Урок русского языка «Основные способы образования слов в русском языке» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 6 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Предмет

Русский язык

Класс

6В (учитель: Балаганская Алёна Викторовна)

Тип урока

открытие нового знания.

Технология построения урока

Проектная технология на основе системно-деятельно подхода и рефлексивно-деятельностной технологии

Тема

Основные способы образования слов в русском языке

УМК

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях. Издательство: М.: Просвещение - 2015.:Часть 1 - 191с., Часть 2 - 175с.

Цель педагогической деятельности

Цель – планируемый результат

- формировать умение различать и определять различные способы образования слов;

- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки.

- знают основные способы образования слов, умеют их определять у различных слов, приводить примеры на каждый способ образования

Основные термины, понятия

Словообразование, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксальный способы образования слов, переход из одной части речи в другую


Презентацич
PPTX / 1.24 Мб

Этапы урока, цели

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Средства обучения

УУД

1. Мотивация к изучению нового материала (2 м)

Цель: заинтересовать учащихся, настроить на положительное восприятие нового материала

- Жили раньше два существа в стране русского языка. Одно существо было Словом, а второе- Образованием. Слово бегало и всё повсюду называло. А Образование важное ходило, всё оно изменить хотело. И вот однажды, как-то совершенно случайно, бежало слово, да так увлеклась называнием всего, что и не заметила оно Образование. Бежало, споткнулась и упало прям на Образование. И почему-то слово прилипло к Образованию. Так и получилось… Что? (словообразование). Сейчас они смиренно вместе ходят. Слово предметы называет, а образование эти слова клонирует и облик им меняет: кому приставку подсунет, кому суффикс оденет, а к кому и приставку и суффикс прикрепит, а кого и вовсе к другому слову приклеит.

Ученик слушает и при необходимости дополняет слово учителя

Словесный М: восприятие и частичный анализ слова учителя

Лингвистическая сказка

Коммуникативные: адекватно воспринимать  устную речь

2. Открытие темы урока. Целеполагание. (2 м)

Цель: помочь детям вывести тему и цели урока.

-Словообразование зашифровало нам тему урока, но прислало подсказки.

Вода – водяной

Водный - подводный

Вода и проводить – водопровод

- Ребята, вы понимаете, что хотело сказать нам Словообразование?

- Что мы сегодня будем изучать?

-Какую цель мы поставим на уроке?

- Проверим (учитель открывает слайд).

- Какие задачи мы будем преследовать на уроке? (тот же слайд)

*На слайде появляется ученый

-Оцените себя по листу самооценки, который у вас лежит на столе. Каждый раз, когда на экране будет появляться этот человечек, вы должны оценить свою работу

Дети анализируют пары слов и самостоятельно выводят тему урока, определят цель урока

 

 

 

 

 

 

- Дети говорят, что мы будем изучать способы образования слов

 

 

 

Учащиеся оценивают свою работу

Частично-поисковый (эвристический) метод: анализ пар слов, выдвижение гипотезы по определению темы урока (дедукция)

Слайд №1

Слайд №2, лист самооценки

Коммуникативные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать  в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

Метапредметные: выдвигать аргументы;

строить логическую цепь рассуждения;

Регулятивные: ставить и адекватно формулировать цель деятельности

3. Открытие нового знания (5 м)

Цель: Дети должны самостоятельно вычленить способы образования слов.

-Запишем дату, «классная работа» и тему.

-Предлагаю поработать в парах. Попробуйте проанализировать данные пары слов и определить способы их образования. На работу даю две минуты. Алгоритм работы в парах лежит на ваших столах.

-Если пара готова, сядьте правильно, чтобы я видела, что вы молодцы.

2. Лист самооценки

-Давайте посмотрим на эту первую пару. От слова «вода» идет стрелочка к слову «водяной». Что бы это могло значить? (Это значит, что от слова «вода» образовано слово «водяной»)

-А при помощи чего оно образовано? (при помощи суффикса –ян-)

-Как можно назвать такой способ? (суффиксальный).

- Вторая пара. Что произошло тут? Что добавило Словообразование? (Приставку)

-Как назовем этот способ? (Приставочный)

- А в третьей паре посмотрите, что произошло. (Два слова сложились в одно)

- Как назовем такой способ, в котором два слова СЛОЖИЛИСЬ, как в математике, в одно? (сложение)

- Скажите, а вот если бы к слову прибавились сразу и приставка, и суффикс, как такой бы способ назывался? (Приставочно-суффиксальный)

3. Лист самооценки

- Как можно проверить правильно ли мы определили способы образования слов? Где можно посмотреть? (учебник стр. 95(1 м)

-Словообразование еще нам прислало вот такой вот плакат, который нужно чем-то дополнить; стикеры, на которых написано «ПРИМЕРЫ» и какой-то загадочный конверт с заданием. Подскажите как нам быстрее выполнить все задания Словообразования, ведь времени у нас осталось совсем немного (разделиться на группы)

-Объединитесь в группы: 1 ряд-1 группа; 2 ряд – 2 группа; 3 ряд – 3 группа. Первый ряд у нас будут теоретиками, второй – исследователи, 3- практики. (поделить по уровню знаний, оставив первые три парты свободными)

- Если вы хотите перейти в другую группу, то договоритесь с членом данной группы о замене.

