Внеклассное мероприятие по творчеству И.А. Крылова «В стране И.А. Крылова»
Внеклассное мероприятие по творчеству И.А. Крылова.
"В стране И.А. Крылова"
Возраст участников: 5-9 классы
Цель: закрепить среди учащихся знания о творчестве Крылова.
Формируемые ценности: уважение к родной литературе, отечественным писателям.
Планруемые результаты:
Метапредметные:
-пополнить знания учащихся о творчестве великого русского баснописца И.А. Крылова;
-развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;
-развивать творческую и познавательную активность учащихся;
-развивать творческие, индивидуальные способности учащихся через инсценировку басен;
Личностные: развивать сотворчество и сотрудничество в группах;
-способствовать развитию интереса к литературному чтению, к слову;
-воспитывать доброту, честность, справедливость.
Оборудование. Портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг "Басни Крылова", карточки с изображением предметов из басен, «черный ящик».
План:
Центон
Узнай из какой басни отрывок
Парные задание
Путаница
Что в чёрном ящике
Подведение итогов
Ход конкурса.
Сообщение целей и задач.
Ведущий: Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни "Букварь" постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский.
Вот уже много лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках литературного чтения. Сегодня наша литературная гостиная посвящена жизни и творчеству великого баснописца. Мы услышим его бессмертные произведения, поговорим о его биографии, узнаем некоторые занимательные факты его жизни.
Биография Ивана Крылова
А сейчас мы немного поговорим о жизни великого баснописца.
Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.
А кто же такой Крылов? Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской Академии.
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве, в бедной семье. Благодаря тому, что состоятельные соседи разрешали ему присутствовать на уроках своих детей Крылов получил неплохое образование. Он рано познал нищету и приступил к работе.
В 1782 году семья переехала в Санкт-Петербург, где устроила Ивана приказным служителем в казённую палату. Сколько лет ему тогда было?
«В возрасте 18 лет юноша полностью передал себя в руки литературной деятельности. В 1809 году начинает проявляться гениальность Ивана Крылова. Первое издание его басен составляло 23 произведения (среди которых известное «Слон и Моська»). С этих пор Крылова известность баснописца, и его новые произведения с нетерпением ждала публика. В 1809 году была напечатана первая книга басен Ивана Андреевича. В них он мог многое говорить, не притворяясь, и под личиной животных касаться вопросов, обстоятельств, личностей, до которых у него не хватало духу прямо доходить».
Последней работой писателя была подготовка в печать 1843 году полного собрания его басен. Иван Андреевич Крылов скончался 9 ноября 1844 года в возрасте 75 лет. Причиной его смерти стало двустороннее воспаление лёгких.
Иван Андреевич Крылов написал больше 220 басен.
В одних он поднимает вопрос русской действительности, в других – обличает пороки людей, в третьих – просто рассказывает стихотворные анекдоты.
Многие метко замеченные крыловские выражения со временем прочно обосновались в нашей речи.
Басни, написанные им очень понятны народу и общественности. Они созданы для всех, а не только для высокообразованной интеллигенции. При жизни автора продали около 81 тысячи экземпляров изданных сборников басен. Для России на то время это – небывалое явление.
Конкурсная программа
Учащиеся делятся на команды по классам. За каждый правильный ответ команда получает жетон в конце конкурса подводятся итоги.
В перерывах между конкурсами учащиеся демонстрируют подготовленные инсценировки басен.
1.Центон. Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутов у древних римлян. В литературном мире центон – это стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.
Предлагается раскрыть центон (из каких басен он составлен).
Текст для капитанов команд:
Зубастой Щуке в ум пришло 5 класс
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту пору Лиса близехонько бежала.
(«Щука и Кот», «Ворона и Лисица»)
По улицам Слона водили, 8 класс
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!"
Пришли с огнем.
Отколе ни возьмись, навстречу …
(«Слон и Моська», «Волк на псарне»)
Однажды Лебедь, Рак и Щука, 6 класс
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки -
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
(Басни: «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»)
А ты….ахти какой позор! 9 класс
Теперя все соседи скажут:
«Кот Васька плут, кот Васька вор!
И Ваську – де не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню…
Внимало всё тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
(«Кот и повар», «Осёл и Соловей»)
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, 7 класс
Тихохонько медведя толк ногой…
А у людей она слыхала,
Что это зло не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
(«Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки»)
2.Узнай из какой басни данный отрывок.
