12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Краснова Ирина Яковлевна30
Учитель начальных классов
Россия, Москва, Москва

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «Разговоры о Важном»

для обучающихся 2  класса,

классный руководитель Краснова И.Я.,

по теме

«ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА

НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ»

Цель занятия: формировать представления обучающихся о жертвах среди мирных советских граждан и преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны.

В ходе занятия актуализируются ценности: жизнь, достоинство,

патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и

преемственность поколений.

Планируемые результаты:

Личностные:

- эмоциональная реакция на проявление несправедливости, жестокости, стремления захватить чужие земли для личной выгоды;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны;

- активное участие в освоении исторического материала;

- проявление положительного отношения (уважения, гордости) к

героическим событиям прошлого, демонстрирующих патриотические чувства предков.

Метапредметные:

- участие в познавательной деятельности: активность при выполнении заданий и в учебных диалогах;

- умение оценивать настроение, которое рождается при восприятии

героических страниц истории нашей страны;

- участие в совместной деятельности;

- умение сравнивать информацию, представленную в текстовом,

графическом, иллюстративном виде.

- Выполнение творческой работы

Продолжительность занятия: 45 минут.

Форма занятия: эвристическая беседа с использованием видеофрагмента, презентации -  включает в себя работу с информацией, выполнение творческой работы.


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Принятие мотива отношения к теме занятия, к обсуждению очень

сложных, но актуальных проблем современного мира начинается с задания:

детям предлагается вспомнить страницу истории Великой Отечественной войны – о подвиге советского солдата, который, рискуя жизнью, спас в Берлине во время боя немецкую девочку. Беседа поможет выразить отношение участников занятия к этому благородному поступку советского солдата.

Часть 2. Основная.

На уроке используется информация, рассказывающая о детских

концлагерях, созданных фашистами на оккупированных территориях Советского Союза. Беседа по фотоматериалам Великой Отечественной войны и современного Донбасса. Выступление библиотекаря школы, представление книг о войне и их авторов.


Часть 3. Заключение.

Знакомство обучающихся с памятниками и мемориалами, посвященными жертвам фашизма. Рефлексия. Ответы на вопросы: почему сегодня мы должны помнить о преступлениях нацистов против советских граждан? Чему нас учит история Великой Отечественной войны? Почему преступления нацистов не имеют срока давности? Выполнение творческой работы: рисунок по вариантам: 1вар. Мы Помним!, 2 вар. Спасибо за Победу!, 3 вар. Я Помню! Я Горжусь!




СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, совсем скоро мы будем отмечать один из самых важных праздников нашей страны - День Победы!


Вы уже знаете, что много лет назад у нас в стране была большая война: Великая Отечественная война. Это была жестокая и разрушительная война. Когда она началась? Когда закончилась?

Ответы детей.

Учитель. Победила наша страна в этой войне благодаря стойкости и сплоченности нашего народа, и мужеству нашей Армии. На разговоре о важном, посвященном Дню защитника Отечества, мы говорили о качествах наших солдат, благодаря которым мы смогли спасти нашу страну и весь мир от фашизма.

Давайте назовем их. (Ответы детей. мужество, отважность, любовь к Родине, готовность во что бы то ни стало защитить свою страну и свой народ и др.)


Учитель.

Ребята, в городе Берлине, в Германии, в стране, которая напала на Советский Союз, тем не менее стоит памятник русскому солдату. Демонстрация фотографии памятника «Воину-освободителю» в Берлине (см. презентацию).

 

История этого памятника связана с подвигом Николая Масалова. Давайте, посмотрим видеосюжет и узнаем, какой отважный поступок совершил Николай Масалов и что символизирует памятник русскому солдату с девочкой на руках.

Вопросы для обсуждения:

- Ребята, как вы думаете, о чем думал солдат Николай Масалов в минуты, когда спасал немецкую девочку?

- Почему спасал девочку, хотя воевал, может быть, с ее отцом или дедом?

- Важно ли было для него, что эта девочка из страны, которая хотела поработить его Родину? Ответы детей. Стихотворение «Главный пост. Солдат в Трептов парке» читает Амина. На главном посту (Амина) А. Коршунов

В Трептов-парке, в Берлине, в сорок девятом году,
Встал Советский Солдат у людей на виду.
Он немецкую девочку спас от огня,
И стоит молодой, мир и счастье храня,

А чтоб землю от новой беды уберечь,
Держит в правой руке справедливости меч!
Снится часто солдату родная земля,
Где он бегал босым по тропинке в поля.

