Внеклассное занятие по исследовательской работе "Новая жизнь бумаги"
Внеклассное занятие по исследовательской работе «Новая жизнь бумаги»
Цель: знакомство детей с изготовлением бумаги своими руками.
Задачи:
- расширять и углублять знания и представления детей о бумаге.
- научить «делать» бумагу из вторичного материала, использовать отходы бумаги в практических целях, изготавливать поделки.
- формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к деревьям.
- развивать внимание, познавательную активность детей.
- закрепить знания о некоторых свойствах бумаги.
Предварительная работа: знакомство с различными видами бумаги и их свойствами. Чтение Б.Житков «Откуда пришла бумага?», чтение стихов о бумаге. Рисование «Был листочек белым, стал цветным», опыты с бумагой.
Материалы и оборудование: рамки с сеткой, полотенца, х/б ткань, губки, макулатура, вода, ведро, клей ПВА, цветочки из бумаги, сердечки из переработанной бумаги, силуэты птиц, зверей, деревьев, готовые изделия, листы из переработанной бумаги, игрушки из дерева.
Словарная работа: макулатура.
Ход занятия. Сюрпризный момент. Сценка «Электронная почта».
Дима. Давай компьютер включим?
Антон. Зачем?
Дима. Мне письмо надо на принтере распечатать.
Антон. Какое письмо?
Дима. Виталя должен мне письмо прислать на электронную почту.
Антон. И ты хочешь распечатать, чтобы прочитать?
Дима. Ну да.
Антон. А как ты, думаешь для чего электронную почту придумали?
Дима. Чтобы письма быстрее доходили.
Антон. Не только это, а ещё, чтобы бумагу на письма не тратить.
Дима. Да мне ж только один листочек.
Антон. Тебе листочек, другому листочек, а в итоге придется лишнее дерево срубить. Письмо можно и на мониторе прочитать.
- Ребята, как вы думаете, прав Антон, что бумагу надо экономить? Как мы ее экономим в классе? Как нужно относиться к бумаге?
(Бережно, не рвать книги, аккуратно рисовать на листе бумаги. Раскраски распечатываем на использованной бумаге, не выкидываем, складываем).
- О чём на занятии будем говорить? (О бумаге, о сохранении бумаги).
- Да, мы будем говорить о бумаге, о том, как делают бумагу и из чего ее делают и что можно сделать из бумаги. И наше занятие так и называется «Новая жизнь бумаги».(Хором читают).
- Ребята, назовите предметы, которые стоят у меня на столе. (Ложка, пирамидка, шкатулка, кубик, бумажный самолетик, бумажный кораблик).
- Все предметы разные, но скажите, что их все объединяет? Что у всех этих предметов общее? Из какого материала сделаны все предметы? (Ответы детей).
- Да, все эти предметы сделаны из дерева. Но почему среди деревянных предметов лежит бумажный самолетик? (Ответы детей).
- Да, бумагу получают из дерева, но это не значит, что она растет на деревьях. От дерева до бумаги длинный путь, это очень долгий и непростой процесс. Давайте посмотрим презентацию «Процесс изготовления бумаги».
1 слайд. Для того чтобы у нас с вами была бумага, трудится очень много людей. Путь бумаги начинается на лесной полянке.
2 слайд. Сначала дерево рубят. Например, так.
3 слайд. Или специальной мощной бензопилой.
4 слайд. Или такой машиной, еще более мощной.
5 слайд. Бревна отправляют на фабрику для обработки.
6 слайд. Там их измельчают в щепки-крошки и добавляют воду.
7 слайд. Получается бумажная масса и ее варят в специальном растворе.
8 слайд. Далее бумажное полотно проходит через валики и все больше отжимается от воды.
9 слайд. Затем бумага просушивается, прессуется. Ее утюжат большим валиком, сушат, гладят.
10 слайды. И только после этого получается бумага.
11 слайд. Бумагу режут на листы, упаковывают и отправляют в магазины.
12 слайд. Это очень тяжёлый труд, поэтому мы должны бережно относиться к изделиям из бумаги и беречь лес от лишней вырубки. (На доске картинки деревьев, животных, птиц).
- Лес - это дом для животных, птиц, насекомых. Это - огромная дружная семья. Представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева. В природе все взаимосвязано: мы спасаем деревья и тем самым помогаем животным, птицам и насекомым.
(Убрать с доски деревья).
Решение проблемной ситуации: «Что будет, если с земли исчезнут деревья?»
- Деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц).
- Деревья вырабатывают кислород, которым дышим мы и животные. Если не будет деревьев, ухудшится качество воздуха, ведь деревья помогают очищать воздух.
- Как вы думаете, почему в городах и селах высаживают много деревьев? Ведь, чем больше деревьев, тем комфортнее чувствуют себя жители. Люди, которые живут в окружении деревьев, чувствуют себя более счастливыми и довольными жизнью. (Деревья отлично поглощают шум).
- А если будет наводнение, а деревьев нет...Что произойдет? Деревья впитывают огромное количество воды во время дождей, поэтому без деревьев нас ждут наводнения. Животные и растения погибнут.
