Викторина на тему «Если бы Лермонтов был музыкантом»

2
0
Материал опубликован 3 February 2021

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

внеклассного воспитательного мероприятия

«Если бы Лермонтов был музыкантом»

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

преподаватель И.А. Рожко

 

 

 

 

 

 

 

Донецк – 2018

 

 

 

Тема: «Если бы Лермонтов был музыкантом»

Цель: формирование личности, способной к творческой деятельности

Форма проведения: внеклассное воспитательное мероприятие.

Задачи

Воспитательные:

содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений словесного и изобразительного искусства;

воспитывать познавательную активность, интерес и инициативу.

Развивающие:

развивать познавательный интерес у студентов, умение выступать перед большой аудиторией и аргументировано отстаивать решение команды;

создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

развивать гибкость ума, стимулировать творческий подход в решении заданий.

Образовательные: расширить общий кругозор студентов из разных областей знаний;

 

Межпредметные связи: русский язык, литература, история мировой культуры, математика, география.

Методическое

обеспечение: Компьютерная презентация викторины.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Викторина, посвящённая творчеству М.Ю. Лермонтова

(сценарий)

Ведущий: Отдел гуманитарных и социально-экономических дисциплин приветствует всех и поздравляет с Международным днем студента! Желаем всем успехов и высоких результатов в учебе, вдохновения, творческих идей и хорошего настроения!

Напоминаем, что наш праздник-викторина посвящается творчеству М.Ю. Лермонтова, и мы рады приветствовать ее участников – студентов первого курса. Сегодня их маленький дебют, который мы назвали «Если бы Лермонтов был музыкантом». (Презентация 1 – 3 слайды)


Лермонтов
PPT / 15.75 Мб

(Презентация 3 – 10 слайды) Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа 19 века.

Михаил Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, потомок шотландского рода, основанного поэтом и пророком Лермонтом. 

После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828-1830), где были написаны первые стихотворенияТам он начал писать «Демона».

Затем была учёба в Московском университете (1830-1832). В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.

Из-за неприятной истории студент Лермонтов покинул университет и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков Петербурга, где провёл два года.

В 1834 году началась служба в Гусарском полку в Царском селе.

Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василию Жуковскому наказание удалось немного смягчить.

По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» к годовщине сражения.

Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях.

Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад» (1835), "Боярин Орша” (1835-1836), «Мцыри» (1839), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Демон» (1839), «Герой нашего времени» (1838-1840) считаются шедеврами литературы.

В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. 15 (27) июля 1841 года на этой дуэли Лермонтова настигла смерть.

Одним из самых значительных произведений Михаила Лермонтова стала поэма «Демон».

Давайте послушаем отрывок из этого произведения в исполнении ваших товарищей, студентов 3-го курса. (Презентация 11 – 29 слайды)

 

Тамара

Покрыта белою чадрой,

Княжна Тамара молодая

К Арагве ходит за водой.

Демон

И были все ее движенья

Так стройны, полны выраженья…

На мгновенье

Неизъяснимое волненье

В себе почувствовал он вдруг.

Немой души его пустыню

Наполнил благодатный звук -

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!..

И входит он, любить готовый,

С душой, открытой для добра,

И мыслит он, что жизни новой

Пришла желанная пора.

Ангел

"Дух беспокойный, дух порочный.

Кто звал тебя во тьме полночной?

Кто звал тебя?"

Демон

"Она моя!

Оставь ее, она моя!

Явился ты, защитник, поздно,

И ей, как мне, ты не судья.

На сердце, полное гордыни,

Я наложил печать мою;

Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю!"

Ангел

И Ангел грустными очами

На жертву бедную взглянул

И медленно, взмахнув крылами,

В эфире неба потонул.

Тамара

О! кто ты? речь твоя опасна!

Тебя послал мне ад иль рай?

Чего ты хочешь?..

Демон

Ты прекрасна!

Тамара

Но молви, кто ты? отвечай...

Демон

Я тот, которому внимала

Ты в полуночной тишине,

Я тот, чей взор надежду губит,

Едва надежда расцветет,

Я тот, кого никто не любит,

И все живущее клянет.

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы,

И, видишь,- я у ног твоих!

Тамара

Оставь меня, о дух лукавый!

Молчи, не верю я врагу...

