12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Владимировна57
3

Технологическая карта урока-экскурсии на тему «Творчество В. Высоцкого»

Технологическая карта урока-экскурсии по теме:«Развитие литературы в период 1950 — 1980-х годов. Авторская песня» «Творчество В.С. Высоцкого»

В своей практике преподавания литературы стараюсь как можно чаще использовать различные формы работы с государственными и частными, художественными и тематическими, профессиональными и непрофессиональными музеями. Считаю, что не использовать такой большой и разнообразный пласт информации - преступление. Ведь обращение к музейным экспозициям позволяет придать образовательной деятельности эмоциональную окрашенность, причастность к эпохе, опыту творцов слова. А ощущение свободы выхода за пределы привычной учебной аудитории просто окрыляет учащихся. Если на традиционном уроке в классе учащиеся работают с текстом, устным словом, иллюстрациями, моделями, муляжами и другими средствами наглядности, то специфика урока в музее всегда предполагает обращение к музейным экспонатам.

В современной практике музеи предлагают как традиционные виды музейно-педагогической работы - лекции и экскурсии, так и часто используют научные чтения (конференции, сессии, заседания), клубную работу (кружок, студия), конкурсы (олимпиада, викторина), концерты (литературный вечер, театрализованное представление), музейные праздники, исторические игры. Что позволяет, на базе предложенных музеем форм, организовать урок-экскурсия, урок-квест, урок-проект по созданию виртуальной экскурсии, урок-викторина и так далее… что стимулирует посещение музея и превращение его в образовательное и культурное пространство.

Такие уроки помогают приобрести его участниками дополнительные знания как по определенным разделам учебной программы, так и выходить по содержанию за рамки содержания литературы или интегрировать сведения из ряда учебных дисциплин (чаще истории).

Моделируя проблемные и поисковые ситуации можно использовать разные методические приемы, предлагать проблемные задания, позволяющие рассмотреть явление с различных (ролевых) позиций, побуждающие учащихся самим найти ответ и способ разрешения, делать сравнения, обобщения, сопоставлять факты.

При подготовке и проведении уроков в музее, по возможности, стоит отказаться от экскурсионного подхода или же постараться минимизировать презентацию информации посредством монолога. Ключевую роль в этой методике играет экспонат, инсталляция или пространство музея.

Урок в музее — форма добровольно-обязательная по содержанию и вариативная по организации познавательной деятельности его участников. В поисках ответов на поставленные задачи учащиеся могут обращаться не только к педагогу, но и специалистам определенного профиля, работающим в данном музее, заглянуть в каждый уголок музея, исследовать каждый экспонат, изучить каждую экспликацию.

А задания устные или заявленные в маршрутном листе должны:

-возбуждать любопытство и привлекать внимание к предмету;

-заставлять задуматься и предполагают интеллектуальное напряжение;

-побуждать искать свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной в музее информации.

Модель урока можно представить в следующем виде: презентация педагогом или музейным сотрудником образа данного музея, настройка групп на работу, актуализация их прежних знаний, введение в поле проблемы, озвучивание цели, постановка задач, знакомство с музейной составляющей урока.

На протяжении всего занятия педагог работает в роли фасилитатора, облегчающего продвижение участников в поле проблемы, но в заключении урока он должен выступить как модератор дебатов, помочь учащимся обсудить их выводы и подвести конечный итог. Ни в коем случае нельзя скомкать или формально провести обсуждение. Очень важно в конце занятия (иногда на следующем) обсудить работу, помочь прийти к выводу, который поможет осознать проблему и применить прием решения в последующем.

Конечно, роль самого преподавателя на таком занятии необычно велика, именно он дает всему направление, а как следствие это требует больше времени на подготовку.

Тема: «Развитие литературы в период 1950 — 1980-х годов. Авторская песня»

Тип урока: Урок по усвоению новых знаний.

Форма урока: Г – групповая.

Цель: знакомство с общей характеристикой и своеобразием литературы в период 1950 — 1980-х годов с точки зрения истории и литературы. Рассмотреть понятие «Авторская песня» на примере жизни и творчества В.С. Высоцкого.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование у учащихся интереса к деятельности поэта, его внутреннему миру;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие умения понимать взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями;

- развитие навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию, интерпретировать, излагать самостоятельные суждения;

- развитие художественных способностей в процессе работы над медиа материалами;

- воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- воспитание чувство гордости за родную страну, ее культуру.

Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, презентация к уроку (ppt), музыкальные композиции, экспонаты дом-музея Высоцкого В.С. г. Екатеринбург.

Цифровые образовательные ресурсы:

-Дополнительный материал по творчеству и биографии В. Высоцкого / https://www.culture.ru/persons/2116/vladimir-vysockiihttps://onlinetestpad.com/cz3ovijdxmfde

-О музее В.С. Высоцкого / https://visotsky-e.ru/muzej-v-s-vysotskogo/o-muzee-v-s-vysotskogo.html

Содержание взаимодействия педагога и учащихся на уроке рассмотрено в таблице1.

Таблица 1 – Технологическая карта урока с применением технологии

урока-экскурсии

Этапы урока

Деятельность

Деятельность студентов

Организационный момент ( 2 минуты)

Цель этапа: 

настроить студентов на учебную деятельности, на получение новых знаний; создать условия для мотивации внутренней потребности включения в учебный процесс.

Вступительное слово учителя.

Инструктаж

Сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности.

 

 

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

 - эмоциональный настрой на получение новых знаний

Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-активное слушание, выдвижение предположений

Формируемые способы деятельности: 

-формулирование собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые: 

-слушание собеседника

Формируемые способы деятельности: 

-построение понятных для собеседника высказываний

2.Актуализация знаний ( 5 минут)

Цель этапа:

 предъявить задания близкие жизненному опыту учащихся; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала

 

Фронтальный опрос. Организация дискуссии учащихся

 

 


 

 

 

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему

Формируемые способы деятельности:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности;

-слушают вопросы преподавателя,

-отвечают на вопросы;

-осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Формируемые способы деятельности:

 -формирование умения извлекать информацию из текстов,

- выявлять сущность, особенности объектов;

-формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

-взаимодействие с преподавателем во время опроса;

-участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

Формируемые способы деятельности: 

-формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности;

-формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

3.Постановка учебной задачи

( 2 минуты)

Цель этапа:

поставить цели деятельности и выявить возможные места и причины затруднения

Мотивирование учащихся.

Объяснение цели

Консультирование

Наблюдение

 

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-определение темы,

- уточнение целей, исходного положения

-выбор рабочей группы

Формируемые способы деятельности:

формирование умения прогнозировать предстоящую работу

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Личностные УУД

 

 

 

 

 

 

Осуществляемые действия:

 -осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Формируемые способы деятельности: 

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с преподавателем

Формируемые способы деятельности: 

-формировать умения ставить цель деятельности

4.Инструктаж учителя по выполнению задания

( 7 минут)

Цель этапа:

включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новые знания.

Постановка задач

Определение источников информации

Анализ

Консультирование

Выбор критериев оценки результатов

Распределение ролей в команде

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

Осуществляемые действия:

-формирование задачи.

-уточнение информации (источники)

-выбор и обоснование критериев успеха.

-обсуждают задания ( Приложение1)

Формируемые способы действия:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно – познавательной деятельности.

5. Ознакомление с новым материалом

( 40 минут)

Цель этапа:

Изучить биографию и писателя, как прямое отражение творческой жизнь

Наблюдение

Консультирование (по просьбе)

 

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия: 

-осознание целей и задач обучения,

-восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов

Формируемые способы деятельности:

-формирование умения слушать и понимать других;

- формирование умения формулировать свои мысли в устной форме;

- формирование умения работать в группах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-сбор и работа с информацией;

-развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме;

- развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

Формируемые способы деятельности:

формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию

6. Осмысление и закрепление (60 минут)

Цель этапа:

зафиксировать содержание, изученного на уроке в виде группового творческого проекта.

(внеаудиторная)

 

Наблюдение

Консультирование (по просьбе)

 

 

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

- выполнение проекта

Формируемые способы деятельности: 

-применение на практике полученных знаний и последующее повторение

-формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия: 

-самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности

Формируемые способы деятельности:

развитие навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию, интерпретировать, излагать самостоятельные суждения

7.Защита проекта

( 40 минут)

Цель этапа: защитить проект, участвовать в коллективной оценке результатов проекта

 

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта

 

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-сотрудничество со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

Регулятивные УУД

Формируемые способы деятельности: 

-формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности

Формируемые способы деятельности:

умения структурировать знания, построение логической цепи рассуждений

8.Подведение итогов (3 минут)

Цель этапа:

организовать проведение самооценки.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта

 

 

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия: -оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности: 

-формирование умений точно и полно выражать свои мысли

Прогнозируемый результат: по результатам полученных на занятии знаний студенты выполняют творческую работу «Жизнь и творчество В.С. Высоцкого».

