12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Федоровна Тимерханова44
стаж работы 25 лет.образование высшее педагогическое.
Россия, Ханты-Мансийский АО, Когалым

Хантыйские забавы.

Цели:

  • знакомство с обычаями и играми обских угров;
  • развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости;
  • привитие интереса к национальным играм и традициям;
  • воспитание товарищества и взаимопомощи.

Учитель: 

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, гости! Милости просим!

Мы вас ждём, поджидаем,

праздник без вас не начинаем.

Сегодня будут игры, смех,

радости хватит для всех!

У нас сегодня необычный праздник. Праздник игр коренных народов севера.  А какие народы живут у нас? Ханты и манси. Игра – любимое занятие и детей и взрослых. В играх отображается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве. С помощью игр мы можем познакомиться с основами жизни народов севера. В народных играх много юмора шуток, соревновательного задора.

Спортивные игры хантов и манси

Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.
Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.
Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласы, нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.

Сегодня мы с вами разучим  игры и эстафеты хантов и манси, а затем научим играть своих друзей.

1. Прыжки на одной ноге
Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положении – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.
Игра способствовала выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.

 

2. Игра с кольцами – Кусангюх

«БРОСАНИЕ ТЫНЗЯНА НА ХОРЕЙ». 

Участники с обручем добегают до отметки, бросают обруч на стойку. В любом случае поднимают  обруч и передают его следующему.
Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска.
Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком. В игре вырабатывались глазомер, точность броска, ловкость.

 

3. Игра «Чум» В игре участвуют две команды, каждая из которых образует круг по периметру площадки. На другой стороне площадки лежит  платок. Взявшись за руки, все идут своими подгруппами по кругу и проговаривают : Ставит чум моя семья –

Трудятся отец и мать .

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю .

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

Затем все команды  разбегаются по площадке. После сигнала  дети быстро бегут к конусу,  берут платки и натягивают их  в виде шатра - крыши, получается чум.


4. БЕГ НА ЛЫЖАХ.

Одевается одна лыжа. Бег до конуса и обратно

 

5. Перетягивание палки «Талтыюх»

Два игрока садились на пол или землю напротив друг друга и ,вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным.

 

6. НАРТЫ.

А что вы знаете о нартах, ребята (Ответ детей)

Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Ханты придумали забаву –прыжки через нарты. Выбирали самых выносливых и прыгучих их своего народа.Давайте и мы выберем по 1 участнику из своей команды и посмотрим какие они выносливые.

 

7. Заячьи следы
Перед игрой на снегу иди на песке делали отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки играющих.
Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на другую, а затем на  обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.
 

8. «ОЛЕНЬЯ УПРЯЖКА».

Ни один зимний обряд не обходится без гонок оленьих упряжек. Эстафета в парах. У первого на поясе обруч, второй стоя сзади держится за обруч. Бег до конуса и обратно.

 

9. Перетягивание веревки (сургутский вариант)
Для игры использовалась веревка длиной 1,5 – 2 метра, толщиной 2-3 см.
Соперники, сев на пол (землю) упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног, за ними сидели все игроки команды. По сигналу  они начинали тянуть веревку так, чтобы оторвать от пола (земли) соперника.

 

10. «Нумстыюнтупсэт» – головоломки.

Из разрезанных на части рисунков чума собрать правильную картинку

Инструктор: 

Вот и подошёл к концу наш праздник.

Без смеха и шутки, друзья,

На свете никак жить нельзя.

В народные игры, вместе играя,

Силу и ловкость свою развивая,

Друзей настоящих сегодня нашли,

И все испытания дружно прошли.

Много есть на белом свете

Игр разных и затей.

Выбирай себе по вкусу!

И учи играть друзей!

 

Игра «Загони оленя»                

Дети распределяются на две группы : оленей и оленеводов, последние пытаются загнать оленей в стойло, после чего дети меняются ролями.

Игра «Стрелок» 

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15м. друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2м. Один игрок- стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Осталь6ные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

«Кольм» (ваховские ханты)
На расстоянии 10 метров две параллельные черты. Играющие делились на две команды. Борцы вставали попарно между этими линиями. По команде судьи соперники сходились и начинали борьбу: каждый старался обхватить своего напарника, поднять и перенести или перетащить за свою черту. Команда, перетянувшая на свою сторону больше игроков – побеждала.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.