12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Татьяна5434
Логинова Татьяна Алексеевна. Учитель физики лицея "Технический" г.о.Самара.
Россия, Самарская обл., Самара
Материал размещён в группе «Классные руководители»
11

Уроки Этикета



Классный час «УРОКИ  ЭТИКЕТА»

Класс - 5

Цель: закрепление навыков культурного поведения.

Место и время  проведения – сентябрь, классный кабинет.

Оборудование: интерактивная доска, декорация для сценок, кукла, представляющая этикет, костюмы, плакаты.

Подготовка: все учащиеся класса получают задания выучить стихи, отрепетировать сценки, сделать презентацию к классному часу, распечатать (а еще лучше нарисовать) пропуск в страну Воспитанию. Общей репетиции не проводится, иначе раскрывается сценарий (а он должен до конца классного часа держать интригу!). Ребята репетируют сами, классный руководитель контролирует процесс и  за 2-3 дня до классного часа проводит генеральную репетицию с каждой группой артистов отдельно. На классный час приглашаются родители. Роль «Классного руководителя» и «Этикета» могут играть старшеклассники. Примерный сценарий  и презентация прилагается.

Здесь будет файл: /data/edu/files/s1442693529.ppt (уроки этикета)

Сценарий          

Слайд 1            

Классный руководитель:   Классный час посвящен проблеме воспитания вежливости или, точнее говоря, культуре общения. Чтобы ваше общение с людьми доставляло радость вам и людям, нужно деликатно и предупредительно относиться к окружающим, уметь себя вести в зависимости от конкретной ситуации.

Как нужно себя вести в основном вы уже знаете, т.к. вас учат этому с самого рождения. Но некоторые правила поведения мы с вами сегодня повторим на нашем уроке этикета.     Слайд 2

Слово  этикет (от фр. étiquette — этикетка, надпись) – это нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Впервые это слово употреблено при дворе короля Франции Людовика 14, когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться. [1]. К нам на классный час прибыл король страны Воспитании господин Этикет. Послушаем, что, он нам расскажет.

Входит «Этикет» (кукла-марионетка из кукольного театра, которой управляет один из старшеклассников).

Слайд 3

Этикет:   Здравствуйте ребята! Я приехал из далёкой страны Воспитании. Но приехал я, чтобы поделиться с вами несчастьем жителей моей страны. Дело в том, что Воспитания граничит со страной Безобразий. Жители страны Безобразии часто нападают на мою страну и творят там, что хотят. Я хочу призвать вас на помощь. Но пройти через границу нашей страны может только тот, кто имеет специальный пропуск. А получить этот пропуск можно, сдав экзамен по правилам поведения. Чтобы вы все успешно выдержали этот экзамен, я еще раз вам напоминаю правила поведения.

  • Если вы обгоняя прохожего, задели его, извинитесь; обязательно извинитесь и проходя к своему  месту в кино, в театре по ряду, где уже сидят люди;
  • В транспорте нужно уступать место пожилым людям и инвалидам;
  • Не надо ждать, пока пожилой человек сам поднимет упавшую вещь;
  • В  общественных местах  неприлично разговаривать громко;
  • Мальчики должны пропускать  вперед девочек в транспорт, в помещение;
  • Нужно заботиться о младших, помогать старшим, внимательно относиться  к больным и пожилым.

Для того, чтобы у тебя было много друзей, советую тебе:

  • разговаривай с друзьями вежливо;
  • говори друзьям комплименты;
  • помни, что прозвища обижают человека;
  • всегда здоровайся с друзьями при встрече;
  • разговаривая со взрослыми или сверстниками, надо уметь слушать, не перебивая;
  • если мы за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду;
  • если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или  посмотреть-почитать книгу – дай ему ее;
  • если ты сам взял у друга книгу или игрушку, нужно обращаться с этими вещами аккуратно и возвратить их вовремя.

 

Классный руководитель:   Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» - они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.                                       

Послушаем «Вредные советы» Григория Остера. Первый совет о том, как надо относится к своим друзьям, даст …

Слайд 4

1. Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже:

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.                                                   [2]

 

Классный руководитель:   Прав ли он? (Ребята анализируют.)

Совет второй даст самый сильный ученик класса…

2.  Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса.

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.                                                   [2]

 

Классный руководитель:   как надо относиться к девочкам посоветует …

3. Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:

Тебе на них плевать.

Девчонку встретил - быстро ей

Показывай язык.

Пускай не думает она,

Что ты в нее влюблен.                                                     [2]

Слайд 5

Классный руководитель:   А теперь послушаем мнение Этикета.

Этикет:   Я могу сказать с уверенностью, что этот мальчик не получит пропуск в страну Воспитанию, т. к. там поступают вот как:

1)  если мальчик встречает знакомую девочку, то он здоровается первым;

2)  если мальчик и девочка заходят в автобус, то мальчик должен пропустить девочку вперед, а выходя из автобуса, он должен протянуть ей руку

Слайд 6

Классный руководитель:   Совет о соблюдении личной гигиены даст …

4.  Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.                                                             [2]

 

Классный руководитель:   Иногда в жизни попадаются невоспитанные соседи…

(ребята рассказывают стихотворение и  инсценируют слова)              

5.  Я нес домой кулек конфет

А тут навстречу мне сосед!

Снял берет:

-    О! Привет! Что несешь?

-    Кулек конфет.

-    Как конфет?

-    Так - конфет.

-    А компот?

-    Компота нет.

-    Нет компота, и не надо... А они из шоколада?

-    Да, они из шоколада.

-    Хорошо, я очень рад. Обожаю шоколад. Дай конфету.

-    На конфету.

-    А вон ту, ату, а эту... Красота! Вкуснота!

-   А вот эта, а вон та... Больше нет?

-    Больше нет.

-    Ну, привет.                                                                     [3]

Слайд 7

 

Классный руководитель:   Друзья ходят иногда друг к другу в гости. Давайте спросим у Этикета, как нужно ходить в гости и вести себя в гостях

(Этикет рассказывает, ребята инсценируют слова Этикета: сначала делают все неправильно, а после слов Этикета исправляют свои ошибки)

 

Этикет:  

1)  В гости нужно приходить тогда, когда вас пригласили;

2)  Нельзя садиться за стол в шляпе;

3)  Не следует разговаривать с набитым ртом;

4)  Все, что положено на тарелку, нужно съесть

5)  Суп едят ложкой, правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.

6)  От мяса отрезают маленькие кусочки ножом, который держат в правой руке; вилкой, держа её в левой руке, едят отрезанное мясо;

7)  После еды нужно положить вилку и нож рядом на тарелку.

Слайд 8

Классный руководитель:   Некоторые любят ходить в гости по утрам, как, например Винни Пух и Пятачок в мультфильме про Винни Пуха.

Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма «Винни Пух идет в гости»

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1442693944.avi (Винни-Пух)

Классный руководитель и учащиеся анализируют ситуацию.

 

Классный руководитель:   Да, невежливо иной раз себя ведут гости. Но иногда и хозяева оказываются не лучше.

6. Коля съел мое варенье,

Все испортил настроенье.

Я синяк ему поставил-

Настроение исправил.                                            [3]

 

Классный руководитель:   а вот как проявляет свое гостеприимство герой стихотворения Олега Григорьева:       (ребята рассказывают стихотворение и  инсценируют слова)              

7.  Встаньте с этого дивана,

А не то нам будет яма.

Не ходите по ковру,

Вы протрете в нем дыру.

Не садитесь на кровать,

Простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать,

У вас слишком острый ноготь.

И не надо книги брать,

Вы их можете помять.

И не стойте на пути.

Ах, не лучше ль вам уйти!                                      [3]

Учитель с учащимися анализирует ситуацию.

 

Классный руководитель:   Правда, такого «гостеприимного» хозяина можно понять, ели у него гость, рассуждающий так…

8. Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома,

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье-

Трудно будет вынимать.                                         [2]

Классный руководитель:   Иногда приходят в гости такие друзья, что быть гостеприимным трудно.

 

(ребята рассказывают стихотворение и  инсценируют слова)               

9.  -  Вы будете с нами обедать?

-  Я пообедал и теперь каюсь,

Но, если вы так настаиваете,

Я буду сидеть, пока не проголодаюсь.                    [3]

 

Классный руководитель:   Посмотрим забавную сценку, поставленную по одному из вредных советов Остера.

(ребята рассказывают стихотворение и  инсценируют слова)              

10.  Что ты хочешь:

Ватрушку, сыра, меда

Или лимонада?

Что вы! Что вы!

Мне так много не надо.

Я только ватрушку макну в мед,

Положу сверху сыр

И все запью лимонадом.                                         [3]

 

Классный руководитель:   Посмотрим еще несколько «зарисовок с натуры», сделанных в одной из школ. Как вы думаете, в какой стране эта школа?

(ребята рассказывают стихотворение и  инсценируют слова)              

11.  Все в порядке?

Все в порядке.

А что в порядке?

Выдернули пальму из кадки.

И все обошлось?

Все обошлось:

Пальму заставили сунуть обратно,

И всю школу мыть пришлось.                                [3]

 

12.   Купил я прибор оптический.

Расшифровал свой код генетический

По этому самому коду

Нет мне в обществе ходу.

