Действующие лица:
Ведущие (1) и (2); ученый Ломоносов Михайло Васильевич; граф Шувалов Иван Иванович; Императрица Елизавета Петровна; преподаватели специальных учебных заведений — Кулинар, Строитель, Разведчик; Студенты (трое); три Татьяны; вокальная группа.
Костюмы персонажей и аксессуары:
Ее величество Императрица — в богато расшитом платье на кринолине, волосы убраны в замысловатую высокую прическу; граф Шувалов и ученый Ломоносов — в костюмах, имитирующих наряды елизаветинских вельмож (цветные камзолы, кружевные манжеты, пышные жабо; панталоны, чулки; башмаки с пряжками); одежда графа должна выглядеть богаче. Преподаватели и студенты — участники шуточных сценок — одеваются карикатурно. "Кулинары" — в кухонных передниках, поварских колпаках, с посудой и ложками-поварешками в руках; у одного из студентов — заготовка "неправильные яйца": в картонную решетку для яиц ставят два настоящих яйца, а остальные ячейки заполняют мячиками для настольного тенниса, которые на нитках или резинках прикрепляются к донышкам ячеек. "Строители" — в касках и спецовках, со строительными инструментами и кирпичами, один из которых фальшивый (склеенный из картона или пенопласта и раскрашенный). "Разведчики" — в одинаковых серых костюмах, в темных очках, с одинаковыми фальшивыми усами. Три Татьяны — в шубейках и домотканых юбках, головы покрыты яркими платками.
ВЕДУЩИЙ (1) (поеживается); Бр-р-р... Холод-то какой!..
ВЕДУЩИЙ (2): Самое время холодам: крещенские морозы на дворе трещат. А что поделаешь: в чужие края нашу зиму не пошлешь! Солнышко-то... Оно только летом греет, а зимой морозит:
встает низко, светит косо, лучами по земле скользит только...
ВЕДУЩИЙ (1): Вроде уж и январь на исходе... Пора бы и к весне повернуть!
ВЕДУЩИЙ (2): Была зима, будет и лето... Да ты хоть парень молод, а, видать, не люб тебе холод!
ВЕДУЩИЙ (1); Ясное дело! Зимой только тулуп всякому люб!
ВЕДУЩИЙ (2): А у нас говорят: что парню сдеется — бежит себе да греется! Зима лето пугает, да сама и тает!
ВЕДУЩИЙ (1): Ладно, нас-то не испугать: мы к зиме привычные!
ВЕДУЩИЙ (2): Ну вот совсем другое дело! Мороз за нос хватает, а перед проворным сам шапку снимает.
ВЕДУЩИЙ (1): В зимний холод всякий молод!
ВЕДУЩИЙ (2): Верно! А у кого младость, тому и радость. Вон какой веселой песенкой нас сегодня встретили!
ВЕДУЩИЙ (1): А почему бы это?
ВЕДУЩИЙ (2): Как - почему? Сегодня же 25 января!
ВЕДУЩИЙ (1): Ну и что?
ВЕДУЩИЙ (2): Так день-то необычный — студенческий праздник!
ВЕДУЩИЙ (1): Бр-р-р... Я бы для праздника денек потеплее выбрал!
ВЕДУЩИЙ (2): Это не нам с тобой выбирать! Так уж история распорядилась!
ВЕДУЩИЙ (1): Как это она распорядилась?
ВЕДУЩИЙ (2): Именно 25 января 1755 года был подписан исторический документ — Указ об открытии в Москве университета. И много сил приложил к свершению этого события наш выдающийся ученый Михаил Васильевич Ломоносов, а также его друг и покровитель, один из самых просвещенных людей ХVIII столетия, граф Иван Иванович Шувалов.
(Ведущие отходят в сторону. Входят Ломоносов и Шувалов; в руках у графа свернутый лист бумаги.)
ЛОМОНОСОВ: Ах, Иван Иванович, когда же наконец государыня указ подпишет?
ШУВАЛОВ: Об университете? Не знаю, что вам и ответить. Сами знаете, который день во дворец езжу, специальной аудиенции испрашиваю, а ее величество... (С отчаянием машет рукою.)