- Работая в группах, вам необходимо определить роль каждого, выбрать лидера, который будет контролировать работу каждого, при этом он должен иметь способности помочь любому члену группы при затруднении.

4.Лист самооценки

- Выберите в группе человека, который будет защищать вашу работу у доски. Остальные группы внимательно слушают, и если вас их работа удовлетворила, то улыбнитесь им, передав смайлик.

Записывают указанное учителем в рабочую тетрадь

Работают в парах, обсуждают, дискутируют.

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу

Беседуют с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети делятся на группы и получают определенное задание:

1-я группа должна заполнить схему теорией;

2-я группа должна подобрать примеры к каждому способу;

3-я группа должна составить слова к каждому способу, используя морфемы из конверта.

 

 

 

 

Оценивают свою работу

Выходят к доске, рассказывают о проделанной работе.

Исследовательский метод: самостоятельная работа учащихся по вычленению способов образования слов.

Словесный метод: беседа.

Словесный метод: работа с печатным материалом, прочтение, сопоставление.

Частично-поисковый (эвристический) метод: заполнение схемы, поиск примеров, составление примеров

Словесный метод: словесное доказательство своего суждения

Слайд №3

Слайд №4, алгоритм работы

Лист самооценки

Лист самооценки

Слайд №5, учебники, компьютер, словари

Лист самооценки

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

Коммуникативные:

-строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- владеть всеми видами речевой деятельности;

-адекватно воспринимать  устную и письменную речь;

- точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

- соблюдать  в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.

Метапредметные:

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- выдвигать аргументы;

- строить логическую цепь рассуждения;

- находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

Регулятивные:

планировать последовательность действий и при необходимости изменять её

Предметные:

Знать способы словообразования в русском языке, уметь их определять и отличать.

4. Применение и отработка знаний

Цель: закрепить полученные знания на практике

-Выполним самостоятельно задание на слайде.

Радостный

Пароход

Вырасти

-Проверим. Оцените себя, занеся оценку в лист самооценки

Работают самостоятельно, проверяют по эталону, оценивают себя.

Практический метод: определяют способ образования у слов.

Слайд №6, рабочие тетради, лист самооценки

Коммуникативные:

- точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

Предметные: уметь определять способы образования слов, выделять нужные морфемы в слове

5. Самооценивание. Рефлексия

Цель: оценить усвоение учениками основных ЗУН

-Подсчитайте свои балы и поставьте себе оценку, исходя из соотношения баллов на экране.

-Проведем рефлексию. Я предлагаю поиграть в «Микрофон». К кому он попадает в руки, тот должен провести анализ своих успехов и неудач на уроке.

Учитель заслушивает несколько учеников.

-Ребята, все остальные, кто хотел что-то сказать, но не получил такую возможность, проведите рефлексию письменно, а я потом посмотрю и учту уровень ваших знаний или «пробелов», готовя следующий урок.

Вернемся к цели и задачам урока. Ребята, давайте посмотрим со всем ли мы справились? Поясните.

Подсчитывают баллы. Оценивают себя.

 

Проводят рефлексию.

Словесный метод: прием «Микрофон»

Слайд №7

Коммуникативные: соблюдать  в процессе коммуникации основные нормы письменной речи и правила русского речевого этикета

Регулятивные:  осуществлять

самооценку

6. Д\з

1 группа – упр 173.

2 группа - ответьте на вопрос в 5-6 предложениях «Для чего нужно словообразование?»

3 группа – Проанализировать словообразовательное гнездо (КАРТОЧКА)

Записывают задание в дневник

 

Слайд №8

 

Приложение 1

Презентация к уроку

 

Приложение 2

Лист самооценки

1

Я только слушал предложения других

Я выдвигал идеи

1

2

2

Я только слушал предложения других

Я выдвигал идеи

1

2

3

Я только слушал предложения других

Я выдвигал идеи

1

2

4

Я только слушал предложения других

Я выдвигал идеи

1

2

6

Упражнение

 

ИТОГ:

Приложение 3

Раздаточный материал для групп

Группа 1

Приставочный

 

 

 

Группа 3

ИСХОДНОЕ - БЕГАТЬ

БЕГ

-Л- (ЫЙ)

ЗА-

-СТВ- (О)

ИСХОДНОЕ – СТОЛ

-ИК-

ЗА-

-Н- (ЫЙ)

-ОВ- (АЯ)

-ОВ- (ЫЙ)

ИСХОДНОЕ – ПАР

-Н- (ОЙ)

-НИК-

О

-ВОЗ-

Приложение 4

Словообразовательное гнездо

 

Предварительный просмотр презентации

Тринадцатое октября Классная работа

Вода водяной Вода водяной Водный подводный Вода и проводить водопровод

Тринадцатое октября Классная работа Способы образования слов Цель: научиться узнавать и определять основные способы словообразования в русском Задачи: 1.Назвать основные способы образования слов; 2. Узнать особенности каждого способа; 3. Дополнить теорию примерами; 4. Закрепить полученные знания на практике.

Вода водяной Вода водяной Водный подводный Вода и проводить водопровод

Работа в группах 1-я группа «Теоретики» 2-я группа «Исследователи» 3-я группа «Практики»

Укажите способ образования слов и выделите морфему Радостный Пароход Вырасти - Суффиксальный 1б - сложение основ 1б - Приставочный 1б

Оценивание 11 баллов = «5» 10 баллов = «4» 8-9 баллов = «3»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.