Творец... Увы! я не могу

Молиться... гибельной отравой

Мой ум слабеющий объят!

Послушай, ты меня погубишь;

Твои слова - огонь и яд...

Скажи, зачем меня ты любишь!

Демон

Зачем, красавица? Увы,

Не знаю!.. Полон жизни новой,

С моей преступной головы

Я гордо снял венец терновый,

Я все былое бросил в прах:

Мой рай, мой ад в твоих очах.

Люблю тебя…

Тамара

Зачем мне знать твой печали,

Зачем ты жалуешься мне?

Ты согрешил...

Демон

Против тебя ли?

Тамара

А бог?

Демон

На нас не кинет взгляда:

Он занят небом, не землей!

Тамара

А наказанье, муки ада?

Демон

Так что ж? Ты будешь там со мной!

Тамара

Кто б ни был ты, мой друг случайный,-

Покой навеки погубя,

Невольно я с отрадой тайной,

Страдалец, слушаю тебя.

Но если речь твоя лукава,

Но если ты, обман тая...

Клянися мне... от злых стяжаний

Отречься ныне дай обет.

Ужель ни клятв, ни обещаний

Ненарушимых больше нет?..

Демон

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;

Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой.

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное -

Люби меня!..

И он слегка

Коснулся жаркими устами

Ее трепещущим губам;

Соблазна полными речами

Он отвечал ее мольбам.

Могучий взор смотрел ей в очи!

Он жег ее. Во мраке ночи

Над нею прямо он сверкал,

Неотразимый, как кинжал.

Увы! злой дух торжествовал!

Ангел

В пространстве синего эфира

Один из ангелов святых

Летел на крыльях золотых,

И душу грешную от мира

Он нес в объятиях своих.

И сладкой речью упованья

Ее сомненья разгонял,

И след проступка и страданья

С нее слезами он смывал.

Издалека уж звуки рая

К ним доносилися - как вдруг,

Демон

"Она моя!"

Тамара

К груди хранительной прижалась,

Молитвой ужас заглуша,

Тамары грешная душа -

Судьба грядущего решалась,

Пред нею снова он стоял,

Ангел

"Исчезни, мрачный дух сомненья! -

Довольно ты торжествовал;

Но час суда теперь настал -

И благо божие решенье!

Ценой жестокой искупила

Она сомнения свои...

Она страдала и любила -

И рай открылся для любви!"

Демон

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свой,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..

 

Ведущий: Спасибо за высокую оценку выступления ребят.

 

А теперь мы начинаем нашу викторину.

У нас есть четыре команды-участницы – первокурсники эстрадного, духового, народного и струнного отделов. По очереди они будут отвечать на вопросы из разных областей знаний (география, искусство, литература, математика), так или иначе связанных с великим поэтом. Каждый правильный ответ оценивается в два балла, а творческие задания – в три. У команды есть 30 секунд для дачи ответа; если ответ отсутствует, право ответа переходит к следующей команде. За выкрикивания, подсказки и нарушения порядка проведения викторины командам будут снижаться баллы.

Оценивать сегодняшнюю викторину будет жюри, в которое входят преподаватели отдела гуманитарных и социально-экономических дисциплин (Ф.И.О.):

Итак, начинаем и всем командам «ни пуха, ни пера»!

 

Слайды: 30 – 43

- Найдите на портретах маленького Мишу Лермонтова (рис. 3)

- На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов? (пианино, скрипка)

- Какая картина Ивана Шишкина названа по стихотворению М.Ю. Лермонтова? («На севере диком…»)

- Какая из картин не принадлежит кисти М.Ю. Лермонтова? (рис. 1)

- Какая из картин Михаила Врубеля не является иллюстрацией к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? (рис. 3)

- Согласно Льву Толстому, «Бородино» М.Ю. Лермонтова было зерном из которого вырос его роман… Какой? («Война и мир»)

- К какому жанру искусства относятся произведения М.Ю. Лермонтова «Сражение при Валерике», «Перестрелка в горах»? (картины, живопись)

 

Юмористическая пауза: Сценку «Если бы Лермонтов поступал в музыкальный колледж» представляют студенты третьего курса.