1) «…Молчи! Устал я слушать , 8 класс
Досуг мне разбирать вины твои щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягнёнок»)
2) «…Друзья! К чему весь этот шум? 9 класс
Я вам старинный сват и кум?
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры.» («Волк на псарне»)
3) «… Ну что же! 7 класс
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой….» («Лисица и виноград»)
4) «У сильного всегда бессильный виноват…» 9 класс («Волк и ягнёнок»)
5) «…Вот то-то мне и духу придаёт 7 класс
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки…». («Слон и Моська»)
6) «…За что же, не боясь греха 8 класс
Кукушка хвалит Петуха?...» («Кукушка и Петух»)
7)Вот пуще прежнего пошли у них разборы 5 класс
И споры,
Кому и как сидеть.(«Квартет»)
8)Уж сколько раз твердили миру, 6 класс
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
9)Я удавилась бы с тоски, 6 класс
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
10)Не оставь меня, кум милый! 5 класс
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"-
3. «Парные названия».Суть следующего конкурса - кто больше назовет парные заглавия басен Крылова, т. е. в названии должны быть два персонажа басен, например: «Лисица и Сурок» (команды называют названия басен по очереди, кто повторится или не сможет назвать, тот выходит, побеждает оставшаяся команда)
5«Стрекоза и Муравей»,
«Чиж и Голубь»,
«Кот и Повар»,
6 «Зеркало и Обезьяна»,
«Мартышка и Очки»
«Ворона и Лисица»,
7 «Слон и Моська»,
«Лисица и Виноград»
«Кукушка и Петух»,
8 «Муха и пчела»,
«Ворона и Курица»,
«Осел и Соловей»,
9 «Щука и Кот»,
«Волк и Журавль»,
«Волк и ягнёнок»,
4.Игра «Что в чёрном ящике?» (в ларчике)
(картинки : очки, зеркало, сетка, ноты, музыкальный инструмент, сыр, жёлудь, кость, дуб, бочонок, виноград, воз…)
можно положить картинки: журавль, голубь, дуб, рак, ель…)
Командам предстоит узнать, что за предмет лежит в ящике и из какой басни.
В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за рожа". (Зеркало).
В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины. (Очки).
В ящике лежит предмет, который выпал, и с ним была плутовка такова….( Сыр)
Фрукт, которым хотела полакомиться лисица. (Виноград).
Предмет, которым один из героев басни подавился. (Кость)
Далее представители команд достают из «ларчика» картинку с изображением предмета и определяют из какой он басни.
5. Пословицы
а) К какой басне можно отнести эти пословицы?
5 класс - Кто не работает, тот не ест. (Стрекоза и муравей»)
6 класс -На языке медок, а на душе ледок. («Ворона и лисица»)
7класс- В пустой бочке звону много. («Слон и Моська», «Кукушка и петух»)
9 класс- Делу - время, потехе – час. («Стрекоза и муравей»)
8 класс- Не хвались сам, а жди, когда другие похвалят. («Кукушка и петух»)
б) Какому герою из какой басни вы бы посоветовали прислушаться к этим словам?
- За добро добром и платят. (Волку «Волк и журавль»)
- Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Мартышке «Мартышка и очки»)
- Один за всех и все за одного. («Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»)
6. Назовите героя басни.
5 класс -Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза).
6 класс -Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана. (Щука)
8 класс -Она попала “в большие забияки”. (Моська)
9 класс -Он “обжора и злодей”, по словам его хозяина. (Кот Васька)
5 класс -Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка)
6 класс -Его “захлопнула злодейка-западня”. (Чиж)
7 класс -У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна)
8 класс -Он решил “с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. (Ловчий)
7 класс -Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб)
9 класс -Она “наелась желудей досыта, до отвала”. (Свинья)
8 класс -Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк)
8 класс -Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным. (Журавль)
9 класс -У него всё вокруг только “моё”. (Волк).
7. Игра «Путаница» Отгадайте, что здесь перепутано?
"Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит".
Д. Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит".
У. "Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!"
Д. Надо: "Петушок".
У. "Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись".
Д. "Взялись".
У. "Ворона гавкнула во все воронье горло".
Д. "Ворона каркнула".
У. "Мартышка к старости слаба ушами стала".
Д. "Глазами".
У. ""Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит".
Д. "Шавка говорит".
I V. Подведение итогов
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Ведущий собирает жетоны у команд и объявляет результаты.