Исследовательская работа «Вышивальщицы села Новая Безгинка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобезгинская средняя общеобразовательная школа
Новооскольского района Белгородской области»
Исследовательская работа
«Вышивальщицы»
История вышивки и вышивальщицы села Новая Безгинка
Автор работы: Козаренко Софья,
ученица 9 класса
Руководитель: Ломаченко Елена Ивановна,
Новооскольский район,
Белгородской области,
с. Новая Безгинка. ул.Центральная 88
Тел. 5-73-31.
«НАРОД, ЧТЯЩИЙ ПРЕДКОВ, ВОЗВЫШЕН ИСТОРИЕЙ»
В.Колесников.
Вышивальщицы–люди особой породы
У них свои чаяния и невзгоды
Желанья – что б нитки хватило на ряд
Иголки в руках у них просто горят…
Мы живем в непростое время технического прогресса и информационного бума, который порой просто накрывает нас с головой. История человечества всегда шла рука об руку с развитием различных ремесел и искусств и история вышивки не исключение.
Вышивка сегодня — это увлекательный, творческий процесс, позволяющий не только отвлечься от проблем насущных, но и создать своими руками прекрасные картины и предметы интерьера, которые будут радовать вас и ваших близких долгие годы.
Актуальность вышивки как искусства и ее практическая ценность состоят в том, что вполне можно при некоторой сноровке украсить неповторимым и оригинальным рисунком самые разные собственные вещи. Помимо этого вышивка открывает и совершенно уникальные возможности для изготовления подарков своими руками.
Я поставила себе цель: изучить культуру, обряды, традиции, обычаи и словарь Новобезгинского поселения
Исходя из цели я поставила перед собой следующие задачи:
- изучение истории вышивки гладью;
- укрепить связь поколений;
- развивать любовь и уважение к истории своего края;
- сохранить и приумножить богатство наших предков.
Вышивание зародилось с появлением первого стежка, когда первобытный человек начал мастерить себе одежду из шкур животных. Первыми материалами для вышивки стали жилы животных и волосы. Намного позже люди начали использовать нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, драгоценные камни, жемчуг, бусы, бисер, ракушки, монеты и т. д.
Однако во все времена вышивка была связана с природой, трудом и бытом людей. Она отражала их представления и художественные вкусы, именно поэтому у каждой нации сложились свои национальные особенности, мастерство. Сначала использовали каменное и костяное шило. Затем люди научились делать бронзовые и стальные иглы, что помогло усовершенствованию вышивки и изобретению новых способов вышивания.
Искусство вышивания имеет многовековую историю, оно начало развиваться в 9-10 веках. Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом. Вышивка выполнялась разным способом — росписью, крестом, гладью, набором. Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани.
В вышивке полотенец нашли свое отражение идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й половины XX века сохраняются древние символы.
С появлением машинной вышивки, ручная работа не утратила своей популярности. Сегодня в массовом производстве одежды и аксессуаров, а также в символике государственной власти: флагах, гербах, конечно же используется машинная вышивка, ручная вышивка крестом и гладью выделилась в отдельное направление.
Вручную по-прежнему расшивается церковная одежда, только натуральным шелком и жемчугом вышиваются иконы, очень дорого ценятся вышитые гладью и крестиком картины и предметы интерьера: скатерти, салфетки, прихватки, полотенца и т.д. Особое место занимает вышитая одежда, вышивка на одежде всегда уникальна. Я узнала кто из жительниц нашего села занимается вышивкой и побеседовала с ними.
Воспоминания сторожила села - Комиссаровой Елены Исаевны
Одежду на Руси делали из льняной ткани, причем это был очень трудоемкий и долгий процесс. Сначала пряли льняную нить, или кудель, затем ткали холст. В зависимости от толщины кудели ткань получалась толстой или тонкой. Затем холсты отбеливали на снегу в солнечный зимний день. Из овечьей шерсти изготавливали пряжу и ткали из нее шерстяные полотна. Кроме того, из шерсти делали валяную ткань и валяные изделия. Весь свой гардероб - сарафаны, рубахи, платки, фартуки, верхнюю одежду украшали вышивкой, кружевом. Белье, полотенца, подзоры, скатерти и занавески также оснащали вышивкой, узоры для которой придумывали самостоятельно. Это были растительные орнаменты, цветы, изображения животных, человека.
Многим рисункам придавали магическое значение, поэтому некоторые вышитые вещи считались оберегами, которые защищали дом, людей и животных от различных бед и болезней.
Считалось, что вышивкой люди пытались защитить самые уязвимые места от злых чар и болезней. Поэтому украшали перед и спину рубахи и сарафана, ворот, борта, горловину, косой разрез, плечи, низ рукавов.
На селе вышивкой женщины занимались чаще зимой, когда уже не было работ в поле, лесу, огороде. Работали они при свете лучины. В то время не было книг, поэтому мастерицы учились друг у друга; а так как все села и деревни были разобщены, то в каждом населенном пункте вышивка, как и другие виды народного творчества, имела свои особенности. Со временем местные связи расширялись и мастера перенимали опыт своих соседей, обогащая и улучшая собственные узоры. Таким образом создавалась вышивка с местными чертами. Даже в настоящее время вышивка мастериц отличается.
Рассказ жителя села - Дороновой Валентины Пантелеймоновны
C чего начинается вышивка?
Конкретно мне трудно сказать,
Но в общем, какая мне разница –
Я просто люблю вышивать!
Вот так начался рассказ Валентины Пантелеймоновны. (Бабы Вали). Она просто любит вышивать. Когда наступают долгие зимние вечера она начитает заниматься вышивкой. Свои работы дарит своим родственникам, подругам, знакомым. Вышивать начала в детстве. Мама и бабушка вышивали и она научилась. Она вышивает рушники (Приложение 1), наволочки (Приложение 2), салфетки (Приложение 3). Баба Валя научила и меня вышивать.
В нашем селе многие женщины занимаются вышивкой. Это: Ананичева Вера Алексеевна, Саенко Мария Пантелеймоновна, Фалько Эмелия Павловна, и др
В результате проведённой работы я познакомилась с историей вышивки, с вышивальщицами нашего села и сама научилась вышивать (Приложение 4) Продолжила сбор экспонатов в школьный краеведческий музей. (Приложение 5)
Я хотела бы узнать больше об особенностях быта, культуры, традициях и обычаях нашего поселения. Этим я хочу заняться в последующие годы, чтобы сохранить историю для других поколений. Ведь наше село – это капелька нашей большой Родины.
Приложения 1
РУШНИКИ
Приложения 2
НАВОЛОЧКИ
Приложения 3
CАЛФЕТКИ
Приложение 4
МОИ РАБОТЫ
Приложение 5
Музей старины в Новобезгинской СОШ.
Старинная вышивка
Любовь
Белянина Светлана Николаевна