12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Парфентьева Наталья Владимировна721
Россия, Еврейская АО, Биробиджан


                                      Сценарий мероприятия

                                           "Егорьев день»

       (Театрализованное представление на основе старинного русского обряда)


Цель: Дать представление об обычаях и обрядах Егорьева дня.

Задачи:

- Познакомить с историей праздника

- Приобщить к традициям русского народа

(В исполнении Малышева Валерия звучит песня про Георгия Победоносца)

ВЕДУЩАЯ 1: Твори добро. Не отвечай на козни

Стоящих за твоей спиной врагов.

Пойми, мой друг, пока еще не поздно,

Не отвечай потоком бранных слов.

Не оскорби несчастного калеку,

Стоящего с протянутой рукой.

Он остается тем же Человеком,

Но лишь с иной, изломанной судьбой.

Не откажи бродяге во спасенье,

С ним поделись деньгами и едой

ВЕДУЩАЯ 2: Пусть грешный он. А кто без прегрешений?

Не прогоняй, хоть трижды он чужой.

И поделись, коль есть чем поделиться,

С тем, кто сегодня ничего не ел.

С любым такое может приключиться:

Вчера – богат, сегодня – не у дел.

Не обращай вниманья на злословья

Тех, кто погряз в мещанстве и во лжи.

Дари любовь. Тебе вернут любовью.

Ведь хлеб дает взращенный колос ржи.

ВЕДУЩАЯ 1: Добрый день дорогие гости!

О чем это стихотворение? Какие моральные представления человека здесь показаны?

Сегодня разговор пойдет о победе добра над злом. А предметом нашего разговора является Победитель Зла – Георгий Победоносец…

Слайд №1

Что вы видите на слайде? - Герб России, столицы Москвы. Что изображено в центре герба Российского государства?

Что на груди у двуглавого орла?

ВЕДУЩАЯ 2: Изображён Георгий Победоносец, сидящий верхом на коне, поражающий копьём змея. Это изображение символизирует победу русских над врагами Отечества.

Образ Георгия Победоносца уже не одно столетие является на Руси символом высочайшей воинской доблести, его считают покровителем нашей непобедимой Армии, икону святого Георгия можно найти в любом православном храме, а изображение битвы героя с драконом по праву украшает герб столицы. Кто же этот мужественный воин, где жил?

Слайд №2

ВЕДУЩАЯ 1: ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ - христианский святой, великомученик. (в России его называют Егорий Храбрый)

Жил в Риме в III веке. Он происходил из знатного каппадокийского рода. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще ребенком. юношей он поступил на военную службу, его храбрость и мужество были замечены императором Диоклитианом, и в 20 лет Георгий был принят в стражу императора со званием комита - одного из старших военачальников. Георгий открыто считал себя христианином.

ВЕДУЩАЯ 2: Во время гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, Георгий сложил с себя военный чин и стал исповедником христианства. На вопрос императора, каковы же дела Христовы, Георгий ответил: «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим - слух, изгонять бесов, воскрешать умерших». Георгий творил многочисленные чудеса - исцелял больных, воскрешал мертвых, обращал в христианство закоренелых язычников, за что был подвергнут изощренным пыткам и был обезглавлен в Никомедии около 303 года. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Он вошел в историю Церкви как Победоносец – хранитель святой Руси.

( В исполнении ансамбля «Берегиня» звучит песня «За святую Русь»)

Слайд №3

ВЕДУЩАЯ 1: Память о святом сохранилась до наших дней. Георгию Победоносцу было посвящено большое число храмов и монастырей, написано множество икон.

Прекрасная икона «Святого Георгия» находится в Московском Кремле в Успенском соборе. В правой руке воина копьё, левой опирается на рукоять меча. Через плечо перекинут красный плащ. Его прекрасные глаза наполнены страданием, губы плотно сжаты, тёмные волосы обрамляют его благородный лик.

Слайд №4

ВЕДУЩАЯ 2: Особенной популярностью в иконописи пользовался сюжет «Чудо Георгия о змее». Это событие чаще всего изображалось на иконах, поэтому оно стало широко известно в народе.

На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей. Выходя из озера, он пожирал людей и опустошал окрестности. Чтобы умилостивить грозное чудовище, жители по совету жрецов стали, бросая жребий, отдавать своих детей в жертву змею.
Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте.

