12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тимошенко Маргарита Владимировна393
Учитель высшей категории ,звание "Старший учитель,стаж работы 32 года. Работаю учителем начальной школы.
Россия


Внеклассное мероприятие на экологическую тему

«Природа- наш дом, в котором мы живём»


Цели и задачи:

* Научить детей понимать природу и правильно взаимодействовать с ней;

* Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся;

* Подготовить учащихся к сбережению природных ценностей;

* Формировать ответственное и бережное отношение к окружающей среде;

* Воспитывать экологическое сознание и экологическую культуру;

* Учить учащихся находить пути решения экологических проблем;

* Воспитывать эстетические чувства и любовь к природе, развивать умения наблюдать за природой.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением объектов живой природы; плакаты; сигналы красного и зелёного цвета для игры; карточки, экологические знаки, музыкальная запись «Голоса птиц».



Ход занятия

1.Звучит фонограмма «Голоса птиц» (Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали?)

2.Чтецы стихотворений.

1) Есть просто храм

Есть храм науки

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки –

Навстречу солнцу и ветрам

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток

Не оскверняй её святынь!

2) Мы порой безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Учитель:

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе, о бережном отношении к ней со стороны человека, о правилах поведения в природе.

Иногда слышишь «Человек – царь природы». Согласны ли вы с этим утверждением? (высказывания детей)

- Да, вы правы. Кто поставил человека перед природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов. Шелеста листвы? Всё это щедро дарит людям мать – природа и не просит взамен никакой платы, только от нас ждёт бережного отношения к себе.

Учитель: Давайте пофантазируем и проведём суд над людьми.

(назначаются судья, обвинители, защитники)

1.Выступление обвинителя «Воздуха»

- За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. Кислорода становится на Земле всё меньше и меньше. А выхлопные газы заводов, котельных, транспорта?

- Судья: Какие меры необходимо предпринять, чтобы воздух стал чище?

(высказывания детей) (очистительные сооружения, посадка зелени, двигатели на газе, на солнечных батареях, электростанции, работающие на солнечной энергии, энергии ветра, приливно – отливные волны)

2. Выступление обвинителя «Воды»

- Ребята, почему медики всё чаще запрещают нам купаться в речках, отчего погибает рыба и другие животные в морях и океанах? (высказывания детей)

Судья: Прошу сделать вывод. Человеку нужна вода, чтобы получить 1т стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а, чтобы получить 1 т бумаги, нужно 250 т воды.

3. Выступление обвинителя «Растения. Почва. Животные»

- Вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого цвета? (высказывания детей)

- Почему же исчезают растения? В чём причина?

Ученица: Я ответила бы так

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.


Ученик: На поля дохнуло ветром вешним,

Ивы распустились за прудом

У тропинки маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

Закачался слабенький и гибкий,

Удивлённо радуясь всему,

И в ответ с приветливой улыбкой

Солнце наклоняется к нему.

Ученик: Он долго рос,

Он ждал весны.

И, наконец расцвёл!

Тебе другие снились сны –

Рукой его ты смел

Сорвал цветок с лица земли,

А он хотел цвести!

Постигнуть трудно красоту

И так легко смести.

Ученица: Родился ландыш в майский день

И лес его хранит,

Мне, кажется, его задень –

Он тихо зазвенит

И этот звон услышит лес,

И птицы, и цветы

Давай послушаем, а вдруг

Услышим – я и ты.

Обвинитель: У нас в стране произрастает 18 тыс. видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них подснежник, тюльпан, ландыш, зверобой, пион. Без растений нет жизни многим насекомым.

Заключение судьи: Итак, выслушав обвинителей, мы установили и выносим решение – пусть люди исправят то, что ещё можно пока исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть ясное небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в Красной книге встретиться со своими собратьями.

Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир природы и узнаем некоторые тайны. Но для этого нужно вести себя очень тихо и не шуметь. Смотрите, кто к нам пришёл в гости? (Хозяйка леса)

Она хочет проверить ваши знания о животных. (Разгадывание кроссворда)

Хозяйка леса: Я и лесные животные, которые живут в нашем теремке, придумали кроссворд.

До ушей зелёный рот

В камышах она живёт

И в болоте хохотушка

Громко квакает…

У этой птицы нет гнезда,

Но только это не беда.

И на деревьях, на опушке

Нам кто «ку-ку» поёт? ......

На шесте дворец

Во дворце певец.

Длиннорогий и рогатый

Лесники зовут «сохатый».

