Внеклассное мероприятие «Легенды Батюшки Байкала»

3
0
Материал опубликован Сегодня в 10:30 в группе

Внеклассное мероприятие

«Легенды Батюшки Байкала»


Легенды и сказания – это, конечно, не документальные повести.

Но сколько в них ценного, особенно если научиться читать между строк!


Олег Рой



Цель: сформировать представление об озере Байкал как уникальном природном водоеме.

Внеклассное мероприятие «Легенды Батюшки Байкала» разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкая и умеренная умственная отсталость) педагогами ШМО учителей, работающих с детьми с ОВЗ, МКОУ СОШ №2 п.Жигалово. Обучающиеся данной категории практически не покидают место своего постоянного проживания в своем большинстве, имеют кроме специфических отклонений в развитии достаточно узкий кругозор, однако часть ребят проявляют большое желание учиться, увлекаются интересными и яркими формами работы. В то же время специальная коррекционная школа во многих образовательных организациях обеспечена в полном объеме только специальными учебниками, разнообразные наглядные пособия отсутствуют, так как их либо не издано, либо они имеют значительную стоимость. Однообразные формы работы делают образовательный процесс скучным и непривлекательным, поэтому разработка и реализация хотя бы одного яркого события в четверти позволяет заинтересовать ребят не на одно разовое занятие, активизировать некоторые познавательные функции, а значит, становится не только обучающим, но и коррекционно-развивающим действием. Вносит в повседневную жизнь наших детей некую событийность и необходимость продолжать познание и расти дальше.

Внеклассное мероприятие «Легенды Батюшки Байкала» относится к категории таких ярких событий. Оно разработано и реализовано в связи с объявленным в нашей стране Годом Байкала, а значит, является тематическим. Оно объединяет обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью, так как в нашей образовательной организации эта категория детей образует единый дружный коллектив во внеурочное время, на переменах. Ребята и педагоги вместе отдыхают, совместно проводят праздники и мероприятия, также сложился единый коллектив родителей и педагогов, работающий в 4 классах с 12 обучающимися.

Ребята с ОВЗ активно включены в образовательный процесс школы, являются участниками всех школьных мероприятий, однако специальной программы для них никогда не разрабатывали, они участвовали в школьных событиях на общих основаниях, поэтому и особого учета их индивидуальных особенностей не было. Главным аспектом школьной работы с детьми с ОВЗ является их успешная социализация. Данное внеклассное мероприятие полностью посвящено ребятам с нарушениями интеллекта.

Внеклассное мероприятие начинается с видеозанятия (Приложение 1), который разработали и записали педагоги адаптированных классов. При этом подготовительный этап работы не обошелся без самих воспитанников, которые в рамках профессионально-трудового обучения и кружковой работы приняли участие в изготовлении реквизита для будущих съемок. В ходе данной работы начинается проговаривание отдельных моментов будущего занятия, погружение в тему проекта, что позже позволит еще раз повторить и закрепить материал, что важно для данной категории детей. Таким образом, подготовка в видеозаписи занятия способствовала изготовлению образного макета озера Байкал, где присутствовали куклы Батюшки Байкала, его красавицы-дочери Ангары, образы Енисея, Иркута, острова Ольхон, гористые берега озера, а также его знаменитые обитатели (омуль и омулевая бочка, рыбка голомянка, нерпа и ее детеныши, рачок эпишура, байкальская губка).

После просмотра видеозанятия ребятам предложено выполнить контрольно-закрепительные задания с учетом организации работы в разновозрастных группах. Старшие ребята разгадывают кроссворд «Байкал» (Приложение 2), младшие школьники собирают пазлы с эндемиками Байкала (Приложение 3) и по окончании работы каждой картинке подбирают название, что является первичным закреплением материала. При этом при разгадывании кроссворда старшеклассники встречают некоторые вопросы, ответов на которые на видеозанятии не было, что требует дополнительной работы и поиска информации у педагогов и в библиотеке.

