Мороза - город Великий Устюг, а родина Снегурочки- Кострома. Именно там находится ее резиденция, терем Снегурочки и даже музей.
СЛАЙД 2.
День рождения Снегурочки — 4 апреля. 4 апреля 2009 года впервые официально отмечался день рождения Снегурочки. С того момента ежегодно в Костроме отмечается уникальное событие.
СЛАЙД 3.
Эта дата выбрана не случайно, а как точка перехода между зимой и весной, а ведь у Снегурочки из сказки Островского отец — Мороз, а мать — Весна, и поэтому у неё день рождения весной.
Снегурочка и Дед Мороз - сказочные персонажи, поэтому и дней рождения у них может быть не один, а два. Второй день рождения у них общий. Он отмечается 30 января.
Снегурочка готовит подарки для Дедушки Мороза на день рождения и Новый год. Давайте поможем нашей волшебнице приготовить праздничный сюрприз. Снегурочка задумала сделать особый подарок для своего дедушки: теплый платок, украшенный вышивкой.
РАБОЧИЙ ЛИСТ.
Рабочий листDOCX / 1.34 Мб
Задание 1. Помогите внучке закончить работу для любимого дедушки: продолжите узор. (Цель: развитие пространственной ориентации, моторики, контроля руки).
Российская Снегурочка уникальна. В каждой стране есть свои новогодние традиции. В Грузии праздник встречают вместе с Товлис бабуа, а в США народ радуется вместе с Санта Клаусом. Французы празднуют с Пер Ноэль, а финны знакомы с Йоллупукки. И только в России, у Деда Мороза, есть своя неповторимая спутница — Снегурочка.
В народной культуре Снегурочка – это девочка, которую старик и старушка слепили из снега.
Задание 2: найти пару каждому слогу.
СНЕЖИНКИ
Снежинки со слогамиDOCX / 312.47 Кб
Предлагаю вам тоже «полепить» из снега. На доске и стенах класса в произвольном порядке расположены снежинки с записанными на них слогами. Ваша задача – соединить снежинки так, чтобы получились слова. Образованные слова надо записать на рабочем листе в строчках.
(Каток, зима, елки, мороз, подарки, санки, шуба, снеговик)
-Что объединяет все эти слова?
Конечно, зима и Новый год! Все эти слова связаны с самым холодным и волшебным временем года.
Давайте посчитаем слоги в словах. Проговаривайте вслух каждое слово. Над словами напишите, сколько в них слогов.
-В каких словах больше всего слогов? Докажите это. Для этого подчеркните в данных словах красным карандашом буквы гласных звуков.
-Что объединяет оставшиеся слова? Верно, в них по 2 слога.
Задание 3: развитие умения проводить звуковой анализ. Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Рассмотрите в нижней части рабочего листа звуковую схему.
-Что по ней можно рассказать? Назовите слово, которое соответствует данной схеме. Докажите это, раскрасив схему цветными карандашами (Шуба).
Ребята, я уже сказала вам, что в Костроме находится резиденция, терем Снегурочки и музей. В тереме есть уникальный зал, сделанный руками уральских мастеров. В этом зале температура воздуха даже летом - минус 14 градусов. Поэтому прежде чем туда зайти, надо утеплиться, одеть зипун или тулуп. Все предметы мебели и посуда сделаны изо льда.
Давайте отправимся в этот чудо-терем.
СЛАЙД 4.
Физминутка
-Только сначала нам нужно одеться
Раз, два - повернись, потеплее нарядись.
Наденем на ножки - валены - сапожки. (дети имитируют движения)
Пушисту шапку и платок, (надевают)
Теплу шубку, поясок. (надевают)
На ручки рукавички – Две мягкие сестрички (имитируют движение)
-Вот теперь мы в тереме у Снегурочки не замерзнем!
А сегодня у Снегурочки новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка потолки ледяные,
Высоки - превысоки кружевные!
Мы по лестнице шагаем
Выше ноги, топ - топ.
Двери комнат отворяем
Справа - хлоп, слева - хлоп.
Здравствуйте, Снегурочка!
Ты хозяйке поклонись-ка:
- Здравствуйте, Снегурочка!
Задание 4.
Ребята, вы хорошо отдохнули. Думаю, что теперь вы готовы к выполнению самого сложного задания, подготовленного Снегурочкой.
Работать будете в парах. Перед вами 6 карточек со словами и 6 звуковых схем. Ваша задача: подобрать к данным словам подходящие звуковые схемы и соединить их стрелочками. Обязательно обсудите свои варианты друг с другом.
Итог урока.
Рефлексия «Снежинки настроения».
Снежинки для проведения рефлексииDOCX / 1.4 Мб
Ребята, на стенах кабинета размещены снежинки. Выберите ту снежинку, которая соответствует вашему настроению, а затем встаньте возле неё.
Очень рада, что настроение у всех отличное! Ребята, вы успешно справились с заданиями! Вы помогли Снегурочке подготовить подарок для Дедушки Мороза, научились составлять слова из слогов и даже смогли подобрать звуковые схемы к словам.
Сегодня вы познакомились с удивительной героиней — Снегурочкой. Она не просто символ зимы, но и образ доброты, волшебства и праздника. Теперь вы знаете, где её родина и когда у неё день рождения.
Я надеюсь, что вы получили много положительных эмоций и узнали что-то новое и интересное. Помните, что Снегурочка – это не просто сказочный персонаж, это символ доброты, волшебства и праздника, который живет в наших сердцах. Берегите эту сказку и передавайте ее другим!
Источники:
https://vk.com/wall-42832429_9363?ysclid=mjbj7m7g87213208907
https://ast.ru/news/7-faktov-pro-snegurochku/?ysclid=mj5gni9o1m978422137
Елена Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Сорокина Светлана Валерьевна
Галина Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна