12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила36
Россия, Вологодская обл., Вологда

Управление образования Администрации города Вологды

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ и МОЛОДЕЖИ»

 

 

Методический совет

Протокол № 7 от 17.05. 2023

Утверждаю: Директор МУ ДО «ДТДиМ»

____________В.Н. Митрофанова

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественнонаучной направленности

«Увлекательный мир вокруг нас»


 

Возраст обучающихся: 5 – 7 лет

Срок реализации: 1 год


 


 

Собанина Людмила Анатольевна,

педагог дополнительного образования

структурное подразделение «Ромашка»

 

 


 


Вологда

2023

 

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

      Программа «Увлекательный мир вокруг нас» является общеобразовательной общеразвивающей и имеет естественнонаучную направленность.

Уровень программы базовый.

      Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. 

    Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему.

     Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы побуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. 

     Ознакомление с окружающим миром - формирование у детей элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внешней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

      Подготовка детей к школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. Многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне.

    Ребёнку, поступающему в первый класс необходим известный запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о моральных нормах поведения человека в обществе. К 6 – 7 годам дошкольник уже имеет определённый багаж знаний. В основном это представления и первоначальные понятия о предметах и явлениях окружающей жизни. Но важен не столько объём знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщенности, сложившихся в дошкольном возрасте представлений.

     Период дошкольного детства – это наиболее благоприятный период для формирования адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. К тому же знакомство с окружающим миром является источником конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые запоминаются ребенком на длительный период. И что важно, дети уже обладают знаниями, однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечеткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Некоторыми способами дошкольники овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут ознакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре. Таким образом, знакомству дошкольников с окружающим миром должно отводиться важное место, поскольку очень важно вырастить детей людьми, умеющими думать и сопереживать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Именно эти задачи решает образовательная программа «Ознакомление с окружающим миром».

     Новизна данной программы заключается в создании комфортных условий и соединении различных методик для развития восприятия и раскрытия целостной картины мира, а также развития творческого мышления, памяти и внимания как основы для последующего успешного обучения в школе.

     Все занятия проводятся в игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует лучшему восприятию нового материала.

    Программа позволяет решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию, ребёнок для ответа на вопрос преподавателя в произвольном порядке берет слова из текста, формирую ответ. Так, в свободной обстановке игры дети усваивают и систематизируют знания об окружающем мире.

     Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Необходимо поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности. Программа «Увлекательный мир вокруг нас» включает в себя экспериментальную деятельность. Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит личностно-ориентирована на каждого ребенка.

     Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается что исследование, начатое на занятии, требует продолжения в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

     Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

-занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

-живое действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов. Выстраивая причинно-следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.

    Реализация идей экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:

опора на субъектный опыт дошкольников, который используется в качестве одного из источников обучения;

актуализация результатов обучения, предполагающая приобретение на практике приобретенных знаний, умений и навыков;

индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей в группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;

системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;

организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;

креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.

     Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, с учётом национально-культурных особенностей и ценностей нашего округа, климатических особенностей нашего региона. Он представлен следующими темами: «Растительный мир», «Животный мир», «Зима. Приметы зимы», «Осень. Приметы осени» и др., которые будут реализовываться как часть непосредственно образовательной деятельности.

    Программа написана в соответствие с нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31.03.2022)

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27.07.2022);

4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";

6. Устав МУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».

   Цель программы: расширение кругозора ребёнка, развитие познавательной активности посредством знакомства с окружающим миром.

Задачи:

Развивающие

развивать речь детей, обогащать словарный запас,

- развивать внимание, память,

- развивать наблюдательность и любознательность детей, умения анализировать и сравнивать,

- познакомить детей с картами, глобусом,

- развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением.

- развивать пространственное воображение и элементы творческого мышления, а также эстетическое восприятие окружающего; нравственно-эстетические чувства в общении с природой, в быту и играх.

Образовательные 

сформировать знания об окружающем мире,

- познакомить с многообразием животного и растительного мира;

- расширить знания о взаимосвязях человека, растений, животных с окружающей природной средой.

Воспитательные

воспитать в детях такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботится о них, чувство привязанности к своему родному городу, своей стране, интерес к её истории,

- воспитывать чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека.

Сроки реализации программы

   Программа рассчитана на 1 год обучения (72 часа в год).