Хлопнул я громко дверями

Отправился жить со зверями.                                [3]

Слайд 9

Курьезы этикета

•  В древнем Риме человек с насморком не должен был показываться в обществе.

•  В Англии мужьям запрещено бить жен с 9 вечера до 6 утра (чтобы шумом не нарушать покой соседей)

Классный руководитель:   Подведем итоги. Чтобы вам можно было жить в обществе людей, а не зверей, нужно соблюдать некоторые правила. Сегодня мы много говорили о том, как надо и как не надо поступать воспитанным людям.

Слайд 10

Этикет:   правила поведения мы повторили, а сейчас я проверю, кто из вас самый вежливый. Ребята делятся на 3 команды, каждая команда  получает  1 задание из трех (капитаны команд тянут карточки заданий, как билеты на экзамене). Ребята должны написать:

•   Какие вежливые слова мы говорим при встрече?

•   Какие вежливые слова мы говорим при прощании?

•   Какие вежливые слова мы говорим, когда просим что-либо у кого-либо?

 

Классный руководитель:   Зачитывает написанные слова.  Молодцы, ребята! Много вежливых слов вы, оказывается, знаете! Говорите их чаще!

 

Этикет проводит экзамен. Командам задается  вопрос, после минуты обсуждения ребята отвечают на него:

•   Как нужно вести себя за столом?

•   Как нужно встречать гостей?

•   Кому нужно уступать место (в гостях или в транспорте)?

•   Как часто и в чем помогаете вы маме и бабушке? Есть ли у вас постоянные обязанности по дому? (последний вопрос адресуется всем командам).

А теперь – блиц (отвечает тот, кто первый хлопнет в ладоши):

- Должен ли джентльмен помогать даме выбраться из машины, если машина стиральная ?
- Должен ли джентльмен осыпать даму цветами, если цветы в горшках ?
- Должна ли дама просить джентльмена встать с колен, если она устала его держать ?
- Должен ли джентльмен помогать даме выйти, если дама хочет войти ?
- С какой стороны должен джентльмен идти от дамы, если дама не хочет идти с джентльменом?                                                                                              [4]

Учащиеся, успешно сдавшие экзамен (а «успешно сдать экзамен» должны все!), получают пропуск в страну Воспитанию - красиво разрисованный картонный жетон.

Слайд 11

Кл. руководитель подводит итог классного часа: Ребята я очень рада, что все вы оказались людьми хорошо воспитанными и получили пропуск в страну Воспитанию. Я вас поздравляю, и желаю вам всегда помнить то, о чем мы сегодня с вами говорили.

 

Р.S. Если в конце урока еще осталось несколько минут, то можно завершить разговор об этикете следующим стихотворением.

Слайд 12

Учтивый разговор (История очень вежливая и не слишком короткая) В.Левин

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал: "Извините, нечаянно".
Второй англичанин любезно ответил:
"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".

Тогда англичанин толкнул англичанина
и сразу сказал: "Извините - нечаянно".
На что собеседник любезно ответил:
"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать? Объясните".
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас, но мне не понять,
что именно должен я вам извинять!"

Тогда англичанин толкнул англичанина
и сразу сказал: "Извините. Нечаянно".
На что собеседник любезно ответил:
"Простите, но - я ничего не заметил!"
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".

Тогда АНГЛИЧАНИН ТОЛКНУЛ англичанина!
И сразу сказал: "ИЗВИНИТЕ НЕЧАЯННО!"
Но тут собеседник ответил иначе:
"Простите, но я вам, пожалуй, дам сдачи".
И вежливо-вежливо два англичанина
друг друга до ночи тузили отчаянно.

 

Размышления после очень вежливого разговора

По вкусу стоит досолить
И завтрак, и обед.
Немножко можно пошалить,
Плохого в этом нет.
Подраться нужно иногда -
За слабого, к примеру.
Но даже вежливость -
Беда, когда забудешь меру.                                                 [5]

Источники:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82
  2. Г. Остер «Вредные советы» — М: "РОСМЭН", 1995
  3. О.Григорьев «Стихи для детей» — М.: «Самокат», 2005.
  4. http://www.diary.ru/~ait/?order=frombegin&tag=127437
  5. А.Анпилов, И.Шевчук, В.А.Левин «Новые стихи» - Издательство: Махаон, 2007
  6. Мультфильм «Вини Пух идет в гости» 
Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (2)

Лилия Булатовна, 19.09.15 в 07:47 0 Ответить Пожаловаться
Прекрасный урок, Татьяна. Вы натолкнули меня на отличную идею - надо поговорить с ребятами о школьном этикете.
Татьяна, 19.09.15 в 15:58 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.