ВЕДУЩАЯ 1: В то время, как народ издали смотрел на царевну, ожидая ее гибели, - вдруг явился святой Георгий на белом коне и с копьем в руке. Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» устремился на чудовище и ударил его копьем в гортань. После чего велел девушке связать змея поясом и вести в город. Люди, увидев чудовище, стали в ужасе разбегаться. Святой убил змея, а жители сожгли чудовище. За победу над змеем и за мужество в страдании Святой Георгий стал называться Победоносцем.

Слайд №5

ВЕДУЩАЯ 2: День Георгия Победоносца в России стал великим праздником.

Народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия празднуется дважды: зимой - 9декабря, весной — 6 мая.

Испокон веков несла весна пробуждение природы, бодрость, радость жизни. Днем наступления настоящего весеннего тепла считали день особенный - Егорьев день. Егорьевым или же Юрьевым он называется потому, что этими именами в русской традиции передавалось имя Георгий. Само имя «Георгий» переводится с греческого как «земледелец»

ВЕДУЩАЯ 1: Егорий Вешний представлялся в народе в образе всадника, оберегающего Русскую землю от недуга, от Змея. Белый конь – знак доброй силы - топчет Змея, копье Егория пронзает его. К нему обращались с просьбой о плодородии земли, о помощи и заступничестве в борьбе с врагами родной земли. По народным представлениям, св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота.

ВЕДУЩАЯ 2: Праздник считался особенным по вполне понятной причине буйного оживления всей природы, благодаря теплым дождям и обильным росам, пускающим зелень в рост, поднимающим всходы. Егорий начинал весну, "отмыкая землю", "выпуская на белый свет росу", выгоняя из-под спуда траву зеленую, давая силу всходам. Верили, что сам Егорий на белом коне объезжает Русскую землю и там, где коснется он копьем, все живо зеленеет.

( В исполнении ансамбля «Берегиня» звучит песня «Любо мне»)

Слайд №6

ВЕДУЩАЯ 1: У всех славянских народов Егорий считался покровителем скота. Первый обряд Егорьева дня был посвящен тому, чтобы оберечь домашний скот в день первого выгона на пастбище с родного подворья.

Конечно, самым уважаемым на селе человеком был пастух. От него во многом зависело благополучие крестьян, ведь он охранял их коровушек. В этот день чествовали пастухов, посвящая им специальный обряд окликания Егория.

( исполнение народного инструмента рожка)

ВЕДУЩАЯ 2: Все лето будут петь пастушьи рожки. Властная и нежная их сила будет коров созывать: когда на луг идти, когда вместе собираться да домой возвращаться…Музыка эта удивительная - будто сама мать-природа поёт, со своими детьми разговаривает: с лесами тёмными, лугами зелёными, реками быстрыми, травами душистыми, цветами лазоревыми, с птицами певучими. Если пастух не играл на рожке - ему меньше платили.

ВЕДУЩАЯ 1: У пастухов были свои обряды. Накануне первого выгона они собирались дружной толпой и шли за старшим пастухом. Пастушки проводили заговор, который оберегал животных от злых волков.

( исполнение заговора «Святой Егорий »)

ВЕДУЩАЯ 2: Песня исполнялась под аккомпанемент барабанки — небольшой доски, которую пастух вешал на грудь и палочками выбивал определенный ритм. Обычно каждое утро под звуки барабанки пастух собирал коров в стадо. Иногда барабанку заменяли березовым рожком. После завершения обряда окликалыциков одаривали пирогами и яйцами.

СЦЕНА 1

(в конце исполнения заговора «Святой Егорий » появляются пастухи)

Старший пастух: Ну, что ребятушки, завтра нам на дудочках играть, да ответ держать перед хозяевами – все ли коровки у нас домой целыми вернутся, ни одной ли не пропадёт.

Пастушок: Давайте ребята свой обряд проведём, чтобы не тронул наши стада дикий зверь, косматый серый волк.

Старший пастух: Правильно. Вот ты будешь Зайцем, ты Кривым, а ты- Колодой. Ну что все готовы?

Пастухи хором: Все!

Старший пастух:

Тогда начинаем.
Заяц, заяц, скажи нам,
Горька ли осина?

Заяц:

Горька осина, ой, горька!

Старший:

Вот пусть наша скотина будет так волку горька.
А ты, Кривой, дойдёшь ли до стада?