ЛОМОНОСОВ: Что ж - отказывает?
ШУВАЛОВ: Отказывать не отказывает, да и рассудить не изволит. То гуляньем занята, то катаньем... Я об одном прошу: подпишите-де указ, у вас и хлопот более не будет. А она знай одно твердит: "Ах, мой друг, как это скучно!…"
ЛОМОНОСОВ: А подумайте, Иван Иванович, какие просторы откроются перед российским просвещением! Будем своих ученых воспитывать, у немцев не станем ума просить! А то посылаем толковых юношей в разные там Гейдельберги да Дерпты... Чем наша Москва-то хуже?
ШУВАЛОВ: Знаю, друг мой, что вы о пользе отечества радеете... Помню, как вы стихами сие описывали — "может собственных Платонов // И быстрых разумом Невтонов // Российская земля рождать".
ЛОМОНОСОВ: Талантов у нас побольше, чем в иных прочих государствах! Дело за малым — просвещение юношества в государственный масштаб перенесть.
ШУВАЛОВ: Истинно так: в государственный масштаб!
ЛОМОНОСОВ: Так вы бы уж, Иван Иванович, еще бы разок съездили...
ШУВАЛОВ: Съезжу... как не съездить...
(Ломоносов, поклонившись, уходит. Шувалов идет на другую сторону сцены, где появляется Императрица.)
ШУВАЛОВ (приветствует Императрицу поклонами): Не извольте гневаться, государыня, опять я к вам с нижайшей просьбою...
ИМПЕРАТРИЦА: С нижайшей просьбою? Скажите лучше — с очередным требованием... И, как всегда, по неотложному делу!..
ШУВАЛОВ: Простите великодушно, государыня, — по весьма неотложному: о просвещении российского юношества...
ИМПЕРАТРИЦА: Опять просвещение? Науки? Университет? Ах, мой друг, как это скучно!..
ШУВАЛОВ (умоляюще): Ваше величество!..
ИМПЕРАТРИЦА: Ладно уж, давайте сюда ваш указ...
(Шувалов разворачивает перед нею свиток, подает перо; Императрица небрежно ставит подпись.)
ШУВАЛОВ: Ах, ваше величество, какое событие ныне свершилось!
ИМПЕРАТРИЦА (не слушая): Посмотрите, граф, какая погода славная! Парк в снегу тонет, снегири стайками порхают! Едемте, граф, кататься! Распорядитесь... (Уходит.)
ШУВАЛОВ (вслед}: Осмелюсь просить ваше величество... Сперва напишу... Весьма недолго... (Поспешно набрасывает записку, сворачивает ее и отдает за сцену.} Господину Ломоносову, немедленно, в собственные руки! (Счастливо улыбается.} Ах, погода какая славная! (Уходит.}
ВЕДУЩИЙ (1): Так, значит, императрица Елизавета Петровна указ подписала! Ух, Ломоносов обрадовался, наверное!
ВЕДУЩИЙ (2): Конечно, не все сразу наладилось в Московском университете. Случались и конфликты среди преподавателей, и нехватка средств... Но польза от учреждения была очевидна. Как сказал один современник, университет "озарил своим светом всю Россию". Новое учебное заведение стало пользоваться почетом и уважением. И когда на российский престол вступила Екатерина II, то и сама императрица, и ее просвещенное окружение содействовали развитию университета. Именно тогда русские профессора стали читать студентам лекции на русском языке; возникли медицинские учебные лаборатории, благодаря пожертвованиям покровителей появились редчайшие коллекции, пособия и приборы;
сформировалась превосходная библиотека. Научная жизнь забила ключом! Архитектор Матвей Казаков выстроил для университета прекрасное здание на Моховой.
ВЕДУЩИЙ (1): Так оно и по сей день стоит!
ВЕДУЩИЙ (2): И принадлежит Московскому университету! Правда, оно сильно пострадало в 1812 г. при пожаре. Сгорели картинная галерея и библиотека, классы и лаборатории были разрушены или повреждены. Но через семь лет университет отстроили заново: над восстановлением главного здания работал Доменико Жилярди. И вновь закипела студенческая жизнь! А университетскую церковь вновь освятили во имя великомученицы Татьяны.