Часто слышит солдат старой матери зов…
Сорок лет она кличет пропавших сынов.
В дорогую Россию он ушёл бы пешком,
Чтобы мать успокоить, поправить ей дом.

Но не может солдат отлучиться с поста,
Чтоб увидеть родные до боли места.
Здесь от имени павших, где клёны в цвету,
Он стоит на бессменном, на главном посту!

Учитель (обобщает суждения детей). Во время боя, рискуя своей жизнью, спасая немецкую девочку, русский солдат думал только об одном: ребенок может погибнуть, нужно унести его в безопасное место. Солдат понимал, что чужих детей не бывает: ребенок любого цвета кожи, любой национальности, любой страны мира нуждается в защите, бережном отношении и любви. Подвиг Николая Масалова еще называют Подвигом Победы! И памятник, который стоит в Берлине, напоминаем всему миру не только о подвиге Николая Масалова, но и о человечности русских солдат, потому что практически каждый русский человек поступил бы точно также, окажись он на месте Николая Масалова.

Учитель. Ребята, какие чувства вы испытываете, смотря на этот памятник русскому солдату с немецкой девочкой на руках?

Ответы детей.

Часть 2. Основная.

Учитель. Великая Отечественная война стала одной из самых страшных войн в истории человечества. За 4 года войны погибли не только миллионы русских солдат, но и миллионы мирных жителей.

 

Фашисты, захватывая территории нашей страны, создавали концлагеря – лагеря смерти, где погибали от голода и изнеможения женщины, старики, и самое страшное, дети.

Представляете, существовали даже детские концлагеря!

Нам сейчас очень трудно представить, что такое концлагерь.

Я покажу вам две фотографии (демонстрация презентации – фото «Дети концлагеря»).

  повесить Концлагерь И помнить..

Смотреть на них страшно, хочется заплакать от жалости к этим детям, которые стали жертвами фашизма. Но об этом нужно знать каждому, это нужно помнить каждому, чтобы ни один ребенок ни одной страны мира никогда не испытал этого.

Учитель. Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете, глядя на лица худых, изможденных детей, которых раз в день кормят хлебом из отрубей и древесных опилок?

А глядя на детей за колючей проволкой, которые остались одни без родителей, наедине с фашистами?

Ответы детей.

Учитель:

Фашистов нельзя сравнивать даже со зверем, потому что любой зверь защищает детенышей, неважно, своих или чужих. А за время войны 5 млн детей из 30 стран мира были лишены родного дома, материнской заботы в фашистских концлагерях.

Страшно представить, что испытали дети, которых мы с вами видим на фотографии.

Вот как описала поэтесса Л. Голодяевская свои чувства о жизни детей в концлагерях:

Дети войны и веет холодом,

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы.

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами…

Учитель. Какие главные слова в этих стихотворных строчках?

Ответы детей

Учитель (обобщая ответы детей): холод, голод, седые волосы, слезы – эти слова передают состояние пленников фашистских лагерей. В них погибло около 2 миллионов детей. Освобождая лагеря, советские войска спасали не только наших детей, но и детей многих стран Европы.


Отступая из деревни Поповки, немцы сожгли ее дотла. Работоспособное население они угнали с собой, а стариков и детей — расстреляли. Единственным жителем Поповки, уцелевшим после ухода немцев, был трехлетний Петя. повесить 

Писатель С. Маршак написал стихотворение «Мальчик из села Поповки» , прочитает нам его Дима Васильев.

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок,

Последний гражданин села.


Испуганный котенок белый,

Обломки печки и трубы —

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.


Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес!


При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.


Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.


Очень много писателей и поэтов обращались к теме ВОВ. Об этом нам расскажет библиотекарь нашей школы, Наталия Владимировна. (Представляет несколько книг с рассказами и повестями о войне, рассказывает о авторах).  


   повесить   

Учитель. В годы Великой Отечественной войны фашисты хотели, чтобы весь наш народ исчез с лица земли. Получилось ли у них это?

