Внеклассное мероприятие на тему «Моя семья во всём неповторима» (1–2 классы)
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшее внеклассное мероприятие, посвящённое Году семьи в России.
Автор: Липина Лариса Михайловна, учитель начальных классов МАОУ «Неволинская ООШ»
Конспект внеклассного занятия, посвящённого Году семьи в России
на тему «Семейные ценности: разговор о самом главном»
Игровая программа для детей и родителей «Моя семья во всём неповторима»
Цель: Вызвать детей и родителей на размышление о роли семьи в жизни человека, о том, что же является семейными ценностями, привлечение внимания детей и родителей к проблеме нравственного воспитания в семье.
Задачи:
1. Формировать первичные ценностные представления о счастливой семье, семейных традициях, обязанностях, заповедях.
2. Гармонизировать детско- родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.
3. Развивать коммуникативные качества учащихся, инициативу и самостоятельность.
4. Создавать благоприятную среду для осознания учащимися уникальности, неповторимости каждой семьи.
Оборудование: строительный материал (кубики и деревья), контейнеры, фломастеры, «Облако слов» - семья, папки с раздаточными материалами для родителей и учителей (опорные листы), пословицы (девиз семьи), на доске рисунки детей на тему «Моя семья- моё богатство!», для награждения родителей (грамоты, обереги, медали), музыкальное сопровождение, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, воздушные шарики в виде сердца, подставки для строительства дома.
Подготовка к мероприятию:
1. Детям - нарисовать рисунки на тему «Моя семья- моё богатство!»
2. Родителям – подготовить 3 страницы «Портфолио семьи» (общие сведения о семье, традиции и увлечения семьи в форме презентации, стихов, песни и т.д)
3. Учителю- отправить родителям приглашения на игру, подготовить стихи, песни, притчи, пословицы и высказывания о семье, продумать оформление доски и музыкальное сопровождение, подготовить презентацию.
Краткий конспект мероприятия:
I. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала
- Организационный момент. Приветствие. Объяснение порядка работы.
Игра «Скажем, Здравствуйте!»
2. Эмоциональный настрой на тему.
3. Сообщение темы и цели занятия.
II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
1.Знакомство с участниками игровой программы (семейные команды)
- Представление каждой семьи (в виде презентации, чтения стихов о семье, в виде песни и т.д)
III. Практикум.
1. Игра «Устами младенца» (или «Заморочки из бочки»)
2. Игра «Дом моей мечты».
3. Работа с опорным листом. Заполнение «Облака слов» (о семье)
4. Проверка самостоятельной работы
5. Игра с карточками. Обязанности в семье.
6. Игра «Садовник». Знакомство с семейными традициями.
7. Творческое задание: Чем же каждая семья неповторима? (герб, гимн, родословное древо, рецепт счастья и т.д)
IV. Проверка полученных результатов. Коррекция.
1. Семейные заповеди.
2. Семейные ценности
3. Семейные праздники
V. Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.
1. Награждение семей (работники ЗАГСА, директор школы, учитель, дети)
2. Домашнее задание (чтение притч о счастье)
3. Рефлексия
Технологическая карта занятия
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|||
Предмет |
Внеклассное занятие для детей и родителей |
класс |
1 |
Тема |
Игровая программа «Моя семья во всём неповторима» |
||
Планируемые образовательные результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
Знать: - степень родства в семье; обязанности каждого члена семьи, традиции семьи Уметь: - рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; - называть по именам, отчеству и фамилии членов своей семьи; - получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; - интервьюровать членов семьи; - использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию.
