Внеклассное мероприятие по творчеству И.А. Крылова «В стране И.А. Крылова»

3
0
Материал опубликован 3 January

Внеклассное мероприятие по творчеству И.А. Крылова.

"В стране И.А. Крылова"

Возраст участников: 5-9 классы

Цель: закрепить среди учащихся знания о творчестве Крылова.

Формируемые ценности: уважение к родной литературе, отечественным писателям.

Планруемые результаты:

Метапредметные:

-пополнить знания учащихся о творчестве великого русского баснописца И.А. Крылова;

-развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

-развивать творческую и познавательную активность учащихся; 

-развивать творческие, индивидуальные способности учащихся через инсценировку басен;

Личностные: развивать сотворчество и сотрудничество в группах;

-способствовать развитию интереса к литературному чтению, к слову;

-воспитывать доброту, честность, справедливость.

Оборудование. Портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг "Басни Крылова", карточки с изображением предметов из басен, «черный ящик».

План:

Центон

Узнай из какой басни отрывок

Парные задание

Путаница

Что в чёрном ящике

Подведение итогов




Ход конкурса.

Сообщение целей и задач.

Ведущий: Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те  дни "Букварь" постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский.

     Вот уже много лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках литературного чтения. Сегодня наша литературная гостиная посвящена жизни и творчеству великого баснописца. Мы услышим его бессмертные произведения, поговорим о его биографии, узнаем некоторые занимательные факты его жизни.

Биография Ивана Крылова

   А сейчас мы немного поговорим о жизни великого баснописца.

   Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.

А кто же такой Крылов?   Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской Академии.

    Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве, в бедной семье. Благодаря тому, что состоятельные соседи разрешали ему присутствовать на уроках своих детей Крылов получил неплохое образование. Он рано познал нищету и приступил к работе.

   В 1782 году семья переехала в Санкт-Петербург, где устроила Ивана приказным служителем в казённую палату. Сколько лет ему тогда было?

    «В возрасте 18 лет юноша полностью передал себя в руки литературной деятельности. В 1809 году начинает проявляться гениальность Ивана Крылова. Первое издание его басен составляло 23 произведения (среди которых известное «Слон и Моська»). С этих пор Крылова известность баснописца, и его новые произведения с нетерпением ждала публика. В 1809 году была напечатана первая книга басен Ивана Андреевича. В них он мог многое говорить, не притворяясь, и под личиной животных касаться вопросов, обстоятельств, личностей, до которых у него не хватало духу прямо доходить».

Последней работой писателя была подготовка в печать 1843 году полного собрания его басен. Иван Андреевич Крылов скончался 9 ноября 1844 года в возрасте 75 лет. Причиной его смерти стало двустороннее воспаление лёгких.

Иван Андреевич Крылов написал больше 220 басен.

В одних он поднимает вопрос русской действительности, в других – обличает пороки людей, в третьих – просто рассказывает стихотворные анекдоты.

Многие метко замеченные крыловские выражения со временем прочно обосновались в нашей речи.

Басни, написанные им очень понятны народу и общественности. Они созданы для всех, а не только для высокообразованной интеллигенции. При жизни автора продали около 81 тысячи экземпляров изданных сборников басен. Для России на то время это – небывалое явление.

Конкурсная программа

Учащиеся делятся на команды по классам. За каждый правильный ответ команда получает жетон в конце конкурса подводятся итоги.

В перерывах между конкурсами учащиеся демонстрируют подготовленные инсценировки басен.

1.Центон.  Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутов у древних римлян. В литературном мире центон – это стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.

Предлагается раскрыть центон (из каких басен он составлен).

Текст для капитанов команд:

Зубастой Щуке в ум пришло                                    5 класс

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту пору Лиса близехонько бежала.

(«Щука и Кот», «Ворона и Лисица»)

По улицам Слона водили,                                          8 класс

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас,

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Бегут: иной с дубьем,

Иной с ружьем.

"Огня! - кричат, - огня!"

Пришли с огнем.

Отколе ни возьмись, навстречу …

(«Слон и Моська», «Волк на псарне»)

Однажды Лебедь, Рак и Щука,                                  6 класс

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки -

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

(Басни: «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»)

А ты….ахти какой позор!                                          9 класс

Теперя все соседи скажут:

«Кот Васька плут, кот Васька вор!

И Ваську – де не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню…

Внимало всё тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

(«Кот и повар», «Осёл и Соловей»)

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,            7  класс  

Тихохонько медведя толк ногой…

А у людей она слыхала,

Что это зло не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

(«Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки»)

2.Узнай из какой басни данный отрывок.

