Внеклассное мероприятие на тему «Творчество И.А. Крылова» (3 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого юбилейному творчеству
И. А. Крылова
«И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца».
Цели: воспитание любви к книге, интереса к литературе, к басням, уважения к личности Крылова И.А., его жизни и его творчеству.
Ведущий: Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Звучит музыка П. Чайковского «Сентиментальный вальс» (исполн.Г. Кауфман).
Ученик 1. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.
«Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Н. В. Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.
Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар, и млад. Его яркий талант сказался в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор веселых и злых комедий — таков Крылов — писатель конца XVIII века.
Басня «Осел и Соловей»
Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился»,
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул — и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.
Ученик 2. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля (нового стиля) 1769 года в семье скромного армейского офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, в течение долгих лет служил рядовым солдатом, затем ротным писарем, каптенармусом, сержантом. Не имея ни состояния, ни покровителей, он с трудом достиг капитанского чина. В 1751 году А. П. Крылов был зачислен рядовым в драгунский полк, стоявший тогда в Оренбургской губернии. Во время
восстания Пугачева отец будущего баснописца уже в капитанском чине принимал участие в военных действиях, а маленький сын его находился с матерью в осажденном Оренбурге.
В 1774 году А. П. Крылов вышел в отставку и получил назначение на должность председателя Тверского, губернского магистрата. В Твери маленький Крылов воспитывался под надзором матери, по словам самого баснописца, простой женщины, «без всякого образования, но умной от природы». Когда ему исполнилось десять лет, отец умер, и семья осталась без всяких средств. Она вынуждена была добывать хлеб насущный услугами в богатых домах, чтением псалтыря. Десятилетнего подростка определили «подканцеляристом» в тот же губернский магистрат, где служил его отец. Крылову пришлось с юных лет познакомиться с нравами провинциальных канцелярий, с казнокрадством и вопиющими злоупотреблениями приказных, столь ненавидимых народом. Мальчику запрещали даже чтение книг, которые он очень любил.
Басня «Ларчик»
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.
Ученик 3. Крылов воспользовался первой же возможностью оставить Тверской магистрат и перебраться на службу в столицу, куда семья Крыловых переехала зимой 1782 года. В сентябре следующего года Крылов поступает канцеляристом в Петербургскую казенную палату. Однако не служебная карьера привлекла молодого Крылова в столицу. В нем рано проявилось литературное призвание, горячий интерес к литературе и театру.
В год переезда в Петербург им написана начатая еще в Твери комическая опера в стихах «Кофейница».
В журнале «Утренние часы» Крылов анонимно опубликовал и первые басни: «Стыдливый игрок», «Павлин и Соловей». Журнал осуществлял широкую программу сатирического обличения дворянско- крепостнического общества.
Политическая обстановка тех лет становилась все более напряженной. Правительство настороженно следило за печатью.
Вскоре Крылов вышел в отставку и уехал в Москву. В январском номере журнала «Московский зритель» за 1806 год были напечатаны первые басни Крылова, определившие его дальнейший творческий путь. К началу 1806 года Крылов вернулся в Петербург, в котором и прожил все последующие годы.
Басня «Листы и корни»
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, праве
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своїй
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», —
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».
Ученик 4. После наполненной беспокойными событиями молодости жизнь Крылова с возвращением в Петербург входит в однообразное и мирное русло. Крылов принимает активное участие в литературной жизни. Он являлся членом литературных и научных обществ, был близко знаком с виднейшими писателями того времени.
Крылов сближается с кружком знатока и любителя искусств, впоследствии президента Академии художеств А. Н. Оленина. В доме Олениных собирались известные писатели, художники, ученые.
Во время начала царствования Александра I появилась возможность Крылову вновь вернуться к литературной деятельности. Наряду с баснями он в 1806-1807 годах пишет две комедии: «Модная лавка» и «Урок дочкам». Эти драматические произведения проникнуты были горячим патриотическим чувством, стремились возбудить в русском обществе любовь и уважение к своей национальной культуре.
Теперь уже Крылов не дерзкий бунтарь, задевавший стрелами сатиры саму императрицу. Он как бы замыкается в непроницаемую броню, прослыв среди окружающих чудаком и ленивцем. Он мог по целым дням сидеть у окна своей комнаты с излюбленной им трубкой или сигарой или лежать на диване, подолгу раздумывая о течении жизни. О его рассеянности и лени передавались многочисленные слухи и рассказы.
Такая слава ленивца и чудака помогала Крылову укрыться и от назойливого любопытства друзей, и от подозрительности правительства, предоставляя ему свободу для осуществления его творческих замыслов.
Таков был Иван Андреевич Крылов, великий русский баснописец, в молодые годы — смелый и непокорный бунтарь, а в зрелом возрасте вынужден был притаиться, спрятать свои подлинные мысли и чувства под покровом чудака и ленивца, «вполоткрыта» говоря горькую правду об окружающем в своих баснях.
Басня «Кукушка и Петух»
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» —
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова». —
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни — что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —
Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Ученик 5. В 1838 году состоялось торжественное чествование Крылова в ознаменование 50-летия его литературной деятельности. В своей речи В. Жуковский, приветствуя баснописца, сказал: «Наш праздник, на который собрались здесь немногие, есть праздник национальный; когда бы можно было пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нем участие с тем самым чувством, которое всех нас в эту минуту оживляет…» Василий Андреевич Жуковский охарактеризовал басни Крылова как «поэтические уроки мудрости», «которые дойдут до потомства и никогда не потеряют в нем своей силы и свежести: ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народами и их переживают».
Прослужив в Публичной библиотеке около тридцати лет, Крылов вышел в отставку в марте 1841 года, на 72-м году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове.
Личность Ивана Андреевича Крылова была настолько яркой, неординарной, загадочной, что о нем сочиняли анекдоты, рассказывали легенды. Многие истории дошли до нас, потому что многократно повторялись и были широко известны в литературных кругах.
Вот некоторые из них.
Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам, одним словом, мешал слушать).
Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
Это относится ко мне? — оживился сосед.
Ну как вы могли такое подумать! — ответил ему Крылов. — Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.
***
Один раз на прогулке Иван Андреевич встретил молодежь, и один из этой компании решил подшутить над телосложением писателя (он его, скорее всего, не знал) и сказал: «Смотрите, какая туча идет!», а Крылов посмотрел на небо и добавил саркастично: «Да, и вправду, дождик собирается. То-то лягушки расквакались».
***
Однажды на обеде у царицы Крылов сел за стол и, не здороваясь, начал есть. Жуковский удивленно закричал:
Прекрати, пусть царица тебя хотя бы попотчует!
А вдруг не попотчует? — испугался Крылов.
Ученик 6. О рассеянности Крылова ходили легенды. Так, однажды, собираясь на прием к императрице, Иван Андреевич надел новый мундир. Его друг Алексей Николаевич Оленин, придирчиво осмотрев друга, сказал: «Так я и думал! А пуговицы-то!» Оказалось, пуговицы (в те времена продавались завернутыми в кусочки тонкой бумаги) так и были пришиты неразвернутыми, то есть вместе с бумажками.
Над диваном в доме Крылова висела «на честном слове» огромная картина. Друзья просили его вбить еще пару гвоздей, чтобы она не упала и не разбила ему голову. На это он отвечал, что все рассчитал: картина будет падать по касательной и его не заденет.
Давая оценку личности Ивана Андреевича Крылова, Константин Батюшков сказал: «Этот человек — загадка, и великая». А Александр Сергеевич Пушкин очень тонко заметил в Крылове «веселое лукавство ума». В этом мы уже убедились и еще не раз убедимся.
Ведущий. Ребята, если вы внимательно слушали, то запомнили, что Крылов очень любил театр. У нас сегодня тоже подготовлены театральные номера по басням Ивана Андреевича. Предлагаем их вашему вниманию.
«Ворона и Лисица».
«Свинья под Дубом».
«Мартышка и очки».
Ведущий. Многие басни Крылова вы уже изучили. А насколько внимательны вы были при их чтении, мы сейчас проверим. Викторина «Басни Крылова» (Презентация).