Ответы детей.

Учитель. Нет! Не удалось фашистам реализовать свой страшный план! Справедливость восторжествовала!

Более того, преступления, совершенные фашистами, были решительно осуждены во время Нюрнбергского трибунала – судебного процесса, проходившего в городе Нюрнберг (в Германии) в 1945 - 1946 гг. На скамье подсудимых оказались первые лица фашисткой Германии, обвиняемые в совершении военных преступлений. Все подсудимые были признаны виновными!

Часть 3. Заключительная.

Учитель. Мы сегодня с вами обсуждаем очень непростую, тяжелую тему, потому что понимаем, что нельзя забывать прошлого. Наш долг — бережно хранить память о тех страшных событиях, чтобы они не повторились.


Учитель.  повесить  

 На территории нашей страны существует ряд памятников и мемориалов, хранящих память трагических страницах нашей истории. Например, в Крыму – на месте детского концлагеря «Красный», в Ростове-на- Дону – на месте самого большого захоронения жертв фашизма. Демонстрация фотографий памятников и мемориалов (см. презентацию). Мемориал жертвам фашизма «Змиёвская балка»

Акцентируется внимание детей  вечного огня мемориала «Змиёвская балка».


Мемориал детям концлагеря «Красный»

(Дети рассматривают и обсуждают фотографии мемориалов).  на символике колокола, цветов и игрушек у скульптуры ребенка, фигур.


Учитель. Ребята, а теперь поговорим о сегодняшнем дне.


 повесить      

Снова поднимают фашисты головы, снова хотят войны, гибели и горя людей. Наша страна пришла на помощь Донецкой и Луганской народным республикам, российские воины помогают людям сохранить свободу и независимость. Трудное сейчас время на земле Донбасса. Демонстрация фотографий разрушенных школ Донецка (см. презентацию).

Учитель. Рассмотрите фотографии сегодняшних школ в Донецке. О чем они рассказывают? Ответы детей.


Учитель. К сожалению, вашим сверстникам, жителям Донецкой и Луганской республик пришлось столкнуться с проявлением фашизма. И наша страна делает все возможное, чтобы на нашей земле не было места фашизму.

Демонстрация фотографии мемориала «Саур-Могила» (см. презентацию)

Учитель.

Ребята. Посмотрите на фотографию мемориала «Саур-Могила» в Донецкой Народной Республике, который был воздвигнут в память о героизме наших предков в борьбе с врагом в годы Великой Отечественной войны, с нацизмом. Во время боев в 2014 году он был разрушен новоиспеченными фашистами. А в 2022 году силами России памятник был восстановлен.

Мемориальный комплекс «Саур-Могила» в Донбассе

Учитель. Почему нам так важно было восстановить этот памятник?

Ответы детей.

Учитель. Да, очень-очень важно хранить эту память. Разве это можно забыть? Разве можно допустить, чтобы одна страна нападала на другую страну, желая захватить ее земли, богатства, лишить детей радостного детства?

Ответы детей.

Учитель. Предлагаю встать, минутой молчания вспомнить всех погибших в Великой Отечественной войне.

Дети встают.


Сейчас Эмилия прочитает нам стихотворение «Когда на бой смертельный шли» А. Воскобойникова о защитниках нашей страны в Великой Отечественной войне.

Когда на бой смертельный шли вы,

Отчизны верные сыны,

О жизни мирной и счастливой

Мечталось вам среди войны.


Вы от фашизма мир спасли,

Вы заслонили нас сердцами.

Поклон вам низкий до земли,

В долгу мы вечном перед вами.


Вы героически прошли

С боями все четыре года,

Вы победить врага смогли

И заслужить любовь народа.


Спасибо вам, отцы и деды,

Спасибо, братья и сыны

За ваш подарок к Дню Победы,

За главный праздник всей страны!


Учитель. Почему сегодня мы должны помнить о преступлениях нацистов против советских граждан? Чему нас учит история Великой Отечественной войны?


Итог занятия.


Учитель. Выполнение творческой работы: рисунок по вариантам:

1вар. Мы Помним!, 2 вар. Спасибо за Победу!, 3 вар Я Помню!, Я Горжусь!. Выставка работ по вариантам.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.