 

Слайды: 44 – 56

- Существует единственное прижизненное издание поэтических произведений М.Ю. Лермонтова. Это небольшая книга в 160 страниц. Если 40 страниц этой книги имеют толщину 1 см, то какова толщина всей этой книги? (4 см)

- М.Ю. Лермонтов был очень неразборчив в еде, хотя считал себя гурманом. Он ел много, неаккуратно и представлял собой очень «неаппетитное» зрелище. Друзья решили подшутить над ним, чтобы указать на этот его недостаток. Они попросили повара испечь булочки с опилками. Голодный Лермонтов накинулся на еду. Перед ним стояли 2 тарелки по 5 булочек в каждой. Он съел с одной тарелки несколько штук, а затем со второй столько, сколько осталось на первой тарелке. Только после этого друзья его остановили и показали, что он только что ел. Сколько булочек съел Лермонтов? (5)

- М.Ю. Лермонтов увлекался математикой и всегда возил с собой учебник. Однажды он приехал к своему другу Лопухину и до поздней ночи не мог решить одну задачу. Уставший, он заснул. Ночью ему приснился какой-то математик и подсказал решение. Проснувшись, Лермонтов не только быстро решил задачу, но и нарисовал карандашом портрет «ночного гостя».
Через много лет, когда портрет попал в руки специалистов, они увидели в нем Джона Непера - создателя логарифмов. Хотя Непер жил в XVII веке, а Лермонтов в XIX, тем не менее, современники поэта утверждали, что Лермонтов ничего не знал ни о Непере, ни о его трудах. Кстати, Джон Непер был шотландцем, а, как известно, одна из ветвей родового древа Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии....
Так вот, на рисунке 80% площади занимал белый цвет. Рисунок увеличили в 3 раза. Сколько в этом случае будет занимать черный цвет? (20%)

- Летом 1840 года М.Ю. Лермонтов получил предписание явиться в расположение полка в Санкт-Петербурге. Но какая-то сила непреодолимо тянула его в Пятигорск. Надо заметить, что Лермонтов очень верил во всякие «знаки судьбы», поэтому решил кинуть жребий, в частности, монетку. Он вытащил из кармана мелочь. У него оказалось поровну монет по 2 коп. и по 10 коп., всего 60 коп. Сколько монет достоинством 10 коп. (ведь именно такую монету он подбрасывал), было у Лермонтова в кармане?

- Какой географический объект носит название Лермонтов? (Город в Ставропольском крае, РФ)

- Любимый горный массив М.Ю. Лермонтова, «жилище вольности простой»? (Кавказ)

- Какой водоем вдохновил поэта на написание стихотворения «Парус»? (Черное море)

        - Как называется гора, где на дуэли погиб поэт? (Машук)

 

Юмористическая пауза: Сценку «Если бы Лермонтов учился в музыкальном колледже» представляют студенты третьего курса.

 

Слайды: 57 – 67

- Назовите произведения М.Ю. Лермонтова по иллюстрациям к ним. (1 «Парус», 2 «Мцыри», 3 «Ангел», 4 «Бородино»)

- Имя какого английского поэта пропущено в строчке стихотворения М.Ю. Лермонтова: Нет, я не …., я другой./ Еще неведомый избранник,/Как он гонимый странник,/но только с русскою душой. (Байрон)

- Стихотворение с одним названием у Т.Г. Шевченко, Пушкина А.С. и М.Ю. Лермонтова? (Пророк)

- Первый психологический роман в русской литературе? («Герой нашего времени»)

- Какое слово пропущено в строках М.Ю. Лермонтова, ставших афоризмом: Делить веселье все готовы, Никто не хочет … делить. (грусть)

- Последнее задание, творческое, всем командам. Тавтограмма – текст, каждое слово которого начинается с одной и той же буквы. Для примера, посмотрите этот слайд. Напишите хвалебную тавтограмму творчеству поэта. Время – 3 мин.

 

Викторина завершена, даём слово жюри для подведения итогов и награждения победителей, хотя побеждённых нет и быть не может.

 

 

Использованные источники:

http://parnasse.ru/klassika/lermontov-mihail-yurevich-1814-1841/kratkaja-biografija-lermontova-samoe-glavnoe.html

https://mp3rax.com/download/0vmYenJShGQ_lermontov-m-yu-demon-klassika-v-neformate/

https://www.culture.ru/poems/36747/demon


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.