 В программе представлены обучающие занятия, в которые включены самые разнообразные задания: ответить на вопросы, разгадать загадку, ребус или кроссворд, выделить нужный предмет, раскрасить или дорисовать картинку, выучить наизусть стихотворение, составить устный рассказ по опорным словам и т.д.

 

Режим, формы занятий

      Форма обучения - очная.

     Основная форма организации обучения – занятие.

     Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью один академический час.

Большое внимание отводится опытам, экспериментальной деятельности с детьми, во время которых педагог не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительное эмоциональное отношение к изучаемому материалу. 

    Основным видом деятельности по-прежнему остаётся игра. Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, развивающие  мышление, внимание, воображение  ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее.

     Особый смысл приобретает учебная деятельность, так как дети готовятся к школе и этот переход не должен быть резким.  Целесообразным является проведение викторин, конкурсов.

   В целом, работа с дошкольниками по данной программе поможет сформировать у них целостное представление об окружающем мире и социальной действительности.

Характеристика участников программы

    Программа предназначена для детей 5-7 лет. Наполняемость группы от 5 до 15 человек.

    У детей 6-7 лет продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, внимание дошкольников, оно становится произвольным. Развивается связная речь. Дети шестого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечёткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. 

    В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем мире: о деятельности  людей, о предметах и явлениях.

Планируемые результаты

По окончании года дети должны знать:

и называть хвойные и лиственные деревья, съедобные и несъедобные грибы, фрукты и овощи, травы, цветы и кустарники;

времена года и их приметы;

профессии,

иметь представление о частях суток, единицах времени;

иметь представление о родном крае; о труде взрослых;

иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах;

знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Уметь:

различать предметы живой и неживой природы;

устанавливать связь между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием;

обследовать предмет с помощью сенсорных эталонов и действий восприятия;

выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;

устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;

делать элементарные выводы и умозаключения;

определять время по часам.

 

Учебный план

п/п

Содержание занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Итоги, форма аттестации

1.

Вводное занятие ПБ, ПДД

Времена года. Осень. Приметы осени.

2

1

1

 

2.

Природа живая и неживая. Рукотворный мир.

2

1

1

 

3.

Растительный мир. Деревья, кустарники, травы.

2

1

1

 

4.

Дерево, качества и свойства

2

1

1

 

5.

Животный мир. Животные и их детёныши.

2

1

1

 

6.

Плоды на деревьях и кустарниках.

2

0,5

1,5

 

7.

Растительный мир. Хвойные и лиственные деревья. Деревья осенью.

2

0,5

1,5

 

8.

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

2

0,5

1,5

 

9.

Животный мир. Домашние и дикие животные.

2

1

1

 

10.

Животный мир. Птицы.

2

1

1

 

11.

Растительный мир. Овощи и фрукты.

2

1

1

 

12.

Времена года. Зима. Приметы зимы.

2

0,5

1,5

 

13.

Неживая природа. Песок и глина

2

1

1

 

14.

Растения и животные зимой

2

1

1

Промежуточная аттестация Открытое занятие

15.

Кто живет на подоконнике.

2

1

1

 

16.

Бумага. Свойства бумаги.

2

1

1

 

17.

Волшебница – вода

2

1

1

 

18.

Предметный мир. Что предмет расскажет о себе. Знакомство с лупой.

2

1

1

 

19.

Неживая природа. Камни

2

1

1

 

20.

Животный мир. Рыбы.

2

1

1

 

21.

Предметный мир. Свойства стекла и фарфора

2

1

1

 

22.

Учимся составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

2

0,5

1,5

 

23.

Пластмасса и ее свойства

2

1

1

 

24.

Времена года. Весна. Приметы весны.

2

0,5

1,5

 

25.

Растительный мир. Цветы.

2

1

1

 

26.

Животный мир. Насекомые.

2

1

1

 

27.

Растительный мир. Ягоды.

2

1

1

 

28.

Воздух и его свойства

2

1

1

 

29.

Охрана природы

2

1

1

 

30.

Времена года. Лето. Приметы лета.

2

1

1

 

31.

Природные явления и объекты.

2

1

1

 

32.

Космос. Вселенная. Звезды.

2

1

1

 

33.

Путешествие по странам и континентам

2

1

1

 

34

Знакомство с магнитом

2

1

1

 

35

Знакомство с термометром и компасом

2

1

1

 

36

Итоговое занятие «Проверь себя!»