|
Регулятивные: - уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; - следовать режиму организации учебной деятельности; - уметь контролировать и оценивать свою деятельность; - развивать способности к осуществлению волевой саморегуляции. Коммуникативные: - планировать учебное сотрудничество с родителями; Взаимодействовать в своей группе; оформлять свои мысли в устной речи; делать выводы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: - выделять и формулировать познавательную цель; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - анализировать объекты с целью выделения признаков. |
Формирование: - целостного, социально ориентированного взгляда на мир и семью, личностной мотивации и познавательной деятельности учащихся; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - позитивного отношения к себе, к членам своей семьи. - бережному отношению к материальным и духовным ценностям
|
|
Решаемые учебные и воспитательные проблемы |
Вызвать детей и родителей на размышление о роли семьи в жизни человека, о том, что же является семейными ценностями, привлечение внимания детей и родителей к проблеме нравственного воспитания в семье. Создать благоприятную среду для осознания учащимися уникальности, неповторимости каждой семьи. |
||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Элементы ИКТ- структурирование информации, её организация и представление в виде «Облака слов», слайд- песня «Дом» в исполнении Дениса Майданова,песни «О семье», «Гимн любви» «О счастье» |
||
Методическое назначение средств ИКТ |
При просмотре слайд- фильма старалась задействовать визуальный и аудиальный каналы восприятия, эффективное внимание, эмоции. Создать атмосферу эмоционального восприятия информации учащихся. |
||
Образовательные интернет-ресурсы |
Использование сервисов Web.2.0,festival.Isepteber.ru.ru/articles/524329 |
||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||
Формирование конкретного образовательного материала Цель: Положительный настрой на работу, установление контакта между учащимися, учителем и родителями.
Цель: подвести детей к формулированию темы и учебных задач урока. |
1. Организационный момент. Приветствие. Объяснение порядка работы. - Добрый день, дорогие ученики, уважаемые родители и гости! Я рада приветствовать вас на нашей встрече в семейном клубе «Дружная семейка». (слайд 1) Игра «Скажем, Здравствуйте!» (слайд 2) Скажем «Здравствуйте!» руками (участникам игры нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих). Скажем «Здравствуйте!» глазами (игрокам можно встретиться взглядом с тем, с кем хочется). Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом (все участники игры произносят хором это слово). Рефлексия: Что вы почувствовали? 2. Эмоциональный настрой на тему. (звучит песня «Дом» в исполнении Дениса Майданова.) (слайд 3) - Как вы думаете, о чём мы сегодня поведём разговор? (ответы детей и взрослых) 3. Сообщение темы и цели занятия. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самом важном, самом дорогом, что есть у человека – о самых близких нам людях, о родном доме и семье. А чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия вам нужно проявить смекалку. (приём «Перевёртыш») Название нашей игры «Моя семья во всём неповторима» (слайд 4) В ходе нашей встречи постараемся ответить на 2 главных вопроса: 1.Что такое семья? 2. Что нужно делать, как жить, чтобы семья была «счастливой»? Мы поговорим о семейных ценностях и традициях, и о том, что каждая семья по- своему неповторима. (слайд 5) Работать наши семьи и гости будут с опорными листами (кейс- технология). |
||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательных результатов |
Вводная беседа, развитие мышления.