Ведущий. Закончить наше мероприятие я хочу словами П.А.Вяземского.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Настоящий дар предвидения показал К. Н. Батюшков в своем высказывании об Иване Андреевиче: «Этот человек — загадка, и великая… Его басни переживут века».
9
«… Всякий шаг вы свой должны обдумать так…»
(по басням И.А. Крылова)
Оформление: сцена условно делится на четыре части; каждая из них в нужный момент освещается и декорирована соответствующе; слева на кулисах портрет И.А. Крылова, высказывание о значении его творчества (например: «… В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно-саркастическою насмешливостью; с его природною верностию взгляда на предметы и способность коротко, ясно и вместе кудряво выражаться» (В.Г. Белинский) и др.); в правой части сцены - кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть артист в облике баснописца Крылова, на столе свеча; свою часть сцены занимают окно барского дома, курятник, кушетка в барском доме.
Музыкальное оформление: музыкальный фрагмент из произведения конца 18-начала 19 в. как заставка между сценами постановки
СЦЕНА 1
Звучит музыкальный фрагмент. Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев на соответствующих частях сцены. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Музыка слегка приглушается.
Ведущий 1: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть – добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить – хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.
Ведущий 2: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность… И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас… Народная мудрость гласит:
Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.
Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.
Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.
Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.
Артист 5: По заслугам и честь.
Артист 6: Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука.
Артист 1: Живи своим умом, а честь расти трудом.
Артист 2: Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.
Артист 3: Каков есть, такова и честь.
Артист 4: Жизнь дана на добрые дела.
Артист 5: Добрая слава дороже богатства.
Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.
Ведущий 2: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…
Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.
СЦЕНА 2
Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):
Как часто я слыхал такое рассужденье:
«По мне пускай что хочешь говорят,
Лишь был бы я в душе не виноват!»
Нет; надобно еще уменье,
Коль хочешь в людях ты себя не погубить
Иль доброю наружность сохранить.
(обращаясь к залу, назидательно) …Вам знать всего нужнее,
Что слава добрая вам лучше всех прикрас
И что она у вас
Весеннего цветка нежнее.
Как часто и душа и совесть в вас чиста,
Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность
Язвить злословью вас дает возможность –
И ваша слава уж не та.
Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:
Не то я говорю; но только всякий шаг
Вы свой должны обдумать так,
Чтоб было не к чему злословью и придраться.
Звучит музыкальный фрагмент. Освещается и та часть сцены, где декорации представляют собой курятник. «Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.
СЦЕНА 3
Инсценировка басни «Крестьянин и Лисица»
Действующие лица: Крестьянин, Лисица
Крестьянин: «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть
Кур красть?..
Я, право, о тебе жалею!
Послушай, мы теперь вдвоем,
Я правду всю скажу: ведь в ремесле твоем
Ни на волос добра не видно.
Не говоря уже, что красть и грех и стыдно
И что бранит тебя весь свет,
Да дня такого нет,
Чтоб не боялась ты за ужин иль обед
В курятнике оставить шкуры!
Ну, стоят ли того все куры?»
Лисица: «Кому такая жизнь сносна?
Меня так все в ней столько огорчает,
Что даже мне и пища не вкусна.
Когда б ты знал, как я в душе честна!
Да что же делать? Нужда, дети;
Притом же иногда, голубчик кум,
И то приходит в ум,
Что я ли воровством живу одна на свете?
Хоть этот промысел мне точно острый нож».
Крестьянин: «Ну, что ж?
… Коль вправду ты не лжешь,
Я от греха тебя избавлю
И честный хлеб тебе доставлю;
Наймись курятник мой от лис ты охранять:
Кому, как не Лисе, все лисьи плутни знать?
Зато ни в чем не будешь ты нуждаться
И станешь у меня как в масле сыр кататься.»
Крестьянин: Торг слажен…
Лисица: И с того же часа
Вступила в караул Лиса.
Пошло у мужика житье Лисе привольно;
Мужик богат, всего Лисе довольно…
Крестьянин: Лисица стала и сытей,
Лисица стала и жирней,
Но все ж не сделалась честней:
Некраденый кусок приелся скоро ей…
(Лисица забирается в курятник, раздаются голоса растревоженных кур)
И кумушка тем службу повершила,
Что, выбрав ночку потемней,
У куманька всех кур передушила.