На занятии учащиеся учатся:

-овладевать способностью принимать и сохранять поставленную задачу;

-планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

-работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);

-слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения.

 

Приложение 1

Творческое задание творчеству В. С. Высоцкого

 

-Внимательно изучите биографию и творчество В.С. Высоцкого. Сделайте фото в музее. Оформите наглядно свое исследование, ответив на вопросы:

-Годы жизни Владимира Семеновича Высоцкого.

-Где родился Высоцкий?

-Первый музыкальный инструмент, на котором Володя учился играть?

-Какую роль из представленных Владимир Высоцкий никогда не исполнял в театре? -Гамлет -Галилей -Василий Теркин

-Своё первое стихотворение Высоцкий написал, будучи учеником 8 класса. Как оно называется и кому посвящено?

-На каком переулке жил в Москве Высоцкий, который посвятил целую песню месту своего проживания?

-Как звали близкого школьного друга В.С. Высоцкого, оставившего немало воспоминаний о поэте-барде?

-Где учился актёрской профессии?

-Автомобиль какой марки имел в своем распоряжении Высоцкий?

-Как звали первую жену Высоцкого? Какое стихотворение ей посвящено?

-Из какого театра Высоцкий был уволен «за полное отсутствие чувства юмора»?

-В каком театре исполнял свои главные роли Высоцкий?

-Театральная роль, признанная лучшей в творчестве Владимира Семеновича и любимая им?

-В каком из этих фильмов снимался Владимир Семенович? - «Москва слезам не верит» -«Сердца четырёх» - «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»

-В каком из этих фильмов не снимался Высоцкий? -«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» -«Служили два товарища» -«Москва слезам не верит»

-Как назывался фильм с участием Высоцкого, где он впервые исполнял свои песни?

-Владимир Высоцкий всегда исполнял свои песни только на одном типе гитар. Сколько струн было на этих гитарах?

-Кому было посвящено первое стихотворение Высоцкого «Моя клятва»?

-В 1968 г. в парижском журнале "Эхо" публикуется повесть В. Высоцкого, название которой было дано "Жизнь без сна". Какое название носила эта повесть в отечественном самиздате?

-Какому событию посвящены следующие строки: «… Як-50, желают тебе друзья с Таганки Счастливого полета, как "ЯКу-42"!

-В известной песне Вл. Высоцкий пел о том как «аборигены съели Кука». Потом они, конечно, переживают… А что аборигены НЕ делают? - Ломают луки -Заламывают руки -Ломают копья -Кидают стрелы

-Прослушайте знаменитую песню «Диалог у телевизора»? «Ой! Вань! Смотри, какие клоуны! Рот - хоть завязочки пришей...» Сколько, по мнению Вани, нужно было ткани на майку для Зины? -Метр -Аршин -Километр -Рулон

-«Для меня эта ночь вне закона. Я пишу – по ночам больше тем. Я хватаюсь за диск телефона и набираю вечное…» — какие цифры упоминаются в песне?

-«Эх, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь! Но сомневаюсь, что отмоюсь!.. » — из какой песни эти слова?

-«Двери наших мозгов посрывало с петель. В миражи берегов, покрывала земель – этих обетованных, желанных, и колумбовых, и...» —вставьте пропущенное слово?

-Кому посвящено стихотворение В. Высоцкого «У тебя глаза, как нож…»?

-Назовите произведения В. Высоцкого, написанное в прозе.

-Какой строчки нет в песне «Бабье лето»?

-Я кружу напропалую с самой ветреной из женщин

-Только вот ругает мама, что меня ночами нету

-Клены выкрасили город колдовским каким-то цветом

-Облетают эти листья и деревья обнажились

-«Чистоту, простоту мы у древних берем, саги, сказки – из прошлого тащим, – потому, что добро остается добром в прошлом, будущем и настоящем!» – о чем эта баллада Высоцкого?

-«Нет острых ощущений, все старье, гнилье и хлам — того гляди, с тоски сыграю в … » — найдите пропущенное слово из песни «Баллада о гипсе».

-«Весь мир на ладони! Ты счастлив, ты нем. И только немного завидуешь тем, другим, у которых ... еще впереди» — впишите пропущено слово?

