В Курском госуниверситете состоялся конкурс на знание русского языка среди иностранных студентов
Проект международного дистанционного конкурса «Мы говорим по-русски» реализовывался на базе Курского государственного университета сотрудниками кафедры русского языка для иностранных граждан.
В конкурсе приняли участие 34 иностранных гражданина из 16 стран: Афганистана, Бенина, Бразилии, Вьетнама, Замбии, Ирака, Йемена, Камеруна, Китая, Конго, Палестины, Сирии, Эквадора, Экваториальной Гвинеи.Они выполнили все четыре испытания: 1) «детективное агентство» (проверка навыков поискового и просмотрового чтения, умения найти нужную информацию в тексте, время выполнения – сутки с момента получения задания по электронной почте); 2) «в гостях у сказки» (задания на знание лексики и грамматики русского языка, время выполнения – сутки с момента получения задания по электронной почте); 3) «волшебное перо» (сочинение на одну из предложенных тем, время выполнения – 2 суток с момента получения задания по электронной почте); 4) «ораторская трибуна» (монолог на предложенную тему, записанный на видео, время выполнения – 2 суток с момента получения задания по электронной почте). Выполнение участниками всех конкурсных заданий позволяет считать реализацию проекта успешной.
Предназначение проекта – усиление роли, значения и конкурентоспособности русского языка в современном мире, продвижение и популяризация культуры России и образования на русском языке в рамках сетевого партнерства «Институт Пушкина».
Риск, с которым пришлось столкнуться разработчикам и реализаторам, – это недостаточный уровень подготовки участников конкурса и, как следствие, низкий уровень выполнения заданий: в частности, написание сочинения на предложенную тему выявило проблему уровня сформированности навыков продуктивной письменной речи. Интересно также, что более высокий уровень владения русским языком во всех видах речевой деятельности продемонстрировали представители Палестины, Йемена, Бразилии и Китая. Полученные данные могут стать основой для дальнейшего исследования, которое позволит выявить, есть ли национальная предрасположенность к изучению русского языка; проанализировать причину того, что, например, китайские участники лучше проявили себя в письменных конкурсах, чем в устном; разработать методические рекомендации по обучению русскому языку как иностранному представителей разных стран.
Рассматривая перспективы использования результатов проекта «Дистанционный конкурс по русскому языку как иностранному «Мы говорим по-русски», можно смело говорить о расширении его географии и увеличении количества участников, изучающих русский язык в вузах РФ и за рубежом, или отдельных граждан, проявляющих личный интерес к русскому языку как иностранному. Благодаря дистанционной форме проведения, конкурс не имеет препятствий для всех желающих принять участие в нем, поскольку задания охватывают проверку знаний по всем видам речевой деятельности, что позволяет достаточно объективно оценить результаты и определить победителей конкурса. Равномерное распределение конкурсных работ для проверки между всеми сотрудниками кафедры позволило сделать процесс проверки конкурсных работ достаточно эффективным и быстрым, что позволило реализовать проект в короткие сроки. Также методику проведения конкурса можно рассматривать как передовой опыт для других аналогичных по иностранным языкам, в том числе в рамках партнерской сети с «Институтом Пушкина».