Внеклассное чтение по произведению А.Н.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»
Внеклассное чтение по произведению А.Н.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»
Тема: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Герои сказки. Два мира в сказке.
Цели:
Обучающие:
определить характеры героев через исследование их поступков и действий;
выявить положительных и отрицательных героев произведения, выяснить основные отличия;
совершенствовать умение анализировать литературное произведение.
Развивающие:
развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;
развивать навык выразительного чтения по ролям.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.
Оборудование: портрет писателя, шкатулка, книги для выставки, картинки сказочных героев, золотой ключик, 2 дверцы, рисунки учащихся, презентация.
Ход урока
УУД | Этапы урока | ||||
Личностные: учебная мотивация Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: общеучебные, речевые высказывания, умение слушать и слышать. Коммуникативные: умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. | Организационный момент. Эпиграф: ...О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки... И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски... Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка… – Ребята, у меня в руках шкатулка. В ней в старину хранили дорогие для памяти письма, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили. В нашей шкатулке – сказки. С давних времён сказки бережно хранили в людской памяти. Сказку любили. Её любят и сегодня. Как вы думаете – почему? – Давайте посмотрим, какие сказочные герои из раздела «Сказочные человечки» лежат в этой шкатулке? Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, вам нужно отгадать загадку: Деревянного мальчишку, Шалуна и хвастунишку Знают все без исключений. Он любитель приключений. Легкомысленным бывает, Но в беде не унывает. И синьора Карабаса Обхитрить сумел не раз он. Артемон, Пьеро, Мальвина Неразлучны с ... (Буратино) картинка Буратино | ||||
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение). Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, умение работать по вопросам, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. Познавательные: осознание целей, умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, Коммуникативные: передача информации, умение полно и точно выражать свои мысли, умение дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. | II. Сообщение темы урока. – Кто написал сказку про Буратино? (Алексей Николаевич Толстой, портрет.) – Назовите точное название сказки. («Золотой ключик, или Приключения Буратино») к – Какая книга послужила для А.Толстого толчком к созданию «Золотого ключика»? (Карло Коллоди «Приключения Пиноккио: история деревян-ной куклы») картинка 1 слайд. – Сегодня нас ждёт очередная встреча со сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого. Тема внеклассного урока: Герой сказки. Два мира в сказке. III. Работа по теме – Почему Толстой назвал своего главного героя Буратино? Буратино (итал. Burattino) – деревянная кукла) Пиноккио (На тосканском диалекте "Пиноккио" означает "кедровый орешек".) Слайд 2 Работа в парах. Представление о герое и персонажах сказки. – Знакомы ли вам имена персонажей сказки? Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом и соедините слова с именами персонажей. | ||||
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, нравственное, этическое ориентирование. Регулятивные: самоконтроль чтения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, чтение, получение информации, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, применять новые знания на практике. Коммуникативные: у мение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, кооперация усилий. | IV. Исследование характеров положительных героев. 1) Беседа - Во всех сказках существуют 2 мира. Какие? - Перед вами две дверцы. Как вы думаете, какая дверь ведёт в мир добра и почему? В любимой нашей сказке Есть волшебная стена. В стене той заветная дверца, За дверцей большая страна. Ключом золотым открываем Заветную дверцу в стене. Живущие в сказке герои Мечтают о счастье, добре. - Хотелось бы вам открыть эту дверцу? - Сегодня мы широко распахнём эту дверцу для положитель-ных героев сказки. А тёмную, мрачную дверь мы чуть-чуть приоткроем и направим туда отрицательных героев.
кот Базилио Дуремар Карабас-Барабас Пьеро Мальвина Артемон лиса Алиса Буратино Проблемный вопрос - Как вы считаете, Буратино – какой это герой? Дети отвечают: положительный. картинка Послушайте отрывок из сказки и ответьте на вопрос: Ваше мнение осталось прежним? отрывок (приложение) 2) Отрывок из сказки (читают: Саша Х., Сергей Р., Юлиана) Буратино непослушный, невоспитанный, неряшливый, шалун, не хочет учиться. Разве можно его отправлять в мир Добра? ( У него есть и положительные, и отрицательные черты характера). - Хорошо, давайте разберёмся. 3) Дифференцированная индивидуальная работа по карточкам: Подчеркните отрицательные черты характера красным каран-дашом. Каких черт в характерах героев больше: отрицательных или положительных?
