Великий Алтай! И мы его часть!
Конспект развивающего занятия по внеурочной деятельности
В 5 классе КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат»
Тема: Великий Алтай! И мы его часть!
Цель: Создать условия для систематизации и усвоения знаний об Алтайском крае.
Задачи: Обобщить и закрепить знания об Алтайском крае, местонахождении на карте России, символике, природе, людях, прославивших родной край. Прививать любовь к малой родине, бережное отношение к природе. Познакомить со значением слов: житница и эндемик
Оборудование: мультимедийная установка, фотографии В. М. Шукшина, Г.С. Титова, В. В. Бианки, М. Т. Калашникова, разрезные картинки на магнитах с изображением герба и флага Алтайского края, магнитная доска, карта России и, глобус, посылка с письмом от губернатора Алтайского края В. П. Томенко.
Предварительная работа: беседы и просмотры фильмов о растительном и животном мире края, знаменитых земляках, чтение произведений В.В. Бианки.
Ход деятельности:
Части | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная Оргмомент Основная часть Динамическая пауза. Рефлексия. | Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями Сегодняшнее наше занятие посвящено тому месту на планете Земля, где мы с вами живём. Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в зернышки и сажаю в землю. Ласковое солнышко пригрело землю, тёплый дождик полил. Зёрнышки росли и стали колосками. Колоски тянутся к солнышку. Сильно жжёт солнышко. Завяли наши колоски. Но вдруг, полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся к солнышку. В итоге, выросли замечательные колоски. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь нам нужно хорошенько рассмотреть карту мира и найти на ней нашу любимую Россию. Посмотрите, какая наша страна большая. А теперь найдём на карте России наш Алтайский край. Он расположен в Западной Сибири, прямо на юге страны. Граничит с Казахстаном и Монголией. Внутри граничит с Кемеровской и Новосибирской областями. Теперь рассмотрим карту Алтайского края более подробно. Какого она цвета? Какие цвета преобладают? Как вы думаете, что обозначают эти цвета? РАЗДАЁТСЯ СТУК В ДВЕРЬ (почтальон передаёт посылку для ребят) Ребята, давайте её откроем, ведь она для нас. (Сверху лежит письмо, учитель зачитывает) Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и начался новый учебный год. И впереди вас ждёт очень много новых и интересных дел. Ваша главная задача-хорошо учиться, вырасти достойным гражданином своей страны. А для этого вы должны хорошо учиться и читать много добрых и полезных книг. Некоторые из них находятся в посылке, но одна из них с сюрпризом. Чтобы получить подарок, необходимо выполнить задания и заполнить недостающие страницы. Я верю, друзья, что у вас всё получится. С уважением В. П. Томенко. Ребята, вы согласны выполнять задания? Сейчас мы возьмём первое задание. Достаём из посылки изображения животных. Помогите разобраться какие обитают в Алтайском крае, а какие нет? А какие растения у нас растут? (рассмотреть изображения растений и выбрать, растущие на Алтае. Ребята, а кто знает, что такое растения- эндемики? Рябчик шахматный, растение-эндемик, занесённый в красную книгу. Пузырник алтайский растёт в горах на тенистых скалах. Просто замечательно. Вот и появились первые страницы в нашей книге. Подошло время для второго задания. Давайте ещё раз посмотрим на карту. Какой цвет мы ещё видим, кроме зелёного и коричневого? Отлично! Этим цветом на карте обозначают реки, озёра , моря. С территории нашего края берёт начало самая длинная река России. Как она называется? При слиянии каких рек она образовалась? Отлично! Обь имеет протяжённость-5410 км. Её особенность в том, что она течёт с юга на север, а остальные реки наоборот. Все народы, проживающие по её берегам, давали ей своё название, но у всех оно переводится, как «Большая река» Много малых рек питают Обь-красавицу. И наша воеводская Чемровка впадает в Обь. Ребята, а