Урок русского языка «Основные способы образования слов в русском языке» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Предмет |
Русский язык |
Класс |
6В (учитель: Балаганская Алёна Викторовна) |
Тип урока |
открытие нового знания. |
Технология построения урока |
Проектная технология на основе системно-деятельно подхода и рефлексивно-деятельностной технологии |
Тема |
Основные способы образования слов в русском языке |
УМК |
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях. Издательство: М.: Просвещение - 2015.:Часть 1 - 191с., Часть 2 - 175с. |
Цель педагогической деятельности Цель – планируемый результат |
- формировать умение различать и определять различные способы образования слов; - развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки. - знают основные способы образования слов, умеют их определять у различных слов, приводить примеры на каждый способ образования |
Основные термины, понятия |
Словообразование, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксальный способы образования слов, переход из одной части речи в другую |
Этапы урока, цели |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы и приемы |
Средства обучения |
УУД |
1. Мотивация к изучению нового материала (2 м) Цель: заинтересовать учащихся, настроить на положительное восприятие нового материала |
- Жили раньше два существа в стране русского языка. Одно существо было Словом, а второе- Образованием. Слово бегало и всё повсюду называло. А Образование важное ходило, всё оно изменить хотело. И вот однажды, как-то совершенно случайно, бежало слово, да так увлеклась называнием всего, что и не заметила оно Образование. Бежало, споткнулась и упало прям на Образование. И почему-то слово прилипло к Образованию. Так и получилось… Что? (словообразование). Сейчас они смиренно вместе ходят. Слово предметы называет, а образование эти слова клонирует и облик им меняет: кому приставку подсунет, кому суффикс оденет, а к кому и приставку и суффикс прикрепит, а кого и вовсе к другому слову приклеит. |
Ученик слушает и при необходимости дополняет слово учителя |
Словесный М: восприятие и частичный анализ слова учителя |
Лингвистическая сказка |
Коммуникативные: адекватно воспринимать устную речь |
2. Открытие темы урока. Целеполагание. (2 м) Цель: помочь детям вывести тему и цели урока. |
-Словообразование зашифровало нам тему урока, но прислало подсказки. Вода – водяной Водный - подводный Вода и проводить – водопровод - Ребята, вы понимаете, что хотело сказать нам Словообразование? - Что мы сегодня будем изучать? -Какую цель мы поставим на уроке? - Проверим (учитель открывает слайд). - Какие задачи мы будем преследовать на уроке? (тот же слайд) *На слайде появляется ученый -Оцените себя по листу самооценки, который у вас лежит на столе. Каждый раз, когда на экране будет появляться этот человечек, вы должны оценить свою работу |
Дети анализируют пары слов и самостоятельно выводят тему урока, определят цель урока
- Дети говорят, что мы будем изучать способы образования слов
Учащиеся оценивают свою работу |
Частично-поисковый (эвристический) метод: анализ пар слов, выдвижение гипотезы по определению темы урока (дедукция) |
Слайд №1 Слайд №2, лист самооценки |
Коммуникативные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета; Метапредметные: выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждения; Регулятивные: ставить и адекватно формулировать цель деятельности |
3. Открытие нового знания (5 м) Цель: Дети должны самостоятельно вычленить способы образования слов. |
-Запишем дату, «классная работа» и тему. -Предлагаю поработать в парах. Попробуйте проанализировать данные пары слов и определить способы их образования. На работу даю две минуты. Алгоритм работы в парах лежит на ваших столах. -Если пара готова, сядьте правильно, чтобы я видела, что вы молодцы. 2. Лист самооценки -Давайте посмотрим на эту первую пару. От слова «вода» идет стрелочка к слову «водяной». Что бы это могло значить? (Это значит, что от слова «вода» образовано слово «водяной») -А при помощи чего оно образовано? (при помощи суффикса –ян-) -Как можно назвать такой способ? (суффиксальный). - Вторая пара. Что произошло тут? Что добавило Словообразование? (Приставку) -Как назовем этот способ? (Приставочный) - А в третьей паре посмотрите, что произошло. (Два слова сложились в одно) - Как назовем такой способ, в котором два слова СЛОЖИЛИСЬ, как в математике, в одно? (сложение) - Скажите, а вот если бы к слову прибавились сразу и приставка, и суффикс, как такой бы способ назывался? (Приставочно-суффиксальный) 3. Лист самооценки - Как можно проверить правильно ли мы определили способы образования слов? Где можно посмотреть? (учебник стр. 95(1 м) -Словообразование еще нам прислало вот такой вот плакат, который нужно чем-то дополнить; стикеры, на которых написано «ПРИМЕРЫ» и какой-то загадочный конверт с заданием. Подскажите как нам быстрее выполнить все задания Словообразования, ведь времени у нас осталось совсем немного (разделиться на группы) -Объединитесь в группы: 1 ряд-1 группа; 2 ряд – 2 группа; 3 ряд – 3 группа. Первый ряд у нас будут теоретиками, второй – исследователи, 3- практики. (поделить по уровню знаний, оставив первые три парты свободными) - Если вы хотите перейти в другую группу, то договоритесь с членом данной группы о замене. - Работая в группах, вам необходимо определить роль каждого, выбрать лидера, который будет контролировать работу каждого, при этом он должен иметь способности помочь любому члену группы при затруднении. 4.Лист самооценки - Выберите в группе человека, который будет защищать вашу работу у доски. Остальные группы внимательно слушают, и если вас их работа удовлетворила, то улыбнитесь им, передав смайлик. |
Записывают указанное учителем в рабочую тетрадь Работают в парах, обсуждают, дискутируют.
Оценивают свою работу Беседуют с учителем.
Оценивают свою работу
Дети делятся на группы и получают определенное задание: 1-я группа должна заполнить схему теорией; 2-я группа должна подобрать примеры к каждому способу; 3-я группа должна составить слова к каждому способу, используя морфемы из конверта.
Оценивают свою работу Выходят к доске, рассказывают о проделанной работе. |
Исследовательский метод: самостоятельная работа учащихся по вычленению способов образования слов. Словесный метод: беседа. Словесный метод: работа с печатным материалом, прочтение, сопоставление. Частично-поисковый (эвристический) метод: заполнение схемы, поиск примеров, составление примеров Словесный метод: словесное доказательство своего суждения |
Слайд №3 Слайд №4, алгоритм работы Лист самооценки Лист самооценки Слайд №5, учебники, компьютер, словари Лист самооценки |
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; Коммуникативные: -строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - владеть всеми видами речевой деятельности; -адекватно воспринимать устную и письменную речь; - точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; - соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др. Метапредметные: - извлекать необходимую информацию из различных источников; - выдвигать аргументы; - строить логическую цепь рассуждения; - находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; Регулятивные: планировать последовательность действий и при необходимости изменять её Предметные: Знать способы словообразования в русском языке, уметь их определять и отличать. |
4. Применение и отработка знаний Цель: закрепить полученные знания на практике |
-Выполним самостоятельно задание на слайде. Радостный Пароход Вырасти -Проверим. Оцените себя, занеся оценку в лист самооценки |
Работают самостоятельно, проверяют по эталону, оценивают себя. |
Практический метод: определяют способ образования у слов. |
Слайд №6, рабочие тетради, лист самооценки |
Коммуникативные: - точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; Предметные: уметь определять способы образования слов, выделять нужные морфемы в слове |
5. Самооценивание. Рефлексия Цель: оценить усвоение учениками основных ЗУН |
-Подсчитайте свои балы и поставьте себе оценку, исходя из соотношения баллов на экране. -Проведем рефлексию. Я предлагаю поиграть в «Микрофон». К кому он попадает в руки, тот должен провести анализ своих успехов и неудач на уроке. Учитель заслушивает несколько учеников. -Ребята, все остальные, кто хотел что-то сказать, но не получил такую возможность, проведите рефлексию письменно, а я потом посмотрю и учту уровень ваших знаний или «пробелов», готовя следующий урок. Вернемся к цели и задачам урока. Ребята, давайте посмотрим со всем ли мы справились? Поясните. |
Подсчитывают баллы. Оценивают себя.
Проводят рефлексию. |
Словесный метод: прием «Микрофон» |
Слайд №7 |
Коммуникативные: соблюдать в процессе коммуникации основные нормы письменной речи и правила русского речевого этикета Регулятивные: осуществлять самооценку |
6. Д\з |
1 группа – упр 173. 2 группа - ответьте на вопрос в 5-6 предложениях «Для чего нужно словообразование?» 3 группа – Проанализировать словообразовательное гнездо (КАРТОЧКА) |
Записывают задание в дневник |
Слайд №8 |
Приложение 1
Презентация к уроку
Приложение 2
Лист самооценки
1 |
Я только слушал предложения других Я выдвигал идеи |
1 2 |
2 |
Я только слушал предложения других Я выдвигал идеи |
1 2 |
3 |
Я только слушал предложения других Я выдвигал идеи |
1 2 |
4 |
Я только слушал предложения других Я выдвигал идеи |
1 2 |
6 |
Упражнение |
|
ИТОГ: |
Приложение 3
Раздаточный материал для групп
Группа 1
Приставочный
Группа 3
ИСХОДНОЕ - БЕГАТЬ
БЕГ
-Л- (ЫЙ)
ЗА-
-СТВ- (О)
ИСХОДНОЕ – СТОЛ
-ИК-
ЗА-
-Н- (ЫЙ)
-ОВ- (АЯ)
-ОВ- (ЫЙ)
ИСХОДНОЕ – ПАР
-Н- (ОЙ)
-НИК-
О
-ВОЗ-
Приложение 4
Словообразовательное гнездо