Урок по русскому языку в 3 классе с элементами технологии УДЕ «Значение слова в русском языке»

1
0
Материал опубликован 8 January 2018
Сценарий урока

по русскому языку в 3 классе с элементами технологии УДЕ.

 

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 3.

Тема урока: Значение слова в русском языке.

 

 

Составитель:

Учитель начальных классов

МОУ Школа №16 г.о.Самара

Скиданова Марина Борисовна

Пояснительная записка

Разработка урок представляет собой описание педагогического опыта использование современных образовательных технологий в частности мультимедийных средств, в работе учителя начальных классов. Актуальность названных проблем очевидна.

В современном образовании происходят стремительные процессы обновления и модернизации. В первую очередь они связаны с повсеместной и информатизацией образовательного процесса. Ведь сама по себе компьютерная техника лишь средство повышения эффективности образовательного процесса. Компьютеры пришли в каждый класс, одновременно с созданием автоматизированных рабочих мест ( АРМ )учителя, появились интерактивные доски. В связи с этим обозначилась проблема: «Как без ущерба для здоровья младших школьников интенсифицировать процесс обучения?»

Изменения затронули не только формы, методы, технологии организации учебного процесса, но и деятельность учителя по моделированию, структурированию содержания и на основе укрупнения дидактических единиц ( УДЕ ) конструирования уроков. Таким образом, обучение учащихся работе с ресурсами, как различными источниками познания, многое меняет в уроке. Меняет характер вопросов, заставляет включить в содержание образования умение пользоваться и работать с источниками, что предполагает новые методы обучения и новый тип домашних заданий, меняет позицию учителя и субъективирует позицию ученика.

Использование технических средств на уроках позволяет решать такие задачи, как:

  1. проявление умственной и эмоциональной активности;

    познавательное отношение ученика к окружающему, к какой – то его стороне, к определённой области, в которую он хочет проникнуть глубже;

    избирательная направленность ученика;

    развитие общеучебных умений и навыков.

Результатом становится повышение позитивной мотивации учения, развитие самостоятельности учащихся, повышение и эрудиции, самооценки, расширение кругозора. В мультимедийном уроке можно выдлить три основных метода обучения:

словесный – весь мультимедиа – урок сопровождаю речевым озвучиванием изучаемого материала;

наглядный – использую разнообразные иллюстрации, схемы, видео фрагменты, анимации;

практический – выполнение учениками заданий для закрепления и лучшего усвоения материала, а также задания для самоконтроля.

Использование интерактивной доски существенно изменяет деятельность учителя и учащихся, осуществляется деятельностный подход к изучаемому материалу. Ребенок переключается с визуального восприятия информации на проблемно – поисковую деятельность. Интерактивная доска способствует более прочному усвоению материала учениками, для поддержания в учениках интереса к учебе. Использование в начальной школе мультимедийных средств обучения приводит к необходимости разработки новых методических подходов к организации учебного процесса и привносит изменения даже в такие, казалось бы, совершенные и отработанные материалы как учебно-методические комплексы. Поскольку доска – это не просто дополнительное средство наглядности, доска – это объект деятельности детей, моделирования ситуаций, динамичного, интересного игрового действия детей при овладении ими технологии, её использования.

Интерактивная доска SMART Board использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно передвигать. Дети также взаимодействуют с материалом физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки. Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно приготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятиях. Это помогает экономить время и улучшить темп.

Сценарий урока с использованием мультимедийных средств обучения.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Тема урока: Значение слова в русском языке.

Цели:

1. Обучающие:

  1. Обобщение темы «Основные разделы русского языка.»

    Актуализация сформировавшихся умений

 

2. Развивающие:

2.1. Создать условия для развития творческого потенциала учащихся, познавательного интереса к учению, активности и самостоятельности.

2.2. Способствовать развитию речи учащихся, мышления, творческой активности;

3.Воспитательные:

3.1. Формировать у обучающихся уважительного отношения к одноклассникам (умение слушать и слышать);, взаимопонимания и сотрудничества;

3.2. Воспитывать любовь к русскому языку.

Технические средства:

интерактивная доска SMART Board,

проектор.

Предполагаемые результаты:

Формирование языковой компетенции:

  • Расширение представлений учащихся об основных разделах русского языка.

    Закрепление знаний по изученным темам.

Формирование коммуникативной компетенции:

-Формирование правильной речи.

- Обучение умению правильно излагать свои мысли в письменной и устной речи.

Содержание

I. Пояснительная записка

II. Сценарии уроков в 4 классе с использованием мультимедийных средств обучения

Структура:

1. Мотивация на урок.

2. Постановка проблемы.

3. Совместная формулировка темы урока.

4. Актуализация знаний учащихся.

5. Получение новых знаний, через совместную деятельность.

5.1. Лексика

5.2. Орфография

5.3. Морфология

5.4. Фонетика

5.5. Морфемный состав слова

5.6. Синтаксис и пунктуация

6. Применение полученных знаний.

7. Вывод и итог.

 

9. Получение домашнего задания.

III. Приложение.

Сценарий урока русского языка

« Слово как единица системы русского языка».

Ход урока.

1. Организационный момент

приветствие

проверка готовности рабочих мест учащихся

мотивация на урок:

обсуждение пословицы «Язык до Киева доведёт.»

Вступительное слово учителя. Постановка проблемы-учебной задачи.

 

Звучит музыка Вивальди « Весна».

Учитель читает стихотворение о времени года-весне.

В это время на доске идёт показ иллюстраций весны, изображённых художниками.

Совместная формулировка проблемы урока.

-Как выразить своё видение, отношение к окружающему миру?

-Перед вами три вида искусства: музыка, поэзия, живопись. Какой темой они объединены? (весна)

-Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова весна?

(Варианты ответов)

-Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат и разнообразен. Мы рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка.

Актуализация знаний. Совместная деятельность.

-Какие разделы русского языка вы знаете? ( Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).

Посмотрите на схему. Все ли разделы вспомнили? Весь урок мы будем опираться на схему, чтобы полнее рассмотреть проблему, которая стоит перед нами.

5.Введение нового материала.

 

  1. . Первый пункт назначения- « Лексика ».

  • Что такое весна? ( Весна время года.)

    Где можно узнать значение незнакомых слов? ( В толковом словаре Ожегова)

Обратимся к словарю. Найдите значение слова весна. ( Весна – время года, следующее за зимой).

Какое ещё значение имеет это слово? « весна жизни » ( молодость жизни).

  1. . Смотрим на схему. Следующий наш раздел « Орфография ».

-Что такое орфография? (Орфография – наука о правильном письме.)

  • Какая орфограмма в этом слове? ( Безударная гласная в корне слова).

    Как нужно рассуждать со словами, в которых безударная гласная? ( Надо слово изменить так, чтобы безударная гласная стала ударной).

 

  • Запишите ещё два слова с этой орфограммой.

  • Давайте закрепим эту орфограмму. Выполните следующее задание. (Списать текст, раскрывая скобки)

Р(а,о)са сверкает (на)тр(а,о)ве. Бл(и,е)стят гла(т,д)кие м(а,о)л(а,о)дые листья б(е,и)рёзы.

Взаимопроверка

  1. . Посмотрим на нашу схему. Вспоминаем, что изучает раздел

« Морфология» ?

Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.

  • Рассмотрим слово весна с морфологической точки зрения?

    (Весна- имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?)

Выполнение заданий в карточке « Имя существительное».

 

Карточка .

    1. Имя существительное обозначает:

А) признак предмета;

Б) действие;

В) предмет.

2. Имя существительное отвечает на вопрос:

Е) Кто? Что?

М) Что делает? Что делают?

О) Какой? Какая? Какое?

3. Имена существительные бывают:

Д) м.р., ж.р.;

В) м.р., ср. р;

С) м.р., ж.р., ср. р.

4. Имена существительные изменяются:

А) по родам;

Н) по числам.

5. Имя существительное в предложении бывает:

А) подлежащее и второстепенный член;

Б) сказуемое.

-Какое слово получилось? ВЕСНА

-На следующем этапе рассмотрим слово ВЕСНА в разделе «Фонетика». Дайте определение, что такое ФОНЕТИКА?

 

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки.

Используя схему «Фонетический разбор», расскажем всё о слове весна. Делаем фонетический разбор слова.

Сколько слогов?

Какой слог ударный?

Сколько гласных звуков; согласных?

Способы переноса?

Какая транскрипция?  весна   висна   висна  вэсна 

  1. Обращаемся к схеме? (Морфемный состав слова.)

  • Найди слова-родственники.

Весны, весенний, весело, весовщик, веснянка, веснушка.

  • Что такое морфема?

    Какие части слова вы знаете?

    Выполним морфемный разбор слова.

  1. Рассмотрим синтаксис и пунктуацию.

Синтаксис изучает словосочетание и предложение.

  • Вспомните, что такое словосочетание?

( Словосочетание – это два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого.)

Составить словосочетания с словом весна, по схемам

  • прил. + сущ.

    гл. + сущ.

Взаимоконтроль.

  • Какие бывают предложения по цели высказывания?

( По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

  • Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (.!?)

- Выберите сами какое предложение по цели высказывания вы составите. Запишите его.

Закрепление.

  • Посмотрите на схему. Какие разделы русского языка мы сегодня на уроке повторили? Можно ли сказать, что они взаимосвязаны? Сделайте вывод.

  • Прочитайте текст. Спишите текст, разбив его на части. На какие части делиться текст? (Начало, основная часть, концовка)

Подснежник.

Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где она упала, показалась зелёная стрелочка. А на ней расцвёл голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет не рано, пора. Вот так и наступила весна. Разбудило солнышко лес.

7. Подведение итогов урока.

  • Что вам было интересно? В чём затруднялись? Что вам хотелось бы ещё узнать?

Оценивание учащихся.

 

8. Дом.задание.

Базовый уровень - Вставить в текст подходящие по смыслу слова.

Повышенный уровень –Составить текст, используя словосочетания.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.