Кривой: Нет. Не дойду до стада, не вижу.

Старший:

Вот пусть так и волк нашего стада не увидит, не разглядит.
А ты, Колода, можешь ли ты повернуться?

Колода: Нет, не могу.

Старший: Вот пусть так же и волк не сможет к нашему стаду повернуться.

Ну а теперь айда все домой, завтра с первыми петухами вставать, айда.

Слайд №7

ВЕДУЩАЯ 1: А вот другой обряд, его можно назвать девичьим - обряд пробуждения земли от зимнего сна. Девушки шли рано утром в поле, катались по юрьевой росе, чтобы и сам человек, и все вокруг росло, процветало.

ВЕДУЩАЯ 2: Особой силой обладала так называемая «юрьевская роса». Она появлялась ранним утром; в это время нужно было выйти на луг и покататься по траве, чтобы стать сильным и здоровым. Егорьева роса считалась лекарственной от сглаза, от семи недугов, поэтому и говорили: «Будь здоров, как егорьева роса». Потом плясали, сильно пристукивая босыми ногами по земле, словно и впрямь будили и передавали ей свою жизненную силу.

ВЕДУЩАЯ 1: Считалось, что если выгнать на рассвете скотину на луг веткой вербы, то это пойдет ей на пользу, т. к. от первого цветущего растения передаётся жизненная сила.Так и говорили: «На Юрия роса — не надо коням овса».

ВЕДУЩАЯ 2Однако юрьевские росы могли причинить и вред домашним животным. Если кто-то хотел зла хозяевам, он мог собрать росу, намочить в ней холст, а затем накинуть на скотину. Результатом такого обряда станет то, что у коров пропадет молоко, а телята ослепнут.

СЦЕНА 2

(под звуки наигрыша пастушьего рожка выходят девушки)

(в исполнении ансамбля «Берегиня» звучит песня «Святой Егорий»)

ДЕВУШКИ: Егорий наш храбрый

Егорий хороший

спаси всю скотинку

спаси животинку

от волка лютого

от медведя злого

от змея ползучего

ДЕВУШКА 1 Надо рос топтать, надо землю будить!

ДЕВУШКА 2 Не бывать весне на Руси святой без Егория!

ДЕВУШКА 3 Ангел божий сырая земля

ДЕВУШКА 4 Ты нас здесь просвети от всякого зла сохрани

ДЕВУШКА 1 По благому спасению на путь спасения направи

ДЕВУШКА 2 Вода ты вода живая вода

ДЕВУШКА 3 Вода водица студёная быстрица

ДЕВУШКА 4 Обереги вокруг напои наш луг

ДЕВУШКИ: Вода ты вода ключевая вода

стекайся в одно место

ДЕВУШКИ: Вода ты вода ключевая вода

А ну нечистая уходи с нашего двора

ДЕВУШКИ: Гром гремучий, гром гремучий

лес ведучий, лес ведучий

дай дождя с небесной тучи

ДЕВУШКИ: Гром гремучий, гром гремучий

дай дождя с небесной тучи

дай дождя, дай дождя, дай дождя

Слайд №8

ВЕДУЩАЯ 1: В каждом доме перед выгоном скота хозяин с хозяйкой накрывают стол чистой скатертью, кладут на нее целый круглый хлеб, ставят полную солонку и пасхальное яйцо, зажигают перед иконой Святого Георгия свечу и молятся.

ВЕДУЩАЯ 2: А хлеб-то на столе , которым кормили скотинушку перед выгоном"особенный". В великоденный четверг шерстинки со скотинки берут и в хлеб запекают – и лошадину шерстинку, и овечью, и коровушкину: лошадинкину – лошади, коровушкину - корове, овечкину – овечке”.

А кормили не просто так: хозяйка – из своего подола, а хозяин – на заслонке от печи.

ВЕДУЩАЯ 1: Пасхальным яйцом оглаживали, хозяйка корову и овечек, а хозяин – лошадок. Как бы благословляли и оберегали, при этом приговаривали: Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка моя будь гладка и сыта. Затем хозяин брал икону святого Георгия и свечу, а хозяйка хлеб с солью и вместе обходили всю скотину на своем дворе и приговаривали: Егорий храбрый, прими мою скотину на все полное лето и храни ее.