- А сколько деревьев гибнет при лесных пожарах. Поэтому мы должны соблюдать правила пожарной безопасности в лесу. Ведь большинство лесных пожаров происходит по вине человека.
- Много деревьев вырубается для изготовления различных вещей. Поэтому человек должен вырубать деревья с умом: вырубил дерево –посади новое, а лучше два.
- Послушайте стихотворение в исполнении Витали.
Виталя.
Закрой глаза, представь себе,
Как будет страшно на Земле,
Когда не станет вдруг деревьев,
Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь
Ни колоска, ни василька.
- Будем природу беречь?
- Ребята, книги, журналы, газеты изготовлены из чего? (Из бумаги).
- Но приходит время, и газеты, и журналы, и книги приходят в негодность и мы стараемся избавиться от старой ненужной бумаги. А как называется старая ненужная бумага, которая отслужила свой срок? (Макулатура).
На доску слово «макулатура».
- Давайте хором скажем слово «Макулатура».
(На доску картинку с изображением макулатуры).
- Самое простое чем вы можете помочь деревьям – это собирать и сдавать макулатуру. Ведь 100 кг макулатуры спасают одно дерево.
(На доску картинку с изображением детей с макулатурой).
- Дима расскажет стихотворение.
Дима.
Я расту у вас в лесу, людям пользу я несу.
Выделяю кислород, день за днём из года в год.
Не рубите Вы меня, долго жить мечтаю я!
Лес зелёный нужен нам! Помогу дышать я Вам!
Жить хочу я! Помогите! Вы бумагу принесите,
Вместе мы её сдадим, лес зелёный сохраним!
- Будем собирать макулатуру и делать поделки?
- Скажите, а чем была макулатура раньше? Конечно новыми книгами, газетами, журналами.
(Слева выставляю картинку новых книг, газет, журналов).
- А новые книги, газеты, журналы, до того, как они попали к нам, чем были? Верно, белыми чистыми листами бумаги и находились они в типографии.
(Слева выставляю картинку с изображением чистого листа).
- А чем была белая чистая бумага, до того, как ее привезли в типографию? Конечно, бумага была деревом, возможно березой, а может быть елью или дубом. Потому что бумагу могут делать практически из любого дерева.
(Слева выставляю картинку деревьев).
- А дерево раньше было чем? Верно, маленьким ростком, который появился из семени.
(Слева выставляю картинку ростка).
- С такого маленького росточка начинается жизнь деревьев. Сколько лет нужно расти этому росточку, чтобы вырасти большим деревом?
А чтобы они долго росли и радовали нас, мы будем их сохранять, оберегать, садить деревья. А вы в школе и дома садите деревья?
- В нашем танце покажем, как мы любим и оберегаем нашу природу.
Физминутка «Бабочка по небу летит». (Дети рассаживаются по своим местам).
Пальчиковая гимнастика с бумагой.
- Сейчас мы проведем исследование бумаги.
- У каждого на столе на столе лежит карточка, которая вам подскажет, какие действия вы будете совершать с бумагой.
- Прочтите, что будете делать? (Дети выполняют действия). (Музыкальный фон «Две руки»).
- А если зальем водой, что будет с бумагой? (Намокнет). Вот с этого момента и начинается наш процесс изготовления новой бумаги. Бумага в воде должна постоять несколько часов и намокнуть.
- Разминаем, разрываем намокшую бумагу на мелкие кусочки. Когда она намокнет, ее легче рвать.
- Мы с вами получили кашицу из бумаги. А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги.
Помещаем в рамочку достаточное количество смеси и кладём на ткань, переворачиваем сеточку, отделяем смесь от сеточки, убираем лишнюю воду губкой и оставляем до полного высыхания.
Показ готовых изделий из бумаги и листы бумаги.
- У нас получилась необычная бумага, у каждого свой оригинальный листочек, а из листочков мы вырезали вот такие сердечки, которые мы сейчас оформим и подарим (кому?) мамам.
(Звучит песня Жасмин «Мамино сердце». Дети приклеивают цветочки на сердечки).
- На партах у вас клей и цветочки, украшаем наши сердечки цветочками. Приступаем к работе.
- Работы получились замечательными, красочными и оригинальными, вы вложили в них тепло своей души. Самый лучший подарок маме — это подарок, сделанный своими руками.
Итог.
- Что мы делаем, чтобы дать бумаге новую жизнь? (Перерабатываем).
- А для чего важна и нужна переработка бумаги? (мы спасаем несколько деревьев от вырубки).
- Кому мы помогаем, если спасаем деревья? (животным, птицам, насекомым, себе).
- Скажите, трудно делать бумагу своими руками? А интересно? (ответы детей).
- Как вы будете экономить бумагу? (Писать с обеих сторон листа, не тратить зря туалетную бумагу и бумажные полотенца. Отправлять письма по электронной почте).
Рефлексия.
- Ребята, если вам нравится делать новую бумагу, то встаньте, подойдите к доске и покажите свои сердечки. А если не нравится — оставайтесь на своих местах.
Антон.
Пустая, голая земля. Как будет страшно!
Ты представил? А чтоб такому не бывать,
Давай же будем мы природу Все. Любить, жалеть и уважать.
- Спасибо, ребята, за вашу работу. Вы молодцы!