Баснописец (обращаясь к залу, назидательно):
В ком есть и совесть, и закон,
Тот не украдет, не обманет,
В какой бы нужде ни был он;
А вору дай хоть миллион –
Он воровать не перестанет.
Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на декорациях курятника. Освещается та часть сцены, где декорации представляют собой окно барского дома. «Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.
СЦЕНА 4
Инсценировка басни «Две собаки»
Действующие лица: Жужутка, Барбос
Баснописец («сочиняя басню»):
Дворовый, верный пес
Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластяся, как будто бы к родне,
Он с умиленья чуть не плачет,
И под окном
Визжит, вертит хвостом
И скачет.
Барбос: «Ну, что, Жужутка, как живешь,
С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несешь?»
Жужутка: «На счастье грех роптать…
Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живешь?»
Барбос (повесив нос): «Я…
Живу по-прежнему: терплю и холод
И голод,
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случай попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?»
Жужутка: «Чем служишь? Вот прекрасно!
На задних лапках я хожу.»
Баснописец (обращаясь к залу, назидательно):
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на декорациях окна барского дома. Освещается та часть сцены, где декорации представляют собой комнату барского дома. «Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.
СЦЕНА 5
Инсценировка басни «Гребень»
Действующие лица: Няня, Мальчик
Няня: Дитяти маменька расчесывать головку
Купила частый Гребешок.
Мальчик:Не выпускает вон дитя из рук обновку:
Играет иль твердит из азбуки урок;
Свои все кудри золотые,
Волнистые, барашком завитые
И мягкие, как тонкий лен,
Любуясь, Гребешком расчесывает он.
Няня: И что за Гребешок? Не только не теребит,
Нигде он даже не зацепит:
Так плавен, гладок в волосах.
Мальчик: Нет Гребню и цены у мальчика в глазах.
Няня: Случись, однако же, что Гребень затерялся,
Зарезвился мой мальчик, заигрался,
Всклокотил волосы копной.
Лишь няня к волосам, дитя подымет вой:
Мальчик: «Где Гребень мой?»
Няня: И Гребень отыскался,
Да только в голове ни взад он, ни вперед:
Лишь волосы до слез дерет.
Мальчик: «Какой ты злой, Гребнишка!»
Баснописец («сочиняя басню»):
А Гребень говорит: «Мой друг, все тот же я;
Да голова всклокочена твоя.»
Мальчик: Однако ж мальчик … от злости и досады
Закинул Гребень свой в реку:
Теперь им чешутся Наяды.
Баснописец (обращаясь к залу, назидательно):
Видал я на своем веку,
Что так же с правдой поступают.
Поколе совесть в нас чиста,
То правда нам мила и правда нам свята,
Ее и слушают и принимают:
Но только стал кривить душей,
То правду дале от ушей.
Звучит музыкальный фрагмент. Освещается вся сцена. «Оживают» все артисты.
СЦЕНА 6
Музыка приглушается, но звучит. Все артисты по очереди произносят начало цитат из басен Крылова, вывод-концовка звучит из уст «баснописца».
Артист 1: В природе и в чинах высокость хороша…
Баснописец: Но что в ней прибыли, когда низка душа?
Артист 2: Как хочешь ты трудись,
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы…
Баснописец: Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
Артист 3: Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку…
Баснописец: Кто делов истинно – тих часто на словах,
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму.
Артист 4: Истинная благость
Без всякой мзды добро творит…
Баснописец: Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.
Артист 5: Кто добр поистине…
В молчаньи тот добро творит…
Артист 6: А кто про доброту лишь в уши всем жужжит,
То часто только добр на счет другого,
Затем, что в этом нет убытка никакого.
Баснописец: Да, надобно еще уменье,
Коль хочешь в людях ты себя не погубить
Иль доброю наружность сохранить.
… Всякий шаг
Вы свой должны обдумать так,
Чтоб было не к чему злословью и придраться.
Все артисты (хором, обращаясь к зрителям): Запомним: всякий шаг мы «свой должны обдумать так, / Чтоб было не к чему злословью и придраться»!
Звучит музыкальный фрагмент. Занавес.