Конспект урока русского языка в 3 классе «Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь»

2
1
Материал опубликован 4 November 2023

КОНСПЕКТ

урока русского языка в 3 классе.

учитель:Магомедова А.Я.



ТЕМА: «Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь. »

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: познакомить учащихся с написанием разделительного мягкого знака; дать понятие мягкого знака как разделительного, научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;

развивать группу УУД:

личностных – самооценка на основе критерия успешности и трудности;

регулятивных – планирование последовательности деятельности, фиксирование индивидуального затруднения, контроль, коррекция и оценка;

познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение цепочки логических рассуждений;

коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения

Ход урока


Структура урока и содержание

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Организационный момент





Здравствуйте, ребята!

Приготовьтесь слушать меня внимательно и не отвлекаться. Проверьте, у всех ли на парте есть учебник, ручка и тетрадка. Если вы готовы, положите аккуратно руки на парту.

Покажите мне все, что вы готовы к уроку, все смотрите на меня, не отвлекайтесь на посторонние дела.


Принимать, уважать и выполнять требования учителя.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Учить самоконтролю готовности на уроке.

Наблюдать за рабочим местом учащихся на уроке.



Минутка чистописания





Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Анализ правильного образца.

Минута чистописания

Ья, ью

Ья- начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС;

- закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, ведём вверх и пишем маленький овал, поворачивая к первому элементу (высота овала – до середины РС). состоит из трёх элементов)

- (первый элемент) начинаем писать чуть выше нижней линии РС: закругляем, доводим до нижней линии РС, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и почти доводим до верхней линии РС;

- (второй элемент) уходим вверх влево и пишем маленький овал, вернувшись к точке начала его написания (высота овала – до середины РС) и поднимаемся к верхней линии РС, касаясь её;

- (третий элемент) пишем короткую наклонную палочку с закруглением внизу вправо: сначала ведём по написанному элементу, а потом следим за тем, чтобы между первым и третьим элементами образовался уголок (с середины РС).



Ью- начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС;

- закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, ведём вверх и пишем маленький овал, поворачивая к первому элементу (высота овала – до середины РС). начинаем писать с верхней линии РС: пишем короткую наклонную линию до нижней линии РС;

- возвращаемся по написанному до середины, останавливаемся и пишем «перекладинку» (чуть провисшую линию);

- пишем овал, касаясь нижней и верхней линий РС

Взаимопроверка.


Продолжить совершенствовать каллиграфическое письмо

Учить осуществлять взаимоконтроль, формировать умение обнаруживать отклонение от эталона


Учить общаться на бесконфликтной основе.


Учить продуктивной коммуникации в паре.

Словарно-орфографическая работа





Словарный картинный диктант (Слайд на экран) (поставить ударение, разделить на слоги ).

трактор, ракета, альбом, пшеница, овёс, орех, компьютер

-Да, это новое словарное слово. Давайте вместе его произнесем. На какой слог падает ударение? Какие буквы вы должны запомнить в этом слове?

Прочитайте.

Запишите их в тетрадь. Поставьте ударение и выделите орфограмму.

Можно ли к этим словам подобрать проверочные слова? (нет)

Почему? (это словарные слова)

Давайте откроем учебник на странице 157. Найдем словарик и проверим, правильно вы поставили ударение в этих словах.

Что надо сделать с этими словами? (запомнить)

Поднимите руку, у кого не было ошибок.

А те, кто допустили ошибку, Запомнят слова. И больше не будут допускать этих ошибок.

Составьте с новым словарным словом предложение.

-выделите грамматическую основу

-сколько грамматических основ получилось в нашем предложении?

-Как называется предложение, в котором только одна грамматическая основа?( простое)

-Какое это распространенное или нераспространенное предложение? (распространенное).Докажите, что это распространенное предложение. (т.к. здесь есть второстепенные члены).

-Какую роль они играют? (они поясняют главные члены)

Формировать умение грамотно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.


Формировать умение самостоятельно использовать словарь.

Обогатить словарный запас учащихся.


Актуализация знаний





Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Выше руку поднимай.

Мягкий голос, мягкий шаг…

Это буква - … (мягкий знак)

Систематизировать знания детей о ь знаке




Формировать умение предполагать, выдвигать свою точку зрения и обосновывать ее.


Постановка темы и задач урока





Проблемная ситуация.

На доске слова:

сем.я сем.я

обез.яна обез.яна

пол.ю пол.ю

в.юнок в.нок


Вьюнок – это цветок.

К доске выходят 2 ученика.

Ваша задача вставить или не вставить букву в эти слова.


Проверка слов.

Как, ребята написаны слова? (по-разному)

А задания тоже были разные? (нет)

А почему выполнили работу по разному? (не знаем правило, как писать разделительный ь знак в словах)

Посмотрите как ____ написал первое слово, а как____.

На какой вопрос будем отвечать? (Когда пишется разделительный ь знак в словах)



Учитывать разные мнения, формировать собственное мнение, умение вести диалог.


