12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анпилогова Любовь Николаевна1626
" Сейте разумное, доброе, вечное" Учитель
Россия, Воронежская обл., село Лозовое
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Внеклассное занятие. Устный журнал.

Тема: Международный день родного языка

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днём родного языка. Формировать интерес к русскому языку посредством лингвистических игр.

Задачи: воспитание интереса к родному языку;

формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;

воспитывать патриотизм;

развитие познавательной активности учащихся через форму устного журнала работы стимулировать интерес детей к изучению родного языка.



Ход мероприятия:

Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
Люби его за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твоё общенье
Не допусти к нему пренебреженья.

Учитель: Язык – самый сильный инструмент сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Каждый народ владеет неповторимой культурой, историей, традициями, образом жизни и, конечно же, языком.

Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нём говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык.

Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Учитель: Сегодня, ребята, мы проведём « Устный журнал» на тему «Международный день родного языка»

Вы все побывали в роли корреспондентов и собрали большой материал.

Страница 1 « Великое русское слово»

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

Действительно, слово – это великая сила.

Читают дети:

1.Много слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

2.Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,

3.Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым талоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помощь!

В.Шефнер «Слова»

Россия – многонациональная страна, в которой звучат разные языки, уживаются разные культуры. Язык и культура, быт и уклад жизни народов соседей, проживающих на территории России, постоянно взаимодействуют, обогащая друг друга: по телевидению и радио звучат национальные мелодии на языках народов России, создаются книги. Государство активно развивает и бережно поддерживает традиционные культуры всех проживающих народов.

Отмечая 21 февраля Международный День родного языка, давайте определимся, что же мы можем сделать для сохранения нашего языка и культуры? Ответы детей…

- изучать русский язык;

- историю народа, культуру и традиции;

- не засорять язык плохими словами; (не думай, что употребляя грубые слова, ты покажешься взрослее)

- хранить культуру нашего народа;

-любить родной язык и свою Родину.

Говорят дети:

1.Он  так  могуч  и   так   прекрасен
Суровый   РУССКИЙ   наш  язык!
Мир  покорен   одной   лишь фразой,
С  которой   дрался  наш  мужик,
Когда  громил  фашистов  клятых,
И  шел  в  атаку   на  врага.
И  пели РУССКИЕ солдаты,
Когда до  смерти три  шага,
На  РУССКОМ  РУССКУЮ  «Катюшу»,
И  было   легче  во  сто  крат.
И  враг  коварный   песню  слушал,
В  руках  сжимая   автомат.

2.Есенин  наш  под звуки  танго,
Или  танцуя   вальс,  фокстрот,
Любил  прекрасной   иностранке
Шепнуть  на РУССКОМ пару  строк.

Когда  ворвались   в  космос  бурей
Мы  на железном   рысаке,
Услышал   мир:   Гагарин   Юрий
Дал  старт  на  РУССКОМ   языке.

3.Мы   речь  родную с  детства   слышим,
На  РУССКОМ  пишем,  говорим.
Олимпиады   РУССКИЙ   Миша
Все  страны  мира  покорил.

Наш   РУССКИЙ   так   многообразен,
Изящен,  скромен   и   силен:
Он  для  врага  настоль  опасен,
В  любви  насколько  ласков  он.

Оставь,  мой  друг,  свои  сомненья,
И  честь  родного  языка
Неси  достойно  поколеньям
На все  грядущие  века.

Страница 2 «Русский язык – душа русского народа»

Дома вы, ребята, подготовили высказывания  великих людей о русском языке. И это не случайно. Сегодня, 21 февраля – Международный день родного языка. Наше мероприятие посвящено именно этому дню. Мы русские и язык наш родной, национальный - РУССКИЙ ЯЗЫК.

1 ученик. «В русском языке отразились русская душа и русский характер, как отражается ландшафт на выпуклой поверхности стекла»
Н.В. Гоголь

2 ученик. А.И.Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

3 ученик «…Русский язык вобрал в себя и нежность французского, и темперамент итальянского, и гортанность немецкого, и высоту латинского…»
М.В. Ломоносов

4 ученик.«Слово может быть орудием зла и добра… 
И потому со словом надо обращаться с уважением к этому великому человеческому свойству…»
Толстой Л.Н.

5 ученик. Л. Н. Толстой,:«Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти».

Всегда помните о великой силе слова, которую отметил великий писатель.