Московский государственный университет (старое здание —современный вид)
ВЕДУЩИЙ (1): Стало быть, 25 января все Татьяны именинницы!
(Входят три Татьяны, поют частушку.)
Ах, Татьяна я, Татьяна!
Наше имя славное.
Коль жена твоя — Татьяна,
Семья будет справная!
ТАТЬЯНА (1): В старину Татьянин день называли еще солнышем: прошел месяц с солнцеворота. Уже не так долги сумерки, солнышко пораньше встает и попозже садится. Мала прибавочка, а все таки заметна. Говорили: день возрастает на воробьиный скок!
ТАТЬЯНА (2): Та, что родилась в этот день, привязана душой к зимней поре. В суровое, морозное время Татьяна заботливо приглядывает за домочадцами, старается устроить домашнюю жизнь теплее и сытнее. Недаром имя ее значит "устроительница".
ТАТЬЯНА (3): Про Татьяну всегда говорят, что она хозяйка в доме. У нее ковши не дремлют, квашня не пуста, печка не угарна; а в избе чистота да красота!
ТАТЬЯНА (1): В Татьянин день старики да ребятишки выходили на горку, где пригревает солнышко: говорили, что оно в этот день по-особому светит. А вот какая примета считается верной: коли снег идет на Татьянин день — летом часто будет дождик поливать.
ТАТЬЯНА (2): К этому дню в подарок имениннице пекли хлебный каравай; замешивая тесто, приговаривали: "Каравай-батюшка, сытным утворяйся, расти-подымайся всему роду-семейству на здоровье, на любовь, на добро".
ТАТЬЯНА (3): Когда хозяйка доставала каравай из печи, он сиял, словно солнце, и благоухал на всю избу. В этот день Татьяна угощала всех домашних и гостей, которые приходили ее поздравить.
ВЕДУЩИЙ (2): Говорят, у Татьяны изо льда корона, из снега поясок, из инея перстенек. Мороз трещит! А все равно молодежь этот день любит. Как не любить? Веселье кипит! Не зря же поется:
"Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus!"
ВЕДУЩИЙ (1): Чего-чего? Это по-каковски?
ВЕДУЩИЙ (2): По-латыни, конечно! Ведь латынь в средние века была языком науки: преподавание в европейских университетах велось на латинском языке. С тех времен и дошла до наших дней песня: "Давайте веселиться, пока мы молоды!" Студенты считают ее своим гимном.
ВЕДУЩИЙ (1): Я что-то не понял: то Татьяны, то науки, то песенки какие-то!
ВЕДУЩИЙ (2): Что ж тут непонятного? Раз университетский указ подписан в Татьянин день, значит, это праздник не только Татьян, но и всех студентов. А где праздник, там и песни!
(Вокальная группа исполняет шуточную песню московских студентов.)
День Татьяны пришел,
Всех студентов завел,
Нашим праздником он называется.
Через тумбу, тумбу — раз,
Через тумбу, тумбу - два,
Нашим праздником он называется.
Шлет студентам привет
Наш университет,
Тот, где знания все набираются.
Через тумбу, тумбу — раз,
Через тумбу, тумбу — два,
Тот, где знания все набираются.
Есть в столице квартал,
Что студентов собрал:
Он Козихой Большой называется.
Через тумбу, тумбу — раз,
Через тумбу, тумбу — два,
Он Козихой Большой называется.
От зари до зари,
Как зажгут фонари.
Там толпою студенты шатаются.
Через тумбу, тумбу - раз,
Через тумбу, тумбу — два,
Там толпою студенты шатаются.
А Иван Богослов,
На нас глядя на всех,
С колокольни своей улыбается.
Через тумбу, тумбу — раз,
Через тумбу, тумбу — два,
С колокольни своей улыбается.
ВЕДУЩИЙ (1): Ничего себе песенка!
ВЕДУЩИЙ (2): Студенты вообще пошутить любят...
ВЕДУЩИЙ (1): Так... (Торжественно.) Пора и мне подумать о своем жизненном пути!