Физкультминутка «Буратино». | ||||
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, учебная мотивация. Регулятивные: умение выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), заданию, с использованием норм, саморегуляция. Познавательные: логическое предположение общеучебные речевые высказывания. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, речевая деятельность с целью получения информации. | V. Работа над сказкой Слайд 3 «Приключения Буратино» – это повесть-сказка. Какие сказочные приметы вы в ней увидели? Сказка сложилась не сразу, не вдруг, Каждому сказка – учитель и друг… Какой урок мы вынесли из этой сказки? Чему она учит читателя? К признакам именно волшебной сказки относят признаки: – волшебные превращения из неживого – в живое – злато-серебро Увидели ли вы эти признаки в сказке? Назовите другие сказки с таким же признаком. Слайд 4-6 – Превращение неживого полена – в живого мальчика. (В других сказках – Колобок, Снегурочка) Слайд 7 Почему ключик в сказке должен быть именно золотым? – Золотой ключик – волшебный – открывает дверцу в мечту кукол – мир театра. (Золотые предметы из других сказок – золотое яблоко, златая цепь, золотое кольцо, золотой волос) Слайд 8 – Как вы думаете, волшебная палочка, метла Бабы-яги и волшебное полено сделаны из одного дерева? Что это за дерево? – Это волшебное (тотемное) Мировое дерево. Оно соединяет все миры – реальный (земной) и волшебный (подземный). | ||||
Личностные: развитие чувства сопереживания, отзывчивости. Регулятивные: актуальный рефлексивный контроль. Познавательные: чтение, умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. | VI. Итог урока. Последняя тайна из шкатулки Американские археологи проводили раскопки в районе кладбища, где похоронен Карло Коллоди, создатель сказки о деревянном человечке Пиноккио. Неподалёку от его могилы под небольшой каменной плитой покоился прах человека по имени Пиноккио Санчес. Экспертиза останков Санчеса дала ошеломляющие результаты: Пиноккио имел мастерски сделанные деревянные протезы конечностей и деревянную вставку носа. А на одном из протезов стояло клеймо мастера – «Карло Бестульджи», то есть папа Карло. Потрясённые археологи бросились ворошить архивы и выяснили, что в семье Санчесов в 1760 году родился мальчик. Годы шли, он взрослел, однако совсем не рос, оставаясь карликом. В 18 лет Санчес пошёл барабанщиком на войну, а через 15 лет возвратился полным калекой без ног и с обезображенным лицом. Однако мастер-столяр Бестульджи изготовил ему искусные протезы, и Пиноккио начал карьеру на ярмарке, показывая трюки и демонстрируя, словно диковинку, своё «деревянное» тело. Именно здесь, на ярмарке, он и нашёл свою смерть, разбившись во время демонстрации трюка. Слайд 9, 10, 11 Памятники Буратино. Озорной мальчишка Буратино побил все рекорды по количеству установленных ему скульптур. Рефлексия ключик - Ключиком всегда что-то открывают. - Что для себя открыл Буратино? А вы? - Удалось ли нашим героям обрести счастье? Как вы думаете - почему? - Ребята, сейчас, когда мы закончили работать над сказкой, какие чувства вы испытываете? - Послушайте одну притчу (приложение). Слайд 12 Домашнее задание: Нарисовать портрет героя и эпизод сказки. выставка рисунков - Ребята, большое спасибо за работу. - Хочу вам подарить на память ключик из нашей сказки, пусть он принесёт вам успех и удачу во всём. |
Приложение
Зачин – начало.
Кульминация - развитие действия, которое движется к развязке.
Притча
Однажды Учитель, показал учениками чистый лист бумаги, где в середине стояла черная точка и спросил: «Что вы видите?»
Первый ученик: «Точку».
Второй: «Черную точку».
Третий: «Жирную точку».
Тогда Учитель ответил: «Вы все увидели только точку и никто не заметил большого белого листа!».
Вот так же мы судим о человеке, по его мелким недостаткам.
Отрывок
А: Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть. Тогда девочка сказала ему строго:
М: -- Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
А: От возмущения она хлопала ресницами.
М: -- Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Б: -- Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
М: -- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.
А: Девочка велела ему вытереть с носа какао, оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела заниматься воспитанием.
М: -- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, А: -- сказала девочка и взяла кусочек мела. М: -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
А: Буратино хитро подмигнул:
Б: -- Врете, ни одного...
М: -- Я говорю, А: -- терпеливо повторила девочка, М: -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Б: -- Два.
М: -- Подумайте хорошенько.
А: Буратино сморщился, -- так здорово подумал.
Б: -- Два...
М: -- Почему?
Б: -- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
А: Печально вздохнув и разведя руками:
М: -- У вас нет никаких способностей к математике.