Учить формулировать проблему.

Формировать умение работать в парах

Изучение нового знания





Анализ языкового знания.

Посмотрите на слова.

вьюга друзья

варенье польет

ульи Коля

Поля колья


Чем интересны эти слова? ( везде есть буква ь)

Про такие слова говорят, что в них есть разделительный ь знак.

Посмотрите, после каких букв стоит ь знак? (После согласных)

Какие звуки обозначают эти согласные буквы?

А перед какими? (перед гласными)

Назовите их. (ю,я,е,ё,и)

В слове Коля.

Назовите, какой звук обозначает подчеркнутая буква? (мягкий)

А откуда узнали? (т.к. после л, стоит буква я )

И поэтому предшествующий согласный произносится мягко.

Какую вторую работу выполняет буква я? ( обозначает звук а)

В слове колья.

Какой звук обозначает буква эль? (л)

Почему? (после л, стоит ь знак)

А какие звуки обозначает буква я? ( йа)

О чем предупреждает буква ь знак? ( о том, что букву я надо читать, как 2 звука)

Так когда же будем писать ь знак? (Когда слышим 2 звука й и а после мягких согласных звуков)

Ведь разделительный ь знак пишется после согласных букв и перед гласными ю,я,е,ё,и, когда они обозначают 2 звука.

Какую ошибку можно сделать в этих словах? (не написать ь знак)

Давайте обозначим орфограмму в словах.

1 столбик – что подчеркнем?(ь)

2 столбик – ученик выходит к доске, обозначает орфограмму

Познакомить детей с правописанием разделительного ь знака а словах.

Добиться запоминания орфограммы.


Учить анализировать языковой материал.




Воспроизведение нового знания





1) Формулирование вывода по теме.

Какую тему мы изучили? (Правописание слов с разделительным ь знаком)

Кто по другому назовет тему?

Кто назвал тему точнее?



2)Чтение вывода по учебнику.

Давайте откроем учебник на странице 118, прочитаем правило и сравним, правильно ли мы пришли к выводу.


4)Возвращение к проблемной ситуации.

Давайте вернемся к словам, к которым выходили ученики.

Посмотрите, верно ли вставил букву ___?

А ___?

Назовите слово. (Семья)

Как пишем слово? (с ь знаком)

Почему? (т.к. пере ь знаком стоит согласный, а после гласный, обозначающий 2 звука)

(аналогичная работа с остальными словами)

семья

обезьяна

полью

вьюнок



Формировать умение формулировать вывод


Учить вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Учить выделять главное в информации.



Учить строить связное высказывание.

Учить строить связное высказывание .

Упражнения в применении нового знания





1) Выборочное списывание с орфографическим заданием.

На слайде слова:

Воробьи, зелье, соловьи, муравьи, веселье, ружье, у ручья, затишье.

Прочитайте.

Что видите? (Слова, в которых пропущена буква)

Что должны сделать? (Списать эти слова правильно)

Вы должны списать правильно слова, обозначить орфограмму.

Проверка:

Воробьи, зелье, соловьи, муравьи, веселье, ружье, у ручья, затишье,)

Прочитайте слова, где встретился разделительный ь знак.

Кто выполнил это задание верно?

Кто допустил ошибку?


Прочитайте предложения.

Ваша задача вставить ь знак в слова, обозначить орфограмму, расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Проверка на слайде:

В одной маленькой деревне жила семья. Каждое утро отец брал ружье и отправлялся на охоту. Возвращавшись домой, он останавливался у ручья и умывался. К вечеру наступало затишье.

Поднимите руку, у кого получилась такая последовательность предложений.

У кого получились другие варианты?

В какие слова вставили букву?

Какую орфограмму подчеркнули?



Совершенствовать умение выделять орфограмму разделительный ь знак.


Продолжить работу по орфографической зоркости.


Совершенствовать умение писать.

Контроль за результатом, коррекция собственной деятельности, соотнести результат своей деятельности с задачами и оценить их.

Умение строить устное и письменное высказывание


Работа по развитию речи





Откройте стр.70 в учебнике упр.128.




Определяем тип текста и работаем по заданиям к упражнению.

Обобщение по теме





Какова была тема нашего урока? (Правописание слов с разделительным ь знаком)

Что нового мы узнали?

Какие трудности у вас возникли?





Слушать собеседника, осознано строить собственное речевое высказывание

Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание.





Урок подходит к завершению.

Оценивают свою деятельность, заполняя таблицу:

На слайде:

Сегодня на уроке я изучил…

Для меня было трудно…

Я понял, что…

Я приобрел…

Я научился…



Учить анализировать свою деятельность.


Учить строить рассуждение по алгоритму.

Домашнее задание





Подготовить карточку с разделительным мягким знаком для соседа по парте.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где же слайды, на которые вы ссылаетесь?

4 November 2023

Похожие публикации