12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Типайкина Анастасия Алексеевна27

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе :

Словесное рисование

Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования – приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину,первая группа детей задает второй группе три вопроса:

Что будет нарисовано? (Содержание);

Как мы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре. Какой пол выберем для людей и т.п.)? (Композиция);

Какие краски используем для картины? (Цветовое решение.)

Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. При чтении лирических произведений прием словесного рисования становится основным.

Чтение по ролям

Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Что бы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. После этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключении эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками.



Учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие;

- группе детей предлагается самостоятельно назвать свойство характера героя (это доступно младшим школьникам, если персонаж имеет не более двух– трех качеств характера и показан в действии);

- сопоставляются герои одного произведения или близких по тематики произведений. Наиболее легкий вид сравнения – противопоставление.

При сравнении уточняется авторское отношение к герою. Роль пейзажа в эпическом произведении двояко. Он способствует созданию общего настроения или уточняет характеристику персонажа. Описание интерьера так же помогает глубже понять уклад жизни, характер действующих лиц. Осознание идеи произведения – это понимание основной мысли автора, ради которого он создал свое творение. Авторское отношение к героям, их взаимоотношения, к событиям, важно раскрывать постепенно.

Н. Я. Мещерякова выделила ряд приемов, способствующих выявлению авторского отношения к действующим лицам:

- учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;

- учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, так называемым «эмоциональным знаком», ученики «расшифровывают» то или иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер отношения автора к персонажу;

- совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристики персонажа;


4. По предложенному плану определи произведение, напиши его название и автора.

Восстанови последовательность пунктов плана, расставляя цифры в окошечках.

Название ______________________ автор ________________________

Артиллерист стреляет из пушки.

Купание в паруснике.

Мальчики увидели акулу.

Остановка корабля.

Появление акулы.

Спасение мальчиков.

Мальчики плавают.

5. Что из описанного в рассказе «Слон» могло про­

изойти на самом деле?

маленькая девочка заболела;

слон пришёл домой к девочке;

папа принёс девочке игрушечного слона;

в зверинце слон обедал, совсем как благо

воспитанный мальчик.


6. Какие черты характера есть у всех отрицательных

героев сказок? Напиши.

7.

Вставь пропущенные слова в описание живот­

ного. О ком идёт речь?

Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в дли­

ну занимает половину_______________ . Кожа на нём

_________________, в тяжёлых ______________________.

Ноги толстые, как _______________________ . Длинный

_______________с чем-то вроде помела на конце. Го­

лова в больших ____________________ . Уши большие,

как _______________ , и висят вниз.

_______________, но умные и добрые.

8.

Представь, что ты составитель учебника литературы. Составь словарную статью к рассказу . Что станет здесь предметом комментариев?

9. Расставьте эпизоды повести в хронологическом порядке.

10. Кто это?

Ученики выбирают для себя (или получает в виде тайного задания) персонажа произведения и дают ему описание, не называя его. Это можно предложить сделать дома в письменном виде, а можно обыграть в форме «Да или нет»? То есть ученик выходит к доске, а одноклассники задают ему вопросы о персонаже, на которые можно ответить «да» или «нет».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.