Материал на проверке

Предварительный просмотр презентации

Сова Юлия Игоревна, кандидат психологических наук, педагог-психолог Профилактика асоциального поведения в подростковых группах МАОУ СОШ №33 Тамбов, 2025

Second slide Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В современных реалиях проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой. Асоциальное поведение связано с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Асоциальное поведение может проявляться в прогулах занятий в школе, в уходах из дома, в нарушении комендантского часа, бродяжничестве, подростковых драках, семейных конфликтах, кражах, «проникновении в заброшки», рискованном поведении, суицидальном поведении, различных аддикциях, действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию), субкультурных девиациях, вандализме, сквернословии, деструктивном поведении.

Чаще всего такое поведение возникает у подростков в семьях которых: имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней; пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе; во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание; нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку; имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная опека над подростком. Причины формирования асоциального поведения Типы неправильного воспитания, способствующие девиантному развитию личности (Гиндикин В.Я., Гурьева В.А.) : – «Кумир семьи»; – Гиперопека; – Гипоопека; – Безнадзорность; – «Золушка»; – «Ежовые рукавицы»; – Воспитание с использованием «парадоксальной коммуникации», или «двойного принуждения». Факторы риска: Отсутствие поддержки родителей; Отсутствие контроля за времяпрепровождением ребенка; Непринятие в коллективе сверстников; Повышенная чувствительность к мнению окружающих, стремление завоевать расположение любыми способами; Неумение контролировать свои эмоции; Неумение сказать НЕТ; Нетолерантность, противопоставление себя обществу; Отсутствие общественно-полезной занятости.

Slide 7 Фильмы и игры могут влиять на моду на насилие, усиливая агрессивное поведение и враждебность через триггеры, стресс, а также формируя агрессивные фантазии у детей и людей с неустойчивой психикой. Шуттеры, файтеры, фильмы, которые могут спровоцировать подростковую агрессию, обычно затрагивают темы жестокости, травли, насилия и криминала. Неограниченный доступ в интернет, телеграм-каналы без возрастных ограничений, отсутствие родительского контроля и фильтра контента

Slide 8 Неформальные группы играют основополагающую роль в формировании девиантного поведения. К. Е. Игошев отмечает, что порядка 75% преступлений, совершаемых несовершеннолетними, происходит в группах. Стихийная неформальная группа характеризуется самоизоляцией, обособлению от взрослых, и в первую очередь от родителей и школы. Современная асоциальная группа подростков представляет собой: а) способ адаптации подростков к проблемам, с которыми они сталкиваются при вхождении в самостоятельную жизнь б) социальную систему, характеризующуюся совокупностью неотъемлемых специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышление группы в целом и ее членов, что позволяет им осознать и утвердить себя в качестве «МЫ», отличного от «ОНИ»  Название Жесткий отбор в группу, «посвящения», Внутригрупповая мораль, «кодекс чести», правила, показательные исключения, Внешний вид, атрибутика, Закрепление в сознании собственного превосходства (единое «Мы» противопоставляется остальным людям – «ОНИ». Асоциальные группы и компании

Slide 8 аутсайдеры (не нашедшие признания в формальной группе); маргиналы (одинокие); конформисты (хорошо поддаются влиянию); приспособленцы; фанаты (искренне преданные групповым ценностям); лидеры, вожди (инициаторы становления групп). Асоциальные подростковые группы сплачиваются в главную очередь согласно параметру единого зоны жительства.  Местами взаимодействия подобных групп как правило происходит далёко от мест общественного скопления людей — заброшенные здания, стройки, подвалы, чердаки, кладбище, скверы и т.п. Более преимущественные проведение досуга — потребление психоактивных веществ, азартные игры, музыка, напрасное странствие по улицам. Из числа ключевых тем бесед — инциденты с учителями, планы отмщения «врагам», опыт употребление психоактивных веществ. Зачастую проявляются размолвки, инциденты, которые оканчиваются с помощи драк. Драки — главной метод подтверждения преимущества и своей правды как внутри группы, также при конфликте с иными подростковыми группами. Асоциальную группу составляют:

Slide 3 Подростковые и молодежные субкультуры деструктивной и агрессивной направленности Молодежная субкультура - это культура определенного круга молодых людей, обладающих общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Субкультуры по своему характеру делятся на конструктивные и деструктивные. Особого внимания со стороны органов системы профилактики требуют молодежные движения, объединяющие в себе молодёжь по признаку деструктивной субкультуры. Молодежные движения деструктивного характера - это неформальные движения, призывающие молодого человека к совершению противоправных действий и пропагандирующие девиантное поведение.

Slide 4 Профилактика асоциального поведения В нашей школе профилактика строится при тесном взаимодействии семьи и школы. В первичной профилактике важную роль играет родительский всеобуч и контроль. При этом в процесс профилактики включаются специалисты в рамках межведомственного взаимодействия, сотрудники ОП, Кибердружины, ТОПКБ, Российского общества «Знание», РПЦ всегда посещают родительские собрания и профилактические мероприятия нашей школы. Проводятся рейды педагогов и представителей родительской общественности по микрорайону и ТЦ с целью выявления подростков, находящихся без сопровождения родителей в вечернее время. Вторичная профилактика имеет комплексный характер. Дети «группы риска» прикрепляются к куратору, посещают занятия с педагогом-психологом, социальным педагогом, классным руководителем. Ключевая роль отводится советнику директора по воспитанию, которая включает учащихся в общественно-полезную деятельность и детские движения («Движение Первых», «Волонтерский отряд»).

Slide 6 Профилактические мероприятия в учебных заведениях успешны, если обязательно затрагивают следующие ключевые направления: 1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся. 2. Контроль посещаемости, борьба с прогулами занятий. 3. Организация полезного досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу кружков и секций, детских объединений. 4. Пропаганда здорового образа жизни, моды на здоровье, профилактика вредных привычек. 6. Правовое воспитание, законопослушность. 7. Патриотическое воспитание, формирование ответственной гражданской позиции. 8. Развитие психологической компетентности учащихся. 9. Системный контроль за психологическим состоянием учащихся и их деятельностью в соцсетях , на прогулках, свободное от школы время (семья+школа).

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.