Материал на проверке

Урок русского языка в 6 классе «Тема и основная мысль текста» с использованием регионального компонента

3
0
Материал опубликован 14 October 2015

Урок русского языка в 6 классе на тему «Тема и основная мысль текста» с использованием регионального компонента.

Цель – использование системы познавательных заданий для учащихся с целью развития знаний по данной теме, развития разных видов компетенций.

Задачи:

Обучающие:

1.познакомить учащихся с качествами речи: соответствие высказывания теме, логичность, точность;

Развивающие:

1.повторить понятия «тема» и «основная мысль теста».

2.развивать мышление и воображение учащихся.

Воспитательные:

1. Развитие навыков устной речи на примере творчества поморского народа.

2. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за своих земляков, за свой край.

3. Приобщать учащихся к культурным традициям родного края.

Ход урока:

1.      Организационный момент.

Здравствуйте!

Запишем число, «классная работу» и тему в тетрадях.

Приветствуют учителя. Записывают.

2.      Работа с поморскими пословицами.

Ребята, внимательно прочитайте пословицы, которые записаны на доске:

«Для доброго гостя и ворота настежь»

«Что есть в печи, на стол мечи»

«Доволен гость хозяин – хозяин рад»

«Гостю щей не жалей, погуще лей».

1 ученик зачитывает пословицы

- Вы никогда не задумывались, зачем люди ходят в гости? Прием гостей радостное событие?

-Что может объединять данные пословицы?

-Какое слово встречается в них?

-О каком качестве поморов говорят эти пословицы?(Ответы детей) 

 3. Слово учителя. Тема и основная мысль текста.

Конечно, эти пословицы объединяет общая тема – гостеприимство. Давайте вспомним и запишем в тетрадь определение, что такое тема и основная мысль.

Тема текста – это то, о чем или ком говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в заглавии.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.  Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.

Послушайте высказывание М. Горького: «Прежде чем писать я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать»

- Ребята, подумайте, какой вопрос из этого высказывания помогает определить тему текста, какой – основную мысль? (что хочу написать – тема, для чего написать – основная мысль текста).

4. Совместная работа  с текстом

Я прочту вам текст, а вы постарайтесь определить тему и основную мысль текста:

Как любили раньше поморы гостей принимать! На именины, свадьбы, праздники звали не только родственников, но и соседей. А бывало, вечерней порой вдруг кто-то «стук-стук-стук» в окошко избы. - Кто там, входи! – отвечают хозяева. Заходил странник, совсем незнакомый человек  и просился переночевать. Его тут же усаживали за стол. Выставляли на стол все, что в доме  из еды было. Гостя старались не только покормить, но и поговорить с ним, утешить, успокоить, оставляли на ночлег.


Как бы мы определили тему текста? (В тексте рассказывается о том, что поморы любили принимать гостей).

А какова основная мысль текста? (Люди должны быть добрыми и гостеприимными). Готовясь к устному высказыванию, вдумайтесь в его тему. Каждое слово в названии темы имеет значение. Например, темы «Гость», «Поздний гость», «какого гостя я увидел однажды вечером» - близкие, но разные. Высказывание нужно строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию данной конкретной темы.

5. Работа со стихотворением

 У Николая Журавлева (это известный писатель Архангельской области) есть стихотворение «Есть такой обычай». Прочитайте его выразительно.

У поморов:

Уходя,

Не закрывают двери…

Есть такой обычай

Без замков живут

И без затворов-

Потому,

Что все друг другу

Верят.

Коль метла

Поставлена к притвору-

Нет хозяев

И не будет скоро…

Почему метла?

Судить не смею.

Видимо, от древнего поверья,

Говорят в народе

Будто ею

Вымели людское недоверье.

- Определите тему стихотворения «Есть такой обычай».

- Какова основная мысль этого стихотворения?  Для кого он написан, к чему призывает? Чему учит этот текст?

Конечно, это стихотворение учит людей доверять друг другу. Ведь главной чертой поморов является душевная доброта, доверчивость к людям, гостеприимность.

6. Подведение итогов урока и домашнее задание

Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы с вами научились определять тему и основную мысль текста.

Дома вы выполните небольшое письменное задание, чтобы я убедилась, что тема вами понята.

Напишите тему и основную мысль текста. Объясните, как вы понимаете смысл пословицы (на выбор), с которыми мы работали в начале урока.

 Спасибо за урок! До новых встреч!

Комментарии
Комментариев пока нет.