Внеклассное мероприятие «Природа — наш дом, в котором мы живём» (3 класс)
Внеклассное мероприятие на экологическую тему
«Природа- наш дом, в котором мы живём»
Цели и задачи:
* Научить детей понимать природу и правильно взаимодействовать с ней;
* Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся;
* Подготовить учащихся к сбережению природных ценностей;
* Формировать ответственное и бережное отношение к окружающей среде;
* Воспитывать экологическое сознание и экологическую культуру;
* Учить учащихся находить пути решения экологических проблем;
* Воспитывать эстетические чувства и любовь к природе, развивать умения наблюдать за природой.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением объектов живой природы; плакаты; сигналы красного и зелёного цвета для игры; карточки, экологические знаки, музыкальная запись «Голоса птиц».
Ход занятия
1.Звучит фонограмма «Голоса птиц» (Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали?)
2.Чтецы стихотворений.
1) Есть просто храм
Есть храм науки
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки –
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй её святынь!
2) Мы порой безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Учитель:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе, о бережном отношении к ней со стороны человека, о правилах поведения в природе.
Иногда слышишь «Человек – царь природы». Согласны ли вы с этим утверждением? (высказывания детей)
- Да, вы правы. Кто поставил человека перед природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов. Шелеста листвы? Всё это щедро дарит людям мать – природа и не просит взамен никакой платы, только от нас ждёт бережного отношения к себе.
Учитель: Давайте пофантазируем и проведём суд над людьми.
(назначаются судья, обвинители, защитники)
1.Выступление обвинителя «Воздуха»
- За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. Кислорода становится на Земле всё меньше и меньше. А выхлопные газы заводов, котельных, транспорта?
- Судья: Какие меры необходимо предпринять, чтобы воздух стал чище?
(высказывания детей) (очистительные сооружения, посадка зелени, двигатели на газе, на солнечных батареях, электростанции, работающие на солнечной энергии, энергии ветра, приливно – отливные волны)
2. Выступление обвинителя «Воды»
- Ребята, почему медики всё чаще запрещают нам купаться в речках, отчего погибает рыба и другие животные в морях и океанах? (высказывания детей)
Судья: Прошу сделать вывод. Человеку нужна вода, чтобы получить 1т стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а, чтобы получить 1 т бумаги, нужно 250 т воды.
3. Выступление обвинителя «Растения. Почва. Животные»
- Вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого цвета? (высказывания детей)
- Почему же исчезают растения? В чём причина?
Ученица: Я ответила бы так
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Ученик: На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились за прудом
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался слабенький и гибкий,
Удивлённо радуясь всему,
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
Ученик: Он долго рос,
Он ждал весны.
И, наконец расцвёл!
Тебе другие снились сны –
Рукой его ты смел
Сорвал цветок с лица земли,
А он хотел цвести!
Постигнуть трудно красоту
И так легко смести.
Ученица: Родился ландыш в майский день
И лес его хранит,
Мне, кажется, его задень –
Он тихо зазвенит
И этот звон услышит лес,
И птицы, и цветы
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты.
Обвинитель: У нас в стране произрастает 18 тыс. видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них подснежник, тюльпан, ландыш, зверобой, пион. Без растений нет жизни многим насекомым.
Заключение судьи: Итак, выслушав обвинителей, мы установили и выносим решение – пусть люди исправят то, что ещё можно пока исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть ясное небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в Красной книге встретиться со своими собратьями.
Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир природы и узнаем некоторые тайны. Но для этого нужно вести себя очень тихо и не шуметь. Смотрите, кто к нам пришёл в гости? (Хозяйка леса)
Она хочет проверить ваши знания о животных. (Разгадывание кроссворда)
Хозяйка леса: Я и лесные животные, которые живут в нашем теремке, придумали кроссворд.
До ушей зелёный рот
В камышах она живёт
И в болоте хохотушка
Громко квакает…
У этой птицы нет гнезда,
Но только это не беда.
И на деревьях, на опушке
Нам кто «ку-ку» поёт? ......
На шесте дворец
Во дворце певец.
Длиннорогий и рогатый
Лесники зовут «сохатый».
Скачет прямо он и вкось,
Крупный и могучий…
Он совсем слепой и чёрный
Ползает в земле проворно
В подземелье круглый год
Роет свои норы….
В шар свернулся под ногами
На спине с тремя грибами.
Не споткнись- вдруг упадёшь!
Это же колючий …
Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся на лесную поляну. Нас встречает Бабочка. Она только вчера появилась на свет и ничего ещё не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля, большая, чудесная, неизведанная.
- Что это? – спросила Бабочка. И множество голосов ответило ей: «Земля»
- Ребята, а что такое Земля? (ответы детей)
- Вот она какая – Земля! Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух. Воздух был чист, свеж. Пахло цветами, травой, мёдом.
- Что это? – не успела подумать Бабочка, как отовсюду послышались птичьи голоса: «Воздух, воздух».
- Ребята, а что такое воздух? (ответы детей)
- В воздухе приятно было летать, но Бабочке мешали солнечные блики внизу. И оттуда, снизу, тянуло сыростью, и у Бабочки повлажнели крылья.
- Что же это такое? – удивилась Бабочка.
Тихий журчащий голос прошептал: «Вода», и раздался всплеск рыбы.
- Ребята, а что такое вода? (ответы детей)
Бабочка летала, радовалась и вдруг на берегу увидела другую Бабочку, но она была такой огромной. Она присела на тёплую и мягкую площадку. Огляделась и увидела, что на неё смотрят два огромных глаза.
- Что же это такое? – подумала Бабочка.
- Это Человек.
Учитель: Ребята, от человека зависит то, какими будут земля, воздух и вода. Какие правила мы должны выполнять, чтобы природа радовала нас, чтобы растения и животные не исчезли и не стали редкими?
- Посмотрите на экологические знаки об охране окружающей среды. Давайте все вместе повторим эти правила поведения в природе.
О чём предупреждают нас эти знаки?
Игра «Экологический светофор».
Учитель: У нас на пути лесное царство, и помощником в нём будет экологический светофор. Каждый его сигнал на лесной тропинке означает то же самое, что и на проезжей части дороги: красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе, зелёный свет зажигается тем, кто делает для его обитателей – добрые дела.
В класс входит мальчик с рюкзаком. (Из кармана торчит рогатка)
Учитель: Ты куда идёшь?
Мальчик: в лес, конечно.
Учитель: Я смотрю, гость ты какой – то странный (вынимает рогатку из кармана). Покажи, пожалуйста, с чем ты идёшь в лес, а дети зажгут сигнал светофора и покажут тебе, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес.
Мальчик достаёт из рюкзака вещи.
* Резиновые сапоги.
Я собрался походить по кромке озера, собрать ракушки.
* Нож.
Я хотел ножом содрать бересту с берёзы, чтобы разжечь костёр.
* Зажигалка.
Я решил, когда устану, посидеть у костра.
* Магнитофон.
Я собирался послушать новые записи – хиты.
* Небольшое пластмассовое ведро.
В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.
* Пакет с крошками хлеба, крупой.
Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.
Учитель: Сейчас ребята расскажут вам о том, какие правила человек должен соблюдать в природе.
Правила разведчиков природы. (дети читают стихи)
1. Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
2. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
3. Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк – будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба – скажет: «Ты – мой друг! Спаси меня.
Ученики читают стихотворения.
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить.
2. Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда.
3. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель: Ребята, Хозяйка леса подготовила вам правила «Помощь природе» (раздаёт правила на кленовых листочках)
Итог занятия:
- Ребята, надеюсь, что после этого занятия вы ещё больше будете любить и охранять природу, научитесь её слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла, т. к. природа нас кормит, поит, одевает. И хочу закончить наше занятие такими словами Л. Н. Толстого «Самая чистая радость – радость природы».
Литература:
Белавина И., Найденская Н. Планета-наш дом. - М.,1995
Лободина Н.В.Экологическое воспитание в начальной школе. -В., «Учитель»,2007
Фадеева Г.А. Экологические сказки.-В.: « Учитель»,2003