2

 

2

Аттестация по итогам реализации программы

 

Всего:

72

32

40

 


 

Содержание программы

Знакомимся с окружающим миром

Тема

Теория

Практика

1

Времена года

Знакомить с временами года. Учить называть времена года, осенние месяцы, приметы осени.

Раскрась осеннюю картинку. Игра «Докажи что это осень», «Что бывает осенью», «Что перепутал художник»

2

Природа живая и неживая. Рукотворный мир.

Закрепить знания о живой и неживой природе; познакомить с понятием рукотворный мир

Объедини по признакам объекты живой и неживой природы, рукотворного мира

3

Растительный мир. Деревья, кустарники, травы

Учить различать деревья, кустарники, травы.

Разгадай кроссворд, исправлять ошибки.

Опыт «Растения пьют воду»

Игра «У кого какие детки»

4

Дерево, качества и свойства

Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования.

Упражнение «Соедини дерево и его свойства» Опыт с водой  «Плавает-не плавает»

 

5

Животный мир. Животные и их детеныши

Учить называть отличительные особенности животных

Отгадай загадки. Игра «Угадай звуки животных».

6

Плоды на деревьях и кустарниках.

Плоды на деревьях и кустарниках. Типы плодов их распространение в природе

Дидактические игры: «Назови плод», «Подбери картинку»

7

Растительный мир. Хвойные и лиственные деревья. Деревья осенью

Учить различать хвойные и лиственные деревья; называть лес в зависимости от деревьев

Экскурсия в лесопарк. Опыт: Полет падающих листьев. Графическое упр. «Листики», Узнай дерево по рисунку»

8

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы

Учить различать Съедобные и несъедобные грибы

Отгадай загадки, разгадай кроссворд

9

Животный мир. Домашние и дикие животные

Учить различать домашних и диких животных

Упражнение «Объедини по признакам домашних и диких животных», разгадай ребус

Викторина «Домашние животные»

10

Животный мир. Птицы

Учить отличать птиц от других групп животных, закрепить имеющиеся знания о перелетных, зимующих, кочующих и диких птицах

Опыт: Почему птицы могут летать? Научись рисовать птицу, выделяя основные признаки.

11

Растительный мир. Овощи и фрукты

Учить различать овощи и фрукты

Опыт с фруктами: Красящие вещества фруктов. Расскажи об овощах или фруктах по плану.

Посадка лука и наблюдение за ним

12

Времена года. Зима. Приметы зимы

Закреплять знания о временах года. Учить называть приметы зимы.

Отметь в календаре зимние месяцы, раскрась картинку. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

13

Неживая природа. Песок и глина

Песок и глина отличия? Сыпучесть, рыхлость.

Опыт: сухой и мокрый песок. Отгадай загадки, соедини с картинкой

14

Растения и животные зимой

Учить составлять рассказ на тему«Как звери зимуют в лесу». Рассматривание картины «Зайцы в зимнем лесу». Беседа «Почему белки и другие животные зимой не замерзают?».

Дидактическая игра «Узнай дерево по семенам», «С кем дружит ель?», «Кто, где живет?» Работа с карточками «Где живет этот зверек?», «Зачем зайцу менять шубку?»

15

Кто живет на подоконнике.

Познакомить с комнатными растениями. Учить: описывать комнатные растения, выделять характерные признаки, сравнивать между собой, ухаживать за растениями. Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Наблюдение за комнатными растениями

Опыт «На свету и в темноте». Опыт «Для чего нужны корни?»

16

Бумага. Свойства бумаги.

Закреплять знания о бумаге, ее свойствах Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Опыты с бумагой

Свойство 1. Мнется Дети сминают листы.

Свойство 2. Прочность. Дети разрывают бумагу.

Вывод: можно разорвать, значит, она непрочная.

Свойство 3. Склеивается Дети склеивают листы бумаги.

Свойство 4. Водопроницаемость. Листы опускают в ёмкости с водой.

Вывод: листы впитывают воду.

Свойство 5. Горение.

Ребята, мы с вами хорошо знаем правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь. Почему? Значит каким свойством обладает еще бумага?

17

Волшебница – вода

Закреплять знания о воде, ее свойствах (нет вкуса и запаха, прозрачная, не имеет формы). Что такое талая вода? Вода может замерзнуть?

Цикл наблюдений за снегом, льдом, водой. Дидактическая игра «Снег - какой он?» Рассматривание и рисование  снежинок.

