Внеклассное занятие на тему «Уважай старших» (5 класс)
Открытое занятие на тему: «Уважай старших»
Разработала и провела: воспитатель МКОУ «Чермозская КШИ»,
Тараканова Светлана Васильевна, 20.02.2022 г.
Цели: воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям.
Оборудование: жетоны для викторины, медали «Самый вежливый», презентация.
Ход занятия:
-Добрый вечер, ребята! Давайте настроимся с вами на хорошую работу. На доске, в разброс, прикреплены слоги. Вы должны составить из них слово. Кто попробует? (У-ва-же-ние).
-Правильно, а тема нашего занятия «Уважай старших»
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости, в игровой форме вспомним правила вежливости, обсудим пословицы и поговорки об уважении к старшим.
-Ребята что же такое уважение(ответы) слайд, чуткость (ответы) слайд, отзывчивость(ответы) слайд, почтение слайд? Слайд с терминами. На доску крепятся слова уважение, чуткость, отзывчивость, почтение. (Приложение 1)
Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, помочь в чем-либо и т. д.)
- Вы знаете, что человек-невежа не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны. Сейчас Коля прочтет стихотворение, в котором герой произносит неправильно слова «спасибо», «здравствуйте», «пожалуйста», «простите»
Простого слова «извините» не одолел его язык.
Ему бывает часто лень сказать при встрече:
«Добрый день!»
Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово!»
Он вместо слова «здравствуйте» бурчит,
А вместо слова «до свидания» не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел... Пока! Всего!»
- Ребята, как вы назовете такого человека? (Невежа.)
- А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас проведем викторину. Кто первый и правильно ответит - получает жетон.
Викторина
Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?
Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.
Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс?
(Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)
Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на Улице, дома?
Ответ. Остановиться, поздороваться первым.
Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?
Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.
Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)
Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?
(Добиться соответствующего ответа.)
Вопрос. К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?
Ответ. Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.
Итог викторины. Подсчитать жетоны, наградить победителей медалями «Самый вежливый».
Физкультминутка-давайте немного отдохнем: посмотрите на лево, направо, опустите голову вперед, назад, вытяните руки вверх, в сторону и положите их на колени. Продолжаем наше занятие.
На прошлом занятии вы читали рассказ Осеевой «Бабка». (приложение 2)
Беседа - диалог ( по прочитанному произведению)
-Давайте вспомним о чем был рассказ.
- Как бабушка относилась ко всем в доме?
- Что она делала для отца Бори?
- Что она делала по хозяйству?
- Что она делала для Бори?
- Какой же была бабушка?
- Как можно о ней сказать?
- Чему она учила Борю?
- Как же к ней относился Боря?
- Чему научил товарищ Борьку?
На слайде ( «Обидеть, что ударить, приласкать - надо слово искать».) ребята. Как вы думаете, относится ли эта пословица к рассказу? Почему?
-Товарищ научил Борьку уважать старших, а я думаю, что этот рассказ научит вас уважать тех, кто окружает вас.
-Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Все они выражали в пословицах и поговорках. Давайте прочитаем и постараемся объяснить их.
Пословицы
Не смейся над старым: и сам будешь стар.
За старой головой - как за каменной стеной.
-Молодцы, А сейчас давайте послушаем стихи про уважение.
Не жалейте добрых слов привета
Для больных, усталых стариков.
Что бы их душа была согрета,
Им не надо слишком много слов.
Иногда достаточно улыбки,
Или просто взгляда добрых глаз,
Что бы мир их сумрачный и зыбкий
Озарился радостью тот час.
Вы не допускайте им в печали
Опускаться горестно в постель,
Эти руки некогда качали
Безотказно вашу колыбель.(Дима)
Будьте им надежным, верным другом.
Пусть их ваша не страшит беда,
Жутко ведь, когда глядят с испугом
Вам в лицо любимые глаза.(Юра)
Те глаза, которые с тревогой
Вглядывались в детское лицо,
Или, провожая вас в дорогу,
Вслед глядели, выйдя на крыльцо.
Те глаза, которые украдкой
Прятали надежду, как в бреду
Плакали над детскою кроваткой,
Отведя нависшую беду.(Никита)
Самое нелепое на свете,
Самая ужасная беда -
Когда старость обижают дети,
Позабыв о прошлом навсегда!
Но о прошлом этом забывая,
Вспоминайте все же каждый раз:
Старость - беспощадная, лихая,
Впереди у каждого из нас!(Ваня)
Подведение итогов
-Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали? Как вы будете относится к старшим?
-Я хочу подарить вам памятки, которые помогут вам в жизни. (Приложение 3)
- Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых. Спасибо за внимание!