ВЕДУЩИЙ (2): Подумай-подумай...
ВЕДУЩИЙ (1): Неплохо, я думаю, пойти в кулинарный техникум.
ВЕДУЩИЙ (2): Это почему же?
ВЕДУЩИЙ (1): А сам рассуди: видел ты когда-нибудь старшеклассников, которые выпускные экзамены сдают?
ВЕДУЩИЙ (2): Видел, конечно.
ВЕДУЩИЙ (1): И какой у них вид?
ВЕДУЩИЙ (2): Бледный.
ВЕДУЩИЙ (1): То-то же! А посмотри на тех, кто в кулинарном техникуме учится! Все толстые, румяные, веселые...
(Входит группа Студентов во главе с Кулинаром. У Студентов в руках сковородка, нож, разные столовые приборы и посуда, а также заготовка "неправильные яйца")
КУЛИНАР: Внимание! Тема сегодняшнего практического занятия — "Как приготовить яичницу".
СТУДЕНТЫ (хором): Как приготовить яичницу!
КУЛИНАР: Для приготовления указанного блюда необходима сковородка. (Показывает сковородку.)
СТУДЕНТЫ (хором): Сковородка!
КУЛИНАР: И нож! (Показывает нож.}
СТУДЕНТЫ (хором); И нож!
КУЛИНАР: Внимательно наблюдайте за процессом! Помещаем сковородку прямо перед собой. (Дает Студенту сковородку.) В левую руку берем яйцо, в правую — нож. (Берет одно из настоящих яиц.) Ударом ножа разбиваем скорлупу и выливаем содержимое на сковородку. (Показывает.) Закрываем .сковородку крышкой, засекаем время. (Пауза; Студенты ждут.) И вот готовое блюдо! (Открывает крышку; все видят, что приготовление блюда не удалось.) Хм, не сразу все получается. Попробуем повторить. Проделываем операции в той же последовательности. (Берет второе настоящее яйцо, показывает.) Берем яйцо и нож, разбиваем скорлупу, выливаем содержимое, закрываем крышкой, засекаем время... (Пауза.) И вот готовое блю... (Открывает крышку.) Хм, опять не получилось.
СТУДЕНТ (1) (жалобно): А может, посолить?
СТУДЕНТ (2) (с тоской): Или масла добавить...
СТУДЕНТ (3) (со знанием дела): Вероятно, необходима термическая обработка продукта?
КУЛИНАР: Не надо меня учить! Это просто неподходящая сковородка и неправильные яйца. (Обращается к Студенту, который держит решетку с яйцами.) Выбросите их немедленно!
(Студент выбегает на авансцену и опрокидывает решетку над головами зрителей. Те шарахаются от теннисных мячиков. Кулинары убегают.)
ВЕДУЩИЙ (1): Вот видишь — отличная профессия!
ВЕДУЩИЙ (2): А можно еще в строители! Они такие сильные, ловкие!
(Входит группа Студентов во главе со Строителем. У Студентов в руках инструменты; трое с трудом тащат кирпичи, один из которых фальшивый.)
СТРОИТЕЛЬ: Прежде чем возвести здание, необходимо выбрать место для постройки. Вот вы... (Обращается к Студенту с настоящим кирпичом.) Как вы думаете, где лучше всего строить дом?
СТУДЕНТ (1): Надо, чтобы окна нашего дома выходили на север. Тогда жильцы смогут любоваться северным сиянием. Поэтому дом надо строить здесь. (С грохотом бросает на пол кирпич.)
СТРОИТЕЛЬ (к другому Студенту с настоящим кирпичом): А вы как думаете?
СТУДЕНТ (2): Я думаю, что окна дома должны выходить на юг, чтобы жильцам всегда светило солнце. Значит, надо строить здесь. (Бросает свой кирпич.)
СТРОИТЕЛЬ: Гм...
СТУДЕНТ (3) (с фальшивым кирпичом): Нет, коллеги, вы не правы! Посмотрите на наших зрителей! Их лица так и светятся улыбками! Дом надо строить там! (Бросает фальшивый кирпич в проход зрительного зала. Строители убегают.)