Опыты с водой.

Опыт «Таяние сосульки», «Таяние снега и льда в воде» (что растает быстрее), «Можно ли пить талую воду», «Почему снег тает?»

18

Предметный мир. Что предмет расскажет о себе

Знакомство с лупой

Познакомить с историей предметов, с процессом их преобразования человеком. Учить сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).

Дидактическая игра «Из чего…», «Отгадай предмет»

Эксперимент с лупой (рассматривание мелких деталей, пуговиц, песка и др.)

19

Неживая природа. Камни

Учить сравнивать камни по цвету, размеру, характеру поверхности, массе и др.

Опыты.

Определить цвет камня(серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Определение размера.

( камни бывают разных размеров).

Опыт Определение характера поверхности.

( погладим каждый камушек)

Опыт. Рассматривание камней через лупу.

(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).

Опыт Тонут ли камни в воде

Опыт Могут ли камни менять цвет?

(Один камень положить в воду и сравнить с камнем, который лежит на салфетке).

20

Животный мир. Рыбы

Закрепить знания о рыбах. Познакомить с группами рыб живущих в определенных водоемах речные, озерные, морские рыбы.

Выучи скороговорку, нарисуй рыбу.

21

Предметный мир. Свойства стекла и фарфора

Познакомить с историей создания стекла и фарфора. Учить называть свойства (прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, ребристое, хрустальное) и фарфора (белый, гладкий, звенящий).

Дидактическая игра «Что сделано из стекла»

Опыт со стеклом «Звучит ли стекло», «Видно ли в стакане воду»

22

Учимся составлять рассказ по серии сюжетных картинок

Учить составлять рассказ по сюжетным картинкам

Нарисуй свою картинку к составленному тобой рассказу

23

Пластмасса и ее свойства

Познакомить с искусственным материалом – пластмассой и ее свойствами (гладкая, легкая, цветная, не боится воды, гибкая, прочная);

Способы использования пластмассы

Отгадай загадку, дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Опыт «Пластмасса на ощупь, на прочность», «цветная и прозрачная пластмасса»

24

Времена года. Весна. Приметы весны

Закреплять знания о временах года. Учить называть приметы весны.

Разгадай кроссворд, выучи стихотворение

Опыт «Где быстрее наступит весна» (на блюдце снег и лед, что быстрее растает)

25

Растительный мир. Цветы

Учить называть отличительные признаки цветов. Строение цветов. Из чего состоит цветок.

Опыт: Растения и свет. Как меняется цвет листьев и направление роста в зависимости от света. Опыт: С ветками (выявление потребности растений в тепле).

26

Животный мир. Насекомые

Учить называть отличительные признаки насекомых

Опыт: Как спрятаться бабочкам?

Разноцветная окраска бабочек.

27

Растительный мир. Ягоды

Учить называть отличительные признаки ягод

Опыт: Красящие вещества ягод. В ягодах есть сок. Он имеет цвет.

28

Воздух и его свойства

Познакомить со значением воздуха, его некоторыми свойствами (цвет, запах, форма).Откуда берется ветер?

Опыты и эксперименты с воздухом, игры с веером. Опыт: что легче – теплый воздух или холодный

Надувание мыльных пузырей.

29

Охрана природы

Охраняемые природные территории Красная книга. Редкие и охраняемые растения.. Редкие и охраняемые животные.

Отгадай загадки, дидактическая игра «Как беречь Землю? Что для этого нужно?»

30

Времена года. Лето. Приметы лета

Закреплять знания о временах года. Учить называть приметы лета.

Найди и исправь ошибки

Упражнение «Что лишнее», игра «Что перепутал художник»

31

Природные явления и объекты

Уметь различать природные явления и объекты

Отгадай загадки

Упражнение «Что лишнее»

32

Космос. Вселенная. Звезды.

Расширить представление о космосе

Игра «Назови планеты входящие в «Солнечную систему»,

Дидактическая игра «Выложи планеты Солнечной системы»

33

Путешествие по странам и континентам

Познакомить с природными условиями и обитателями Антарктики, Австралии, Северной и Южной Америки, Европы, Азии.

Упражнение «Найди на карте и на глобусе…»

34

Знакомство с магнитом.