1) «…Молчи! Устал я слушать ,                    8 класс

Досуг мне разбирать вины твои щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягнёнок»)

2) «…Друзья! К чему весь этот шум?           9 класс

Я вам старинный сват и кум?

Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры.» («Волк на псарне»)

3) «… Ну что же!                                              7 класс

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой….» («Лисица и виноград»)

4) «У сильного всегда бессильный виноват…» 9 класс   («Волк и ягнёнок»)

5) «…Вот то-то мне и духу придаёт                    7 класс

Что я совсем без драки

Могу попасть в большие забияки…». («Слон и Моська»)

6) «…За что же, не боясь греха            8  класс                   

Кукушка хвалит Петуха?...» («Кукушка и Петух»)

7)Вот пуще прежнего пошли у них разборы         5 класс

И споры,

Кому и как сидеть.(«Квартет»)

8)Уж сколько раз твердили миру,                                  6 класс

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

9)Я удавилась бы с тоски,                                6 класс
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

10)Не оставь меня, кум милый!                                      5 класс

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!"-

3. «Парные названия».Суть следующего конкурса - кто больше назовет парные заглавия басен Крылова, т. е. в названии должны быть два персонажа басен, например: «Лисица и Сурок» (команды называют названия басен по очереди, кто повторится или не сможет назвать, тот выходит, побеждает оставшаяся команда)

5«Стрекоза и Муравей»,

«Чиж и Голубь»,

«Кот и Повар»,

 «Зеркало и Обезьяна»,

«Мартышка и Очки»

 «Ворона и Лисица»,

7 «Слон и Моська»,

  «Лисица и Виноград»

 «Кукушка и Петух»,

8 «Муха и пчела»,

«Ворона и Курица»,

 «Осел и Соловей»,

«Щука и Кот»,

«Волк и Журавль»,

«Волк и ягнёнок»,

 4.Игра «Что в чёрном ящике?» (в ларчике)

(картинки : очкизеркало, сетка, ноты, музыкальный инструмент, сыр, жёлудь, кость, дуб, бочонок, виноград, воз…)

можно положить картинки: журавль, голубь, дуб, рак, ель…)

 Командам предстоит узнать, что за предмет лежит в ящике и из какой басни.

В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за рожа". (Зеркало).

В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины. (Очки).

В ящике лежит предмет, который выпал, и с ним была плутовка такова….(  Сыр)

Фрукт, которым хотела полакомиться лисица. (Виноград).

Предмет, которым один из героев басни подавился. (Кость)

Далее представители команд достают  из «ларчика» картинку с изображением предмета и определяют из какой он басни.

5. Пословицы

а) К какой басне можно отнести эти пословицы?

5 класс - Кто не работает, тот не ест. (Стрекоза и муравей»)

6 класс -На языке медок, а на душе ледок. («Ворона и лисица»)

7класс- В пустой бочке звону много. («Слон и Моська», «Кукушка и петух»)

9 класс- Делу - время, потехе – час. («Стрекоза и муравей»)

8 класс- Не хвались сам, а жди, когда другие похвалят. («Кукушка и петух»)

б) Какому герою из какой басни вы бы посоветовали прислушаться к этим словам?

- За добро добром и платят. (Волку «Волк и журавль»)

- Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Мартышке «Мартышка и очки»)

- Один за всех и все за одного. («Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»)

6. Назовите героя басни.

5 класс  -Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза).

6 класс  -Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана. (Щука)

8 класс  -Она попала “в большие забияки”. (Моська)    

9 класс  -Он “обжора и злодей”, по словам его хозяина.  (Кот Васька)

5 класс  -Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка)

6 класс  -Его “захлопнула злодейка-западня”. (Чиж)

7 класс  -У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна)

  8 класс  -Он решил “с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. (Ловчий)

7 класс  -Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб)

9 класс -Она “наелась желудей досыта, до отвала”. (Свинья)

8 класс  -Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк)

8 класс -Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным. (Журавль)

9 класс -У него всё вокруг только “моё”. (Волк).

7. Игра «Путаница» Отгадайте, что здесь перепутано?

"Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит".

Д. Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит".

У. "Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!"

Д. Надо: "Петушок".

У. "Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись".

Д. "Взялись".

У"Ворона гавкнула во все воронье горло".

Д. "Ворона каркнула".

У. "Мартышка к старости слаба ушами стала".

Д. "Глазами".

У. ""Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит".

Д. "Шавка говорит".

I V. Подведение итогов

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Ведущий собирает жетоны у команд и объявляет результаты.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации