2.Актуализация знаний | 1. Минутка чистописания - Ребята, начнем урок, откроем наши рабочие тетради, запишем число, классная работа.Сегодня мы с вами пропишем заглавную букву Я. - Записываем после классной работы с красной строки.
- Далее спишите предложение. - В каком слове есть проверяемая безударная гласная? - Верно, проверочное слово - сЕмьи. 2. Словарная работа Ребята, а теперь запишем слово «Словарь», поставим двоеточие. Я вам сейчас буду диктовать словарные слова, а вы ставьте ударение, подчеркивайте орфограмму. - Первое слово животное, пишем с маленькой буквы, ставим ударение, подчеркиваем орфограммы. Поставьте запятую, второе слово одуванчик . - Следующее слово воскресенье. Следующее слово гвоздика.И последнее слово поэт. Поставьте точку. Слова: животное, одуванчик, воскресенье, гвоздика, поэт. - Давайте проверим, как вы справились с работой. С места комментирует первое слово Маша, а остальные проверяют. (карточка с правильно написанным словом вывешивается на доску сразу после объяснения, чтобы все проверили и исправили ошибки). - Поставьте на полях + , если у вас нет ошибок и - , если есть ошибки в написании словарных слов. - Молодцы! | Записывают: Двадцатое апреля. Классная работа.
Прописывают букву.
- семья.
Записывают словарные слова.
Проверяют ошибки и оценивают свою работу. (+/-)
|
3.Постановка учебной задачи | - Прочитайте стихотворение. (Слайд 2) Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он и я, и ты, Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет доброты, И не будет красоты, Если только я и ты, Если мы сорвём цветы. -Есть ли в стихотворении местоимения ? Назовите их. - Что вы можете сказать о данных местоимениях? Какие они? - Как мы можем распределить личные местоимения? - Назовите местоимения по лицам. Расскажите, что они обозначают.
-Как изменяются местоимения 3 лица? Назовите их. - Итак, как вы думаете, что мы с вами будем делать сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. - Верно! А какие задачи мы перед собой поставим ?
-Молодцы! Всё верно! |
Читают стихотворение.
- я, ты, он, мы - личные - по лицам и числам -Местоимения 1 лица я, мы указывают на того , кто говорит. Местоимения 2 лица ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью. Местоимения 3 лица он, она, оно, они указывают на того, о ком или о чем говорят.
- по родам -М.р.-он, Ж.р. –она, ср.р.-оно. -закрепление знаний о личных местоимениях. - научиться определять личные местоимения в тексте, правильно употреблять личные местоимения в речи. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Работа по учебнику Упр. 166 (с. 97). - Прочитайте задание. - Что нам нужно сделать? - Итак, читаем первое предложение: В воскресенье мы пришли в зоопарк. У нас есть повторяющиеся существительные? - Хорошо, смотрим предложения под цифрой 2. В пруду плавала уточка. Уточка подплыла к берегу и закрякала. Что вы скажете об этих предложениях? - Так, хорошо, и каким местоимением мы его заменим. - Верно, запишите правильное предложение. - Далее цифра 3. Какое слово повторяется? - Верно, и каким местоимением мы его заменим? - Правильно, запишите правильное предложение. - А теперь под цифрами 4,5,6 сделайте самостоятельно. -Проверяем. - Маша назови предложения под цифрой 4 и т.д. |
Читают задание про себя. - Нам нужно найти повторяющиеся имена существительные и заменить одно их них местоимением. - нет. - Здесь повторяется слово уточка.
- Она
- Павлин. - Он
Выполняют задание.
Проверяют. |
5. Реализация построенного проекта | Упр. 166 (с. 97). - Ребята, у нас в упражнении есть слова с цифрой 3 и 1 . Что это значит? - Есть желающие выйти к доске и разобрать? Остальные выполняют задание в тетради. - Итак, первое слово, красивый. - Красивый - прил. (какой?). Н. ф. - красивый. В м. р., в ед. ч., в В. п.. Втор.чл. - Кто желает выйти и сделать морфологический разбор слова сено? Сено - сущ. (что?). Н. ф. - сено. Неодуш., нариц., в ср. р., в ед. ч., в В. п.. Втор.чл. - Желающие выйти к доске и выполнить фонетический разбор слова яки? Яки – 3б.,2 слога Яки [й’а́’к’и] –4 зв. я - [й’] – согл., звон.непарн., мягк. непарн.; [а́] – звук гласн., ударн.; к - [к’] – согл., мягк. парн., глух.парн.; и - [и] – гласн., безударн.; - Давайте выполним еще одно задание.(Слайд 3) Вставьте пропущенные местоимения.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? - Верно! Молодцы! - Следующее задание определить по признакам местоимение и записать его. (Слайд 4) Мест. 3л., ж.р., ед.ч.- Мест. 2л., мн.ч.- Мест. 3л., ср.р., ед.ч.- Мест. 1л., мн.ч.- - Правильно, все справились с задание? | - Это значит, что со словами под цифрой 3 нужно сделать морфологический разбор , а под цифрой 1 фонетический. - Красивый - прил. (какой?). Н. ф. - красивый. В м. р., в ед. ч., в В. п.. Втор.чл. - Сено - сущ. (что?). Н. ф. - сено. Неодуш., нариц., в ср. р., в ед. ч., в В. п.. Втор.чл. - Яки – 3б.,2 слога Яки [й’а́’к’и] –4 зв. я - [й’] – согл., звон.непарн., мягк. непарн.; [а́] – звук гласн., ударн.; к - [к’] – согл., мягк. парн., глух.парн.; и - [и] – гласн., безударн.;
- Я, ты, он/она, мы, вы, они.
- она - вы - оно - мы - Да. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -А сейчас, ребята, вам нужно самостоятельно выполнить «Проверь себя» на стр 98, под цифрой 3 и 4. - Петя, прочитай задание. - Что нужно сделать под цифрой 3? 4? - Всем понятно задание? - Отлично, приступайте.
- Проверяем по слайду. - Молодцы! |
Читают задание. - под цифрой 3 нужно записать только местоимения и подчеркнуть местоимения у которых род нельзя определить. А под цифрой 4 нужно вставить пропущенное местоимение подходящее по смыслу и ответить на вопрос, заключенный в предложении. - Да. Выполняют задание. А учитель ходит по классу и контролирует выполнение задания. |
7. Итог урока | -Итак, наш урок подходит концу, и мне хотелось бы узнать (Слайд 6): - Мы достигли цели нашего урока? - Какую роль в нашей речи выполняют местоимения? - Какое задание вам было интересно выполнять? -Какое умение мы отрабатывали на уроке? |
- Да, мы закрепили знания о личных местоимениях. - местоимения необходимы для того, чтобы избежать ненужных повторений. - умение определять местоимения в тексте. |