вы знаете название речек, которые протекают в ваших сёлах? А ещё в Оби обитает полсотни видов рыб. Это судак, язь, щука, сазан, елец, налим, плотва. Особо ценные: осётр, нельма, стерлядь. Следует помнить, что они занесены в Красную книгу России и вылавливать их запрещено. Прекрасно поработали друзья и в нашей книге появились новые страницы. Ну что ребята, подошла очередь и до третьего задания. В посылке есть разорванные страницы книги и нам нужно собрать их в единое целое. Посмотрим, что у нас получилось. Мы собрали государственные символы нашего края. Это воплощение истории и отражение настоящего. ГЕРБ. В его основе щит, разделённый на две одинаковые части. Верхняя часть голубая. Нижняя красная. Щит окружён венком из золотистых пшеничных колосьев. Вверху изображена старинная работающая печь, а в нижней большая колыванская ваза. Эта ваза хранится в музее Санкт-Петербурга. Вес-2,5 тонны. Высота-2м. 57 см. Это самая большая ваза в мире и изготовлена она была на Алтайском камнерезном заводе из цельного 5-метрового монолита яшмы. ФЛАГ. Представляет собой прямоугольное полотнище. Колос пшеницы- символ того, что наш край является крупнейшим поставщиком пшеницы в России. В центре помещён герб. А теперь, перед выполнением следующих заданий, нам нужно чуточку отдохнуть. Давайте дружно покажем какие наши степи алтайские бескрайние и широкие. А горы у нас какие высокие. Какие реки быстрые. Ветры сильные. Вот и пришло время четвёртого задания. -- Расскажите о людях, которые прославили наш край. А ведь и правда, ребята, наш край богат умными, смелыми и талантливыми людьми. В.В. Бианки. Написал около трёхсот произведений. Тираж его книг составляет около 40 млн. экземпляров. Музей в Бийске носит его имя. Титов Герман Степанович. До сих пор самый молодой космонавт. В полёте с ним случилось два забавных случая. Для сна ему было выделено время с 19.00 до 2.00, но проснувшись раньше, решил ещё вздремнуть и проспал сеанс связи. После приземления в Саратовской области на поле, одетого в скафандр человека приняли за шпиона и не отпускали до выяснения личности. Михаил Тимофеевич Калашников – советский и российский конструктор – изобретатель стрелкового оружия. Его знаменитый автомат (АК) состоит на вооружении 106 стран. Признан изобретением 20 века. Молодцы ребята! Ещё одна страница появилась в нашей книге. Ну вот и настала пора последнего задания. Мы должны ответить на два последних вопроса. Что такое «житница»? И почему наш край называют житницей Сибири? Замечательно. Всё верно, ведь в нашем крае выращивают самое лучшее зерно, овёс, ячмень, горох, гречку, подсолнечник. Вот и последняя страница заняла место в нашей книге Все задания мы выполнили. Ого, а книга то оказалась с секретом. Губернатор края за хорошую работу передал нам подарок. (В книге сладкий приз от алтайских производителей) Все страницы собраны и теперь эту книгу по почте, мы отправим назад Виктору Петровичу Томенко. Ребята, вам понравилось занятие? Что нового вы узнали об Алтайском крае? Что вы можете рассказать о своей малой Родине? Спасибо за занятие. Всего доброго. | Дети здороваются. (дети встают и поднимают руки вверх) (дети постепенно опускают руки, голову, плечи, туловище) (ребята рассматривают карту) (зелёный, коричневый, голубой) (коричневый-горы, зелёный-леса и поля, голубой-реки и озёра) Да! Согласны! Медведь, заяц, лиса и т. Д Эндемик-это растение или животное, обитающее на ограниченной территории. Голубой. Обь! Бии и Катуни. Чумыш, Бехтемир, Ненинка, Яминка. На магнитной доске дети собирают пазлы. Дети разводят руки в стороны и поворачиваются влево и вправо. Тянутся вверх. Плавные движения руками. Поднимают руки вверх и покачивают туловищем вправо и влево Сообщение о В.В. Бианки делает Сульдин П. Сообщение о Титове Г. С. делает Сульдина А. О Калашникове М.Т. рассказывает Ващилин С. «Житницей» называют богатую, хлебородную местность, которая снабжает хлебом другие районы. Ответы детей |