12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сергеева Регина Альбертовна19
3

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Безударные окончания имен прилагательных»

Орг.момент

Здравствуйте, ребята!

Сегодня необычный урок.

Я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться: «Детективное агентство».

Ребята, кто такой детектив?

Подберите синоним к слову детектив? (Сыщик).

Какими качествами должен обладать хороший детектив? (умный, внимательный, ответственный)

Во время работы будем следователь следующим наказу:

Сыщик должен:

иметь зоркий глаз;

уметь слушать и слышать;

быть внимательным.


Мотивирующий момент

В агентство поступило заявление «Внимание! Внимание! Дежурный по оперативному штабу делает экстренное сообщение. В нашем государстве появились нарушители: Я,А,О,Е,И. Они в целях конспирации меняют внешность. А тысячи учеников проливают слезы, стараясь отыскать этих невидимок. Срочно организовать группы по поиску пропавших, провести розыскные мероприятия»

- Ребята, вы согласны обезвредить нарушителей?

- Что можете о них сказать? (это гласные)

- В каком случае они меняют внешность? (если они безударные)

- В какой части слова могут находиться? (в любой)

- Продолжи предложение:

Если безударная гласная находится в корне, то … проверяй ударением.

Если в приставке или суффиксе, то запомни.

Если в окончании, то проведи расследование.

Итак, открываем дело №105 «О пропаже безударных гласных»

- Главное в следствии дознание, а у нас главное – знание, рабочие листы сегодня послужат детективным делом (число)


Актуализация знаний

Приступим к расследованию.

Для начала необходимо составить ФОТОРОБОТ.

Вставь в описание особые приметы прилагательных.

(служебная, самостоятельная, признак, действие, что, какой, что делать, который, чей, существительное, глагол, род, число, падеж, склонение, определение, сказуемое, дополнение)


Словарная работа

Следующим этапом будет ПОИСК УЛИК.

Нагреем лист и прочитаем спрятанное словарное слово Опыт

Запишите и подберите однокоренное слово.

Поставьте ударение, выделите безударную гласную.

В какой части слова находится безударная гласная?

Разберите слова по составу.

Лимон –лимонный.


Подберите подходящее существительное к прилагательному (устно)

Лимонный–сок, уксус

Лимонная - цедра, кислота

Лимонное - варенье, дерево

Поставьте ударение, выделите окончание, сравните (делаешь у доски маркером)

От чего зависит выбор окончания? (от рода, числа, падежа, вопроса)


Формулировка темы урока

Уточним название личного дела №105 «О пропаже безударных гласных где? в окончаниях чего? имен прилагательных».


Работа над темой урока

Следующий этап расследования это ДОЗНАНИЕ.

Как действовать, чтобы окончания у прилагательных больше не терялись?

Дознание проведем по алгоритму.


Составим алгоритм «Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных».

Для этого восстановите порядок действий, чтобы окончания больше не терялись»

Определить, к какому существительному относится прилагательное.

Определить род, падеж и число этого существительного и прилагательного.

Подставить для проверки вопросительное слово Какой?


Сравните с учебником.


Первичное закрепление

Прочитайте.

Вставьте пропущенные буквы, следуя алгоритму.


Добр… слово дороже богатства.

Умн… речь приятно и слушать.

Ласков… словом и камень растопишь.


Прочитайте правило

Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит и в воде и на земле,

стоит в одном с ним роде, числе и падеже.


Динамическая минутка

Проведем ОЧНУЮ СТАВКУ.

Встаньте, найдите пару и объясните правописание окончаний, опираясь на алгоритм.

с верным другом (Т.П.)

от внимательного взгляда (Р.П.)


трудным путем (Т.П.)

задушевную беседу (В.П.)


о стальном характере (П.П.)

по запутанному следу (Д.П.)


По времени «Вещественные доказательства»

Заполните пропуски.

Вкусн… какао

Вкусн… кофе

Быстр.. кенгуру

Красив… леди

Почему получились разные варианты?

Что нужно знать, чтобы правильно написать окончание прилагательных в словосочетаниях с несклоняемыми существительными? (род)

Где можно проверить род несклоняемых существительных? (в словаре)


Закрепление

Задание для поисковых групп:

- Раскрасьте иллюстрацию в соответствии с эталоном.


- ым – желтый

- ом, ого, ому– синий

- им –голубой

- ей- фиолетовый


Опасным делом - желтый

О ловком следователе – синий

За метким стрелком - голубой

Хорошего товарища - фиолетовый


Что за иллюстрация получилась? (это ледоход)

Вставьте подходящие прилагательные, согласуя в нужной форме, используя слова для справок.

Ледоход

Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий шум проносится над быстрой рекой. Это ломается лёд.


- Для чего нужны имена прилагательные? (имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной)


Итог урока

Можно ли закрыть дело «О пропаже безударных гласных в окончаниях имен прилагательных»?

Выяснили действовать, чтобы написать безударные гласные в окончании прилагательных?

С чего нужно начать?...

Что нужно уметь определять у прилагательных?...

Чем связаны существительное и прилагательное в словосочетании? …


Оценивание

Поднимите руку, кто во время работы старался следователь следующему наказу:

Сыщик должен

иметь зоркий глаз;

уметь слушать и слышать;

быть внимательным.

Я могу всех назвать лучшими детективами нашего агентства.

Дз:

из текста «Ледоход» выписать словосочетания прилагательное+существительное. Определить род, число, падеж и выделить изученную орфограмму.






Опубликовано


Комментарии (1)

Язенина Ольга Анатольевна, 29.03.24 в 22:34 0Ответить Пожаловаться
ОЧень интересная мотивирующая идея для урока! Спасибо! Возьму на вооружение.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.