ВЕДУЩАЯ 2:Святой Георгий изображен на коне не случайно. Всю животинушку любил хозяин, но в весенние пахотные дни именно лошадь была главной работницей, и к ней было особое отношение. В некоторых селах мужчины приезжали на лошадях к церкви и священник окроплял лошадей и мешки с овсом святой водой.

Хозяйки вместе с детьми пекли обрядовое печенье – оберег, волшебную выпечку в виде лошадок и коровок.

СЦЕНА 3

(в исполнении ансамбля «Берегиня» звучит р.н.п .«Не будите меня молоду»)

Старший пастух: Вставайте девки, вставайте бабы выгоняйте вы скотину на широкую долину, на зелёну луговину.

(в исполнении ансамбля «Берегиня» звучит р.н.п. «Ой вставала я ранёшенько»)

ДЕВУШКА 1 Девоньки, а кто пирогов напёк? Давайте наших пастушков одаривать, чтобы силушка у них была коровушек наших удержать. Я вот коровушку испекла. Пусть будет моя бурёнка в стаде сохранена.

ДЕВУШКА 2 А я напекла барашков. Пусть ни одна овечка не заблудится в лесу.

ДЕВУШКА 3 Вот тебе телята, утята и гусята. А ты Егорий храбрый помогай нашему пастуху.

( под звуки мычанья коров выход хозяина, хозяйки с коровушкой)

ХОЗЯЙКА: Вам с колосу асмина, из зерна ему коврига, с полузёрна пирог.

ХОЗЯИН: Наделил бы Вас Господь житьём и бытьём и богатством во всём. И дай Вам бог Господа здоровья на долгие года.

ХОЗЯЙКА: Христос с тобой Егорий храбрый. Спаси мою животинку и прими её на полное лето.

ХОЗЯИН: Господи. Благослови меня Василия обнести своих милых животов.

Не я обношу, а прошу Николая Чудотворца и Георгия победоносца.

Обнесите моих милых животов железным тыном,

обтяните медной проволокой

покройте святой пеленой.

Защитите от огня, от воды,

от лютого зверя, от ползучего змея,

от волшебных стихов. Аминь.

(Под звуки пастушьего рожка уходят пастух, хозяин, хозяйка с коровушкой)

СЦЕНА 

ДЕВУШКА 1 Ой девоньки, а что мне бабонька рассказывала. Кто на Егория работает у того волки скотину резать будут.

ДЕВУШКА 2 Бабоньки , а чё й то мы, так надо плясать, прыгать и скакать чтобы коровы с быками так плясали, чтоб трава поскорее выросла.

ДЕВУШКА 3 А ну айда все в хоровод.

(В исполнении ансамбля «Берегиня» звучит р.н.п. « По улице широкой»)

( появляются хозяин с хозяйкой)

ХОЗЯЙКА: Всё б тебе старый веселиться. Седина в голову, бес в ребро.

ХОЗЯИН: Эх ребятушки кабы знал я никогда б так рано не женился.

(в исполнении хозяина звучит р.н. песня «Рано я женился»)

ХОЗЯЙКА: Ведь говорила я тебе.(помогает хозяину подняться с пола)

(под звуки пастушьего рожка появляется старший пастух с коровушкой)

Старший пастух: Тара рари тара ра вышли кони со двора

и крестьяне и взымали да покрепче привязали.

Сидит ворон на дубу он играет во трубу.

Он во трубочку играет, да народ свой поздравляет.

Эй послушай люд честной жили были муж с женой.

Ну хозяева принимайте свою скотинку

ХОЗЯЙКА: Спасибо тебе пастушок, что наша бурёнка домой вернулась жива и здорова.

ХОЗЯИН: Пойдём бурёнка домой.

(хозяини хозяйка уходят с коровушкой)

ДЕВУШКА 1 Весна красна три угодья принесла

ДЕВУШКА 2 Первое угодье в лугах половодье

ДЕВУШКА 3 Другое угодье солнце на подворье

ДЕВУШКА 4 Третье угодье зелёное раздолье.

(в исполнении ансамбля «Берегиня» звучит веснянка «Весна — красна»)

ВСЕ: Слава небу синему!

Слава Весне красне!

Слава Егорию храброму!

Слава! Слава! Слава!!!

(в исполнении ансамбля «Берегиня» звучит р.н.п. «Подъезжали мы под село»)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.