Скачет прямо он и вкось,

Крупный и могучий…

Он совсем слепой и чёрный

Ползает в земле проворно

В подземелье круглый год

Роет свои норы….

В шар свернулся под ногами

На спине с тремя грибами.

Не споткнись- вдруг упадёшь!

Это же колючий …

Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся на лесную поляну. Нас встречает Бабочка. Она только вчера появилась на свет и ничего ещё не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля, большая, чудесная, неизведанная.

- Что это? – спросила Бабочка. И множество голосов ответило ей: «Земля»

- Ребята, а что такое Земля? (ответы детей)

- Вот она какая – Земля! Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух. Воздух был чист, свеж. Пахло цветами, травой, мёдом.

- Что это? – не успела подумать Бабочка, как отовсюду послышались птичьи голоса: «Воздух, воздух».

- Ребята, а что такое воздух? (ответы детей)

- В воздухе приятно было летать, но Бабочке мешали солнечные блики внизу. И оттуда, снизу, тянуло сыростью, и у Бабочки повлажнели крылья.

- Что же это такое? – удивилась Бабочка.

Тихий журчащий голос прошептал: «Вода», и раздался всплеск рыбы.

- Ребята, а что такое вода? (ответы детей)

Бабочка летала, радовалась и вдруг на берегу увидела другую Бабочку, но она была такой огромной. Она присела на тёплую и мягкую площадку. Огляделась и увидела, что на неё смотрят два огромных глаза.

- Что же это такое? – подумала Бабочка.

- Это Человек.

Учитель: Ребята, от человека зависит то, какими будут земля, воздух и вода. Какие правила мы должны выполнять, чтобы природа радовала нас, чтобы растения и животные не исчезли и не стали редкими?

- Посмотрите на экологические знаки об охране окружающей среды. Давайте все вместе повторим эти правила поведения в природе.

О чём предупреждают нас эти знаки?


t1696423462aa.jpgt1696423462ab.jpgt1696423462ac.jpg




t1696423462ad.jpgt1696423462ae.jpgt1696423462af.jpg




Игра «Экологический светофор».

Учитель: У нас на пути лесное царство, и помощником в нём будет экологический светофор. Каждый его сигнал на лесной тропинке означает то же самое, что и на проезжей части дороги: красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе, зелёный свет зажигается тем, кто делает для его обитателей – добрые дела.


В класс входит мальчик с рюкзаком. (Из кармана торчит рогатка)

Учитель: Ты куда идёшь?

Мальчик: в лес, конечно.

Учитель: Я смотрю, гость ты какой – то странный (вынимает рогатку из кармана). Покажи, пожалуйста, с чем ты идёшь в лес, а дети зажгут сигнал светофора и покажут тебе, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес.

Мальчик достаёт из рюкзака вещи.

* Резиновые сапоги.

Я собрался походить по кромке озера, собрать ракушки.

* Нож.

Я хотел ножом содрать бересту с берёзы, чтобы разжечь костёр.

* Зажигалка.

Я решил, когда устану, посидеть у костра.

* Магнитофон.

Я собирался послушать новые записи – хиты.

* Небольшое пластмассовое ведро.

В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.

* Пакет с крошками хлеба, крупой.

Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.

Учитель: Сейчас ребята расскажут вам о том, какие правила человек должен соблюдать в природе.

Правила разведчиков природы. (дети читают стихи)


1. Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.


2. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!

Из рогатки не стрелять: ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.


3. Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверёк – будь то ласка иль хорёк,

Ёж лесной, речная рыба – скажет: «Ты – мой друг! Спаси меня.


Ученики читают стихотворения.

1. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить.


2. Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим.

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда

Природой называется всё это,

Давайте же любить её всегда.


3. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель: Ребята, Хозяйка леса подготовила вам правила «Помощь природе» (раздаёт правила на кленовых листочках)

t1696423462ag.jpg

Итог занятия:

- Ребята, надеюсь, что после этого занятия вы ещё больше будете любить и охранять природу, научитесь её слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла, т. к. природа нас кормит, поит, одевает. И хочу закончить наше занятие такими словами Л. Н. Толстого «Самая чистая радость – радость природы».



Литература:

Белавина И., Найденская Н. Планета-наш дом. - М.,1995

Лободина Н.В.Экологическое воспитание в начальной школе. -В., «Учитель»,2007

Фадеева Г.А. Экологические сказки.-В.: « Учитель»,2003



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.