|
||
Методы обучения |
наглядно – образный – презентация, словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы, объяснительно- иллюстративный |
||
Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя |
Приём «Перевёртыш», фронтальная беседа, работа в группах Учитель организует работу в группах, беседу, включает слайл- фильм. |
||
Основные виды деятельности учителя |
Создает эмоциональный настрой детей на работу. Старается установить контакт с аудиторией, повысить интерес к заявленной теме, стимулирует деятельность участников игры. |
||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
|||
Формирование конкретного образовательного материала Цель: познакомиться с семьями |
1. Знакомство с участниками игровой программы (семейные команды) Давайте поприветствуем участников нашей сегодняшней игры. (Называются семейные команды, которые сидят за приготовленными столами). Наши семьи выполняли домашние задания, они работали над созданием портфолио своей семьи (3 страницы) 2. Представление каждой семьи (в виде презентаций, видеофрагментов, чтения стихов, песен о своей семье.) Переходим к знакомству с первой семьёй. Посмотрим её презентацию. |
||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательных результатов |
Общение
|
||
Методы обучения |
частично – поисковый – выполнение работы в группах; наглядно – образный – презентация. |
||
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности |
Для создания атмосферы эмоционального восприятия информации учащихся использовала музыкальное сопровождение Песня «Дом, в котором живём» |
||
Форма организации деятельности учащихся |
диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия. |
||
Основные виды деятельности учителя, Роль учителя |
Побуждает к выполнению задания, даёт инструктаж. Поддерживает инициативу, творчество, командную игру, соревнование. Предлагает разгадать тему занятия и попробовать сформулировать цель и задачи мероприятия. |
||
ЭТАП 3. Практикум |
|||
Формирование конкретного образовательного материала |
1. Игра «Устами младенца» (каждая команда отгадывает по 1 слову) В народе говорят, что каждый человек должен в своей жизни вырастить дерево, построить дом и воспитать ребёнка. (слайд 6) 2. Игра «Дом моей мечты». (слайд 7) Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть. Место, где человеку тепло и уютно. Сегодня каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша команда превратится в строительную бригаду: папа – прораб, мама – дизайнер, ребёнок – строитель или вы можете распределить свои обязанности по-своему. Начиная строить дом, нужно вначале заложить фундамент, он должен быть крепким и прочным. Назовите, какую пословицу о семье вы выбрали вашим девизом (талисманом). Нужно построить дом, пока будет звучать песня «Дом, в котором живём» 3. Работа с опорным листом. (заполнение «Облака слов») (слайд 8) Закончите фразу «Семья- это...» (приём «Мозговой штурм») Запишите это понятие (заполнение облака слов) (Звучит песня о семье) 4. Проверка самостоятельной работы Рефлексия: Что же в понятии «семья» у вас стоит на первом месте? 5. Игра с карточками. Обязанности в семье (слайд 9) - Какая самая главная забота у ваших родителей? - А как в вашей семье распределяются обязанности? (игра с карточками) Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. И самые сложные обязанности лежат на родителях. Проблема: очень много дел и обязанностей лежит на хрупких женских плечах. - Подумайте, а как в вашей семье на самом деле происходит? Часто ли вы, дети, заглядываете в мамины глаза? А какие они чаще: грустные или весёлые? 6. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которая включает распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей, которые передаются из поколения в поколение. (слайд 10) - А какие традиции есть в вашей семье? Назовите. Посадите рядом с вашим домом аллею из деревьев, но только ровно столько, сколько есть традиций в вашей семье. (Игра «Садовник») Проблема: Дорогие родители и гости! Может быть ещё не поздно подумать над тем, а что мы оставим после себя? Вывод: отсутствие традиций в семье ведет к разобщению людей, даже самых близких! 7. Творческое задание: - А теперь давайте посмотрим, чем же каждая семья неповторима? (семьи создавали герб, гимн своей семьи, родословное древо, оформляли семейный альбом, написали рецепт счастья и т.д) |
||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательных результатов |
Игровая и практическая деятельность
|
||
Методы обучения |
словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы, наглядные (плакаты, листы опорные), практические методы |
||
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности |
Структурирование информации, её организация и представление в виде «Облака слов». |
||
Форма организации деятельности учащихся |
При постройке дома родители и дети распределяют свои роли. Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. Докладывают о результатах своей работы. |
||
Основные виды деятельности учителя, роль учителя |
Учитель знакомит с правилами проведения игр «Устами младенца», «Дом моей мечты», «Садовник», проводит их и подводит итог. Он консультирует, координирует работу родителей и учащихся над понятием «счастливая семья». Предлагает учащимся совместно с членами семьи отобрать 1 пословицу о семье. Оказывает индивидуальную помощь, организует самопроверку учебных решений по инструкции. Задает вопросы, излагает новый материал, опираясь на имеющиеся знания и опыт учащихся. Создаёт благоприятные условия для осознания учащимися уникальности, неповторимости каждой семьи. |
||
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция. |
|||
Формирование конкретного образовательного материала |
«Счастлив тот, кто счастлив дома». Семейное счастье и благополучие рождается, когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами.