Познакомить с магнитом и его свойствами

Опыт «Притягивает – не притягивает»

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

Игра «Рыбалка» (будем ловить рыбок, находящихся в воде, без удочки, только с помощью нашего магнита)

Игра-опыт «Не замочив рук». ( Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?)

Игра «Найти предметы, взаимодействующие с магнитом»

35

Знакомство с термометром и компасом

Познакомить с устройством и работой уличного термометра и компаса.

Научить детей находить с помощью компаса запад, восток, север, юг. Познакомить с тем, как магнит действует на компас

Игра «Как работает термометр» (отпустить в теплую воду, холодную)

Игра «Команды» (сделать 2 шага на север и др).

36

Итоговое занятие «Проверь себя!»

Учить работать самостоятельно в тетради

Тестирование. Работа в прописях.


 

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

 

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов (в год)

1 год обучения

сентябрь

май

36

72

 

      Методическое обеспечение

-словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и тетрадью).

-наглядный метод (показ картин, карточек, плакатов, презентаций и др.)

- практический метод (упражнения, практические задания, карточки, головоломки, выполнение творческих заданий, сочинение сказок и загадок, моделирование и проведение опытов);

- игровой метод (дидактические и развивающие игры);

- поисковый метод (решение проблемных ситуаций).

Программа предполагает сочетание данных методов при изучении того или иного материала. При выборе методов учитываются задачи обучения, содержание формирующих знаний на данном этапе.

    Программа реализуется при условиях использования педагогических технологий:

технология сотрудничества

технология личностно- ориентированного обучения

игровые технологии

воспитательные технологии

    Формы подведения итогов реализации программы

    Программой предусмотрен:

- вводный контроль – тестирование, диагностические задания с целью выявления начального уровня развития ребенка. На основании данных диагностики осуществляется комплектование групп, по одновозрастному принципу. Диагностика проводится индивидуально или с подгруппой детей в форме игровых упражнений или тестовых заданий. В соответствии с результатами диагностики содержание программного материала корректируется.

- текущий контроль проводится по итогам каждой темы в форме опроса, игровых упражнений, дидактических игр.

-промежуточный контроль проводится с целью проверки качества усвоения знаний детьми по итогам полугодия. Проводится в форме игр, знаний и упражнений.

- итоговый контроль проводится по итогам выполнения программы в форме тестовых заданий и игровых упражнений.

Отслеживание результатов образовательной деятельности проходит с помощью систематического наблюдения за детьми; проверка знаний осуществляется в игровой форме, а так же с помощью диагностики

    Дидактический материал

    Печатные пособия:

- демонстрационный материал (картинки предметные, иллюстрации, карты мира, России, родного города) в соответствии с основными темами программы, наборы из серии «Рассказы по картинкам».

     Демонстрационные пособия:

- объекты (резиновые и пластмассовые игрушки, плоскостные изображения, предметы, сделанные из разных материалов природного и искусственного происхождения;  изделия  или иллюстрации народного творчества), предназначенные для знакомства с окружающим миром.

- глобус и географическая карта.

- часы (электронные, механические, песочные), для формирования представления о времени.

- книги

Раздаточный материал

- наборы карточек в соответствии с темами программы.

- карточки с заданиями для создания проблемных ситуаций.

- игрушки.

    Материально – техническое обеспечение

      Занятия проводятся в светлом, просторном проветренном помещении, оборудованном детской мебелью, магнитной доской. Имеется магнитофон, диски с записями шумов природы и др.       

Кадровое обеспечение программы 

       Занятия по программе проводит педагогдополнительного образования высшей квалификационной категории. Образование педагога соответствует профилю программы.            

  Результативность программы

      Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуальные познавательные особенности ребенка с целью оценки их состояния и прогнозирования. Процедура диагностики состоит из сбора информации для оценивания и последующих рекомендации с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др.

     В соответствии с критериями оценки ответов выясняется  уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодейст­вии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.

     Высокий уровень – знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.Дети анализируют результаты наблюдений и экспериментов, делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе и др.

      Средний уровень – имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков. Под руководством педагога анализируют результаты наблюдений и экспериментов, делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе и др.

       Низкий уровень – ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

Работа с родителями

     Немалое внимание уделяется работе с семьёй. Ведь именно она способствует правильному восприятию окружающего мира и получения первых сведений о ней. Ни одна программа, даже самая лучшая, не сможет дать полноценных результатов, без взаимодействия с семьёй.