Страница 3. « Каждый национальный язык – ценность народа»

Учитель. Около 6000 языков существует в мире, половина из которых  на грани исчезновения. Каждый язык – ценность. Он отражает историю своего народа, его опыт, жизненную мудрость. Так почему же столько внимания сегодня уделяется родному языку? День 21 февраля объявлен Международным Днем родного языка. Он отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью сохранения и развития языков, своего культурного наследия.

 Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.

 Откуда взялось слово здравствуй? Это исконно русское, славянское приветствие означает: будь здоровым.

Приветствие на разных языках мира

На русском языке   - здравствуйте;

На белорусском языке - витаю;

На грузинском языке   - гамарджоба;

На украинском языке   - добрий ранок;

На азербайджанском языке- салам;

На английском языке- хэллоу;

На венгерском языке   - йоу напот;

На турецком языке   - мерхаба;

На узбекском языке   - ассалому алейкум;

На французском языке - салю;

На финском языке   - хыва пайва;

На польском языке   - джень добрый;

На китайском языке   - не хоу и нии хау.

Страница 4 « Жемчужины русского языка»

Жемчужина 1. Загадки, ребусы

t1708286427aa.jpg









t1708286427ab.jpg





t1708286427ac.jpg



Жемчужина 2 . Конкурс «Доскажи пословицу»

Учитель: Ребята, я читаю начало пословицы, а вы заканчиваете.

Сначала подумай, потом … (говори).

Сумел взять – умей …(отдать).

Терпение и труд, всё…(перетрут).

О дереве судят по плодам, а о человеке по...(делам).

Не спеши языком …

«Узнай пословицу по двум словам»

Учитель: Послушайте пару слов и скажите, в какой пословице они встречаются.

100 рублей – 100 друзей.

Поспешишь — насмешишь.

Поспешишь — людей насмешишь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Язык – дело.

Не спеши языком, торопись делом.

Труд-лень.

Труд кормит, а лень портит.

Семь-один.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Жизнь, дела.

Жизнь дана на добрые дела

Жемчужина 3 «Почему мы так говорим?»

Учитель: Крылатые выражения - это сочетания слов, которые стали всем привычными. Например, когда человек отправляется на трудное задание, ему принято желать ни пуха, ни пера. Кто знает, откуда пошло такое выражение? Оказывается, его придумали охотники. Отправляясь на охоту, они боялись спугнуть удачу и притворно желали друг другу не принести домой ничего - ни пуха, ни пера. Теперь это ходячее выражение, которое означает пожелание успеха.

Ребята, объясните , что означают данные крылатые выражения ?

t1708286427ad.jpg



t1708286427ae.jpg

Жемчужина 4. «В мире скороговорок»

Конкурс. Кто быстрее и правильно скажет скороговорку.

Белые бараны били в барабаны.

Все бобры для своих бобрят добры.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

В семеро саней, по семеро в сани уселись сами.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.

Синичка, синичка, воробью - сестричка.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

Страница 5 « Великий учёный»

Скороговорки и стихи любил собирать и сочинять Михайло Васильевич Ломоносов, который занимался не только языкознанием. Он очень много сделал для самых разных наук, поэтому А. С. Пушкин называл его «первым нашим университетом».

t1708286427ag.jpg



Какие слова ввел в обиход М. В. Ломоносов?

До него в нашем языке не было таких понятий, как «атмосфера», «барометр», «вязкость», «кристаллизация», «микрометр», «оптика», «эфир» и некоторых других. Впервые учёный стал использовать их в своих научных трудах, а потом они вошли и в разговорную речь. Сам Ломоносов об этих новых для русского языка словах говорил так: «Надеюсь, со временем они через употребление всем знакомы будут».

А знаете ли вы, что Ломоносов занимался переводами, так как хотел, чтобы русские читатели познакомились с замечательными произведениями других народов. Ломоносов переводил с древнегреческого, латинского, немецкого, английского, французского и итальянского языков.

Ученик: Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!

Каждый язык — это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.  Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.  Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, - это целый мир, полный прелести и волшебства.

Учитель:

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Последняя страничка нашего устного журнала прочитана. Вы много нового мы узнали сегодня о нашем родном языке - русском. Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей жизни.

Любите, цените и берегите наш меткий, богатый, добрый честный  и правдивый русский язык.



Использованная литература и источники сети Интернет

https://ppt-online.org/297291

https://vk.com/wall-100897580_3266

https://coolsen.ru/120-primerov-frazeologizmov-v-kartinkah/

В. Волина. «Веселая грамматика», Москва. «Знание», 2007.







Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.