-«Я, товарищ дорогой, все понимаю, но культурно вас прошу: пойдите прочь! Да, вам лучше, если хуже я играю, но поверьте – я не в силах вам помочь» — кому принадлежат эти слова?

-Что не терял Владимир Высоцкий на Большом Каретном? -Семнадцать лет -Семнадцать бед -Козырной валет -Черный пистолет

-«Был шторм. Канаты рвали кожу с рук, и якорная цепь визжала чертом. Пел ветер песню дьявола, и вдруг раздался голос...» — продолжите?

-О каком варианте упражнений не упоминал Владимир Высоцкий в песне «Утренняя гимнастика»? -Подтягивания на турнике -Обтирания -Приседания

-Бег на месте «Пусть жираф был неправ, но виновен не жираф. А тот, кто крикнул из ветвей: жираф большой — ему видней!» — кто выкрикнул из ветвей?

-«Воля волей, если сил невпроворот, а я увлекся. Я на десять тыщ рванул как на пятьсот и спекся! Подвела меня — ведь я ж предупреждал! — дыхалка. Пробежал всего два круга — и упал, — а жалко!» — о каком спорте идет речь в песне? 

-«Мы — ребята битые, тертые, ученые. Во болотах мытые...» — продолжите песню Соловья-разбойника и его дружков.

-«На краю края земли, где небо ясное как бы вроде даже сходит за кордон. На горе стояло здание ужасное, издаля напоминавшее...» — дополните эту строчку из сказки о несчастных лесных жителях?

-Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством человека, которого он считал своим учителем. Кто это человек? Дайте определение понятию авторская песня. Назовите время возникновения, истоки авторской песни, укажите ее характерные черты.

-Какие обстоятельства повлияли на написание стихотворения «И снизу лед, и сверху…»?

-В каком спектакле играл Высоцкий? - «Жизнь Галилея» - «Щелкунчик» - «Иоланта»

-Кому Высоцкий посвятил свою песню «Она была в Париже»?

-Техническое средство, на котором переписывались песни Владимира Высоцкого в середине 20 века? - магнитофон - компьютер - радио

-В каком году Высоцкий дает первые сольные концерты?

-Как называлась первая авторская грампластинка B.C. Высоцкого (гибкая)?

-Совместная работа Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина в советском детективном фильме. - «Ошибка резидента» - «Хозяин тайги» - «Два билета на дневной сеанс»

-Какую роль в кинофильме «Место встречи изменить нельзя» сыграл Владимир Высоцкий? - Евгений Фокс - Владимир Шарапов - Глеб Жеглов

-На съёмках одного фильма произошёл такой случай. Высоцкий должен был спрыгнуть в зал с балкона, с высоты два с половиной метра, но, пробегая по перилам, сорвался в том месте, где высота была около семи метров. Падая, он успел крикнуть только одно слово, которое вполне могло оказаться его последней просьбой. Что он кричал и кому? Название фильма?

-Какой художественный кинофильм принес известность Марине Влади в советской России? По мотивам какого известного произведения отечественной литературы оно было снято? На репетиции какого спектакля М. Влади впервые увидела Высоцкого? В каком году это произошло?

-Назовите стихотворения В. Высоцкого, посвященные М. Влади.

-Копия посмертной маски какого русского поэта Высоцкий хранил в выдвижном ящике своего стола? 

-Во время обсуждения сценария к какому фильму прозвучали слова Марины Влади, обращённые к режиссёру: «Отпусти Володю, снимай другого артиста», и самого Владимира Семёновича: «Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль».

-Последняя роль Владимира Высоцкого в кино.

-В каком спектакле в 1980 году B.C. Высоцкий вышел на сцену за неделю до смерти?

-Высоцкий участвовал в озвучивании одного мультфильма. Какого? - «Приключение Буратино» - «Волшебник Изумрудного города». - «Сказка о рыбаке и рыбке»

-На ком был женат Высоцкий?

-Какой премии был удостоен B.C. Высоцкий посмертно?

-За что B.C. Высоцкому была присуждена высокая награда?

-Какое событие происходило в год смерти Высоцкого?

-Где похоронен B.C. Высоцкий?

 

-В каком городе России находится этот памятник:t1705999981aa.jpg

-Какой известный современный живописец и скульптор, близко знакомый с поэтом, создал 42 иллюстрации к его стихотворениям и песням?

-Особенности творческого почерка Высоцкого.

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.