     По данному направлению программа предполагает организацию таких форм как: совместные праздники, занятия, мероприятия. А также:

- проведение консультаций для родителей (по необходимости); просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для их решения используются разные формы: беседы, индивидуальное и групповое консультирование, информационные листы, памятки, библиотека для родителей и т.п.

- обсуждение состояния здоровья и эмоционально – личностного развития ребенка, его общение с взрослыми и сверстниками, статус в семье;

- помощь родителей при проведении различных мероприятий, экскурсий, акций, праздников.

Воспитательный компонент программы

   Задачи воспитательной работы:

 − формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Календарный план воспитательной работы на учебный год

Сроки проведения

Название мероприятия

Форма проведения

Направление

Сентябрь

 

Правила поведения на занятиях и общественных местах

Праздник «Здравствуй,

Ромашка»

беседа

 

праздник

профилактическое

 

духовно-нравственное

Октябрь

Познавательная программа «Путешествие в страну ПДД»

Путешествие по стране вежливости.

игровая программа

 

игра

профилактическое

 

духовно-нравственное

Ноябрь

 

Путешествие по сказкам

«Правила дорожные, правила надежные»

игровая программа

беседы

общекультурное

профилактическое

Декабрь

 

«Новогодняя ёлка»

«Мы познаем окружающий мир»

праздник

викторина

общекультурное

духовно-нравственное

Январь

 

Правила поведения пожарной безопасности

«Путешествие в мир сказок»

беседа

познавательная игровая программа

профилактическое

духовно-нравственное

Февраль

 

 

Конкурс чтецов ко Дню защитника Отечества

«Поздравляем папу»

конкурс

поздравительная программа для пап

патриотическое

патриотическое

Март

 

Мама-слово дорогое

Наш город Вологда. Достопримечательности.

праздник

Заочная экскурсия

духовно-нравственное

патриотическое

Апрель

 

Знатоки родного языка

«Книга - наш друг»

Животные, насекомые, растительность Вологодской области

форма занятия

практическое занятие

беседа

 

патриотическое

духовно-нравственное

духовно-нравственное

Май

Беседа «Этот День Победы!»

«Лесные опасности»

«Маленькие умники»

«До свидания, Ромашка»

беседа

Экологическая беседа

конкурсно –игровая

праздник

патриотическое

профилактическое

духовно-нравственное

общекультурное


Список литературы

1. Беседы о космосе. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с. – (Вместе с детьми). Паникова Е. А., Инкина В. В.

2. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с. – (Вместе с детьми). Шорыгина Т. А.

3. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015.-192 с. (Библиотека современного детского сада). Вострухина Т. Н., Кондыркинская Л. А.

4. Знакомимся с окружающим миром. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. – 96 с.: ил – (Серия «Подготовительный класс»). Чистякова О.В.

5. Изучаю мир вокруг: для детей 6-7 лет / Н.М. Липская. – М.: Эксмо, 2011. 136 с.: ил.- (Ломоносовская школа).Липская Н.М.

6. Комплексные занятия по прграмме «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа / авт. – сост. Н.В. Лободина. - Волгоград.: Учитель, 2013. – 415 с.

7. Комплект по познавательному развитию дошкольников «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская 2011 год.

8. Моя первая книга о космосе: Науч.-поп. Изд. Для детей / Ил. А.И. Безменова, А.Г. Даниловой, Н.В. Данильченко и др.; Оформл. Серии Л.Д. Андреева._ М.: ЗАО «Росмэн-пресс», 2012.-96 с.- (Моя первая книга).

9. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «детство-пресс», 2010.- 128с. Марудова Е. В.

10. Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич 2014 год.

11. Популярное пособие для детей и родителей «Подружись с природой». Художник Куров В.Н. «Академия развития», 1997, составители: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.

12. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т.А. Шорыгина. – М.: Изадтельство ГНОМ, 2014.-96

13. Родители читают детям. Серия «книга в подарок». «Все, что надо знать перед школой» Автор-составитель Терентьева Н. «Стрекоза-пресс», 2009

14. Учебно- методический комплект «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа» О.В. Дыбина 2014 год.

 

Литература для родителей

1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007.

2. Большова Т.В. «Учимся по сказке» - СПб, 2010

3. Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб: Питер, 2008.

4. Родители читают детям. Серия «книга в подарок». «Все, что надо знать перед школой» Автор-составитель Терентьева Н. «Стрекоза-пресс», 2009

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.