ВЕДУЩИЙ (1): Нет... что-то не то. Романтики не хватает.
ВЕДУЩИЙ (2): Тогда иди в разведчики! Куда уж романтичней! Представляешь: разведчик знает всех, его — никто...
(Звучит музыкальная заставка М. Таривердиева к телефильму "Семнадцать мгновений весны ". Строевым шагом входят и строятся в шеренгу студенты во главе с Разведчиком. Все в одинаковых серых костюмах, в очках, с приклеенными усами.)
РАЗВЕДЧИК: Товарищи будущие разведчики! Домашнее задание готово?
СТУДЕНТЫ (хором): Так точно!
РАЗВЕДЧИК: Что вам было задано? Доложите.
СТУДЕНТЫ (хором, четко): Изучить биографию разведчика Штирлица.
РАЗВЕДЧИК: Изучили?
СТУДЕНТЫ (хором): Так точно!
РАЗВЕДЧИК: Слушаю вас.
СТУДЕНТ (1): Штирлиц топил печку. Через два часа печка утонула.
СТУДЕНТ (2): Штирлиц сидел у окна. Из форточки дуло... Штирлиц закрыл форточку, и дуло исчезло.
СТУДЕНТ (3): Штирлиц отправился по грибы. Долго ходил по лесу, но ничего не нашел. "Не сезон", — догадался опытный разведчик и присел на снег.
СТУДЕНТ (1): Ночью Штирлиц шел по лесу. Из дупла сверкнули чьи-то глаза. "Сова", — подумал Штирлиц. "Сам сова", — подумал Мюллер.
СТУДЕНТ (2): Штирлиц ехал по шоссе, увидел голосующего Мюллера и проехал мимо. Через некоторое время он вновь увидел голосующего Мюллера и проехал мимо. Через некоторое время он вновь увидел голосующего Мюллера... "Кольцевая", — догадался опытный разведчик.
СТУДЕНТ (3): Штирлиц подошел к двери и повернул ручку. Дверь не отворилась. Штирлиц толкнул ее плечом. Дверь не поддалась. Штирлиц разбежался и бросился на дверь всем корпусом. Дверь не открылась. "Заперта , — догадался опытный разведчик.
РАЗВЕДЧИК: Так держать! Вольно. (Студенты одинаковым движением снимают очки и усы.) А теперь изучаем Гимн разведчиков. Приго-товьсь! (Выразительно читает текст; Студенты синхронно мимикой и жестами "дублируют "слова.)
РАЗВЕДЧИК: Отлично!
(Разведчики убегают.)
Гимн разведчиков:
Не думай Студенты прикладывают палец ко лбу;
о секундах вздернув руку, смотрит на часы;
свысока, встают на цыпочки, смотрят сверху вниз;
Наступит делают шаг вперед,
время — смотрят на часы;
Сам ударяют себя кулаком в грудь;
поймешь, ударяют себя по лбу;
наверное: разводят руками, пожимают плечами;
Свистят они, наклонившись вперед, беззвучно свистят в два пальца;
как пули имитируют передергивание затвора у винтовки;
у виска, — крутят указательным пальцем у виска;
Мгновения, на каждое слово поворачивают голову влево-вправо мгновения, и посвистывают;
мгновения... по окончании куплета встают по стоике "смирно".
ВЕДУЩИЙ (1): Как много на свете хороших профессий!
ВЕДУЩИЙ (2): И как хорошо, что у нас есть студенческий праздник — Татьянин день!
ВЕДУЩИЙ (1): И мы в этот день поздравляем всех студентов!
ВЕДУЩИЙ (2): И всех Татьян!
(Входят все ребята, изображавшие Студентов, и Татьяны. Исполняется студенческий гимн.)
Для веселья нам даны
Молодые годы,
Для веселья нам даны
Молодые годы.
Но уходит человек,
Жизнь его— короткий век
По вине природы,
По вине природы.
Лишь наука на земле
Служит людям вечно,
Лишь наука на земле
Служит жизни вечно.
Слава тем, кто нас ведет
Неустанно — все вперед
В жизни быстротечной,
В жизни быстротечной?
(Праздник заканчивается поздравлениями.)