– свято храни честь своей семьи; люби свою семью и делай её лучше; – будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи; подари всем близким радость; – умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи; - жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их. 2. Семейные ценности (слайд 12 ) Сегодня мы увидели, что значит семья для человека, постарались понять, что её главными ценностями являются мир и согласие, любовь, уважение старших и доверие к их опыту. А это значит, что счастье вашей семьи в ваших руках Давайте семейные ценности чтить, 3. Семейные праздники (слайд 13) Первая пятница ноября - День отца. Последнее воскресенье ноября- День матери. 15 мая- Международный день семьи. День рождения вашей семьи. (дата) 8 июля – День любви, семьи и верности в Российской Федерации. В этот день чествуются крепкие семейные пары, отметившие «серебряную» или «золотую» свадьбу. Эти семьи получают медаль «За любовь и верность» (слайд 14) 4. Награждение семей: (слайд 15) Мы не будем ждать этой даты, а прямо сейчас поздравим наши семьи. Попрошу всех участников нашего семейного клуба «Дружная семейка» выйти на сцену. Уважаемые папы! Мы с удовольствием вручаем вашей семье- именную медаль «За любовь и верность». (вручают работники ЗАГСА). Дорогие мамы, хранительницы домашнего семейного очага! Пусть этот оберег хранит вашу семью от бед и невзгод. (вручает учитель) Вручение грамот семьям, принявшим активное участие в подготовке и проведении сегодняшнего мероприятия (вручает директор школы) Дети тоже спешат поздравить своих родителей. (вручают воздушные шарики в форме сердца со словами: Дорогие мамы и папы! Мы вас очень любим! 2024 год, объявлен нашим президентом В.В.Путиным Годом семьи, поэтому мы с вами ещё не раз встретимся в нашем семейном клубе. |
||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательных результатов |
Учебно-игровой, познавательный. |
||
Методы обучения |
Словесные (беседа), объяснительно- иллюстративный наглядно – образный – презентация. |
||
Основные виды деятельности учителя |
Учитель организует работу и проверку в группах. Выступает в роли организатора, организует рефлексию и самооценку. |
||
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия |
|||
Формирование конкретного образовательного материала |
1.Итог: (слайд 16) Подводя итоги нашего занятия, давайте ответим на вопросы «Что такое семья?» Что нужно, чтобы была «счастливая семья»? (выступление команд с «Облаком слов») 2. Домашнее задание (работа с притчей) (слайд 17) Всё дальше уходят в прошлое традиции семейного чтения. Международные исследования показали, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира. Поэтому в этом году наш класс совместно с сотрудниками сельской библиотеки начинает свою работу по реализации краевого проекта «Читаем вместе». Давайте возродим добрую и старую традицию семейных чтений. Поэтому уже сегодня, участникам нашей игры будет дано домашнее задание: прочитать притчи и обсудить их в семейном кругу. (приём «Послушать, сговориться, обсудить») 3. Рефлексия: (слайд 18) Уважаемые родители! Напишите на лепестках ромашки отзыв по сегодняшнему мероприятию. (звучит песня «Счастье бывает разное») Давайте посадим вокруг нашего дома ромашку, ведь она является символом семьи. Каждая семья по очереди называет своё пожелание. (Я сажаю свой цветок с пожеланием...чтобы люди жили до глубокой старости, в полном здравии, без болезней и неприятностей и т.д) А закончим мы наше мероприятие большим хороводом, исполнив песню «Гимн семьи». (слайд 19) |
||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам |
Даёт инструктаж и консультирование по выполнению домашнего задания. Через рефлексию –дети учатся размышлять, направлять на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
||
Используемые технологии |
технология сотрудничества, игровая технология, кейс- технология, АМО (активные методы обучения), информационная и коммуникативная технология. |
||
Формирование универсальных учебных действий |
Познавательные УУД (общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о поколениях людей, живущих в семье, об обязанностях и традициях), логические- осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя и родителей, из собственного жизненного опыта, из притч). Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков. |
||
Способы оценки на занятии |
самооценка |