Следующим этапом стало сотрудничество с центральной детской библиотекой поселка (руководитель Климова Надежда Валерьевна), где проведена выездная экскурсия с включением в нее постановки кукольного театра «Омулевая бочка», тематических игр для ребят, например, байкальские ветры соперничают и показывают свою силу при передвижении воздушного шарика. По возвращении в школу мы возвращаемся к нашему макету и просим ребят с помощью имеющегося реквизита проиграть легенду об омулевой бочке, которую нам представили в библиотеке.

Далее возвращаемся к макетам обитателей Байкала и еще раз работаем с ними, после чего ребята вновь работают в разновозрастных группах и получают карточки (Приложение 4) с описанием некоторых отличительных моментов Байкала (нерпа, Ольхон, голомянка). Каждому описанию необходимо найти свой ответ, правильность которого проверяем на обороте карточки по сложившейся фотографии Байкала (заставки нашего видеозанятия).

На следующем этапе предлагаем ребятам более сложный пазл «Достопримечательности Байкала» (Приложение 5), при этом делаем акцент на то, что материалы содержат лишние элементы. Данными элементами являются достопримечательности нашего края (Шишкинские писаницы, Ботовская пещера). Наличие разнообразных достопримечательностей на берегах озера Байкал привлекает большое количество туристов, что вызывает экологические проблемы озера. Это тема нашего следующего занятия, а лишние детали пазла (Приложение 6) являются поводом для проведения еще одной встречи по знакомству с достопримечательностями нашего края, которое проводим в форме заочной экскурсии (Приложение 7).

Таким образом, данное внеклассное мероприятие получилось не разовым, каждое новое занятие углубляет и закрепляет знания об озере Байкал и нашем крае, а изготовленный реквизит еще долгое время позволит проигрывать с ребятами различные легенды и образы.

Реализация внеклассное мероприятия показала, что данный материал можно использовать не только с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, но и учащимися начальной школы. Также можем говорить о том, что данное внеклассное мероприятие объединил всех педагогов ШМО учителей, работающих с детьми с ОВЗ в нашей школе, и показал, что общими усилиями можно реализовать полноценное образовательное мероприятие, превратив его в настоящее Со-Бытие как для детей, так и для педагогов. При этом мы можем говорить о единении и плодотворном педагогическом сотрудничестве, в котором каждый учитель выполнил свою роль (сценариста, постановщика, декоратора, музыкального редактора), а вместе мы все работали над методическим оформлением и разработкой дидактических материалов, помогали и поддерживали друг друга, много общались и советовались. Внеклассное мероприятие было представлено в апреле 2021 года на РМО учителей, работающих с детьми с ОВЗ, получил высокую оценку коллег, рекомендован к реализации в образовательных организациях Жигаловского района. Коллегам представлен полный комплект методических материалов, готовых к использованию в работе.

Приложение 1.

https://disk.yandex.ru/i/SLADQwkQj4UsXA

Приложение 2.


t1736838934aa.jpg


Приложение 3

t1736838934ab.jpgt1736838934ac.jpgt1736838934ad.jpg

Приложение 4


Голомянка


Это эндемик Байкала. Нежно-розовое почти прозрачное тело её не имеет чешуи. Отсутствуют и брюшные плавники и плавательный пузырь. В воде её поддерживает большое количество жира, составляющего почти третью часть её тела.

Нерпа


Это животное очень древнего происхождения. Нигде, кроме Байкала, оно не встречается, а вопрос, откуда оно сюда попало, до сих пор остаётся спорным. Вес его 50-100 кг. Окраска спины буровато-серая с легким оливково-сизоватым оттенком. Брюхо более светлое, чуть желтоватое. Беспомощен на суше и ловок, стремителен, пластичен в воде.


Ольхон


Он здесь самый большой. Безлесен. Объясняется это постоянными сильными ветрами, мешающим деревьям заселить его. На нём есть рыболовецкий посёлок, жители которого каждое лето принимают большое количество туристов.

Приложение 5.

t1736838934ae.jpg

Приложение 6.

t1736838934af.jpg

Приложение 7.

https://disk.yandex.ru/i/-wBueDLvc8TWvg


Приложение 1

d1736839656.jpg
Приложение 2

Приложение 3PDF / 34.3 Кб
Приложение 4DOC / 735 Кб
Приложение 5JPG / 1.55 Мб
Приложение 6JPG / 1.51 Мб
Приложение 7
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.