Внеурочное занятие для начальной школы на тему «Многообразие мира профессий» (2 класс)

2
0
Материал опубликован 20 February

«Основная общеобразовательная школа №13» - филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №7

имени Героя Советского Союза Петра Акимовича Рубанова»,

город Черногорск, республика Хакасия.

Гаврикова Людмила

Валентиновна,

учитель начальных классов.

 

Внеурочное занятие для начальной школы

«Многообразие мира профессий».

 

Аннотация: Даная методическая разработка предназначена для обучающихся 2-3 классов. Она позволяет обобщить и расширить ранее полученные знания и представления о многообразии мира профессий. В комплект методической разработки входят приложения: кроссворд, иллюстрации с изображением людей разных профессий.

Обоснованность значимости: Какая из профессий будет соответствовать твоим желаниям и возможностям? Как сделать правильный выбор? Что мне надо? И ещё многими вопросами мучаются многие молодые люди – выпускники школы. К сожалению, ответы на них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе. Никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору специальности. А работа в данном направлении начинается ещё с начальной школы.

Область применения: образовательные организации, система дополнительного образования.

Механизмы реализации: внеклассное или внеурочное мероприятие.

Методы и средства реализации: игровые, имитационно – моделирующие.

Форма внеклассного мероприятия: групповая.

Возрастные группы учащихся: 8 – 10 лет.

Цель: Создание информационного пространства о разнообразных профессиях.
Задачи:
- расширить знания детей о профессиях;
- прививать интерес к различным видам деятельности;
- воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к людям разного рода профессий.

Оборудование:
- Ноутбук, проектор.
- Иллюстрации предметов, инструментов, необходимые разным профессиям.

-Кроссворд.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся в результате опыта «предметной» деятельности получат возможность углубить имеющиеся знания о разнообразных профессиях.

План:
1. Вступительное слово.
2.Определение темы мероприятия.

3.Основная часть.

4.Практические занятия.

5. Рефлексия.
6. Итог.

7. Литература, интернет – источники.

Ход занятия:

1. Вступительное слово педагога

С помощью кроссворда определите и назовите главное слово нашего занятия

Веселая компания,

Удвой свое внимание!

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты, дружок, не торопись,

На крючок не попадись!

2.Определение темы мероприятия.

По вертикали: 1. ? t1708388741aa.jpg

По горизонтали: 1. Варит кашу и бульон

Добрый, толстый... (повар).

Повар — человек, профессией которого является приготовление пищи, на предприятиях, в кафе, в ресторанах. Слово «повар» произошло от восточнославянской «вар», означавшего кипящую воду и жар.

История профессии: Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать — это древнейшая профессия. Как только пещерные люди приручили огонь и стали жарить мясо на костре, они быстро выяснили, у кого из соплеменников мамонт получается вкуснее и сочнее, и стали доверять эту важную миссию только ему. Так родился первый шеф — повар. В дальнейшем течении истории профессия повар получила своё воплощение в оказании личных услуг по приготовлению пищи для богатых и знатных людей и только с развитием ресторанного бизнеса эта профессия приобрела массовость.…

Где получить профессию: Получить эту профессию можно в различных учебных заведениях, начиная с лицеев, техникумов, заканчивая курсами поваров.

По горизонтали:

2. Продаёт продукты, вещи,

Ткани, масло и бензин.

А захочешь его встретить –

Отправляйся в магазин…(продавец)

Продавец — лицо, выступающее посредником между производителем товара и покупателем. В самых общих чертах задача продавца состоит в том, чтобы предоставить покупателю необходимый ему товар, и получить за этот товар деньги.

История профессии: Торговля возникла ещё при племенном строе, и вначале имела вид натурального обмена: один вид товара обменивался на другой. Деньги появились несколько позже. Одним из важных этапов развития торговли было появление купцов, которые путешествовали по разным городам и странам, доставляя редкие и необычные товары и способствуя развитию разных наук и дипломатических отношений.

Где получить профессию: До недавних пор профессию продавца можно было получить лишь в техникумах и торговых колледжах. Сейчас в некоторых компаниях обучение можно пройти, начав работу помощником продавца и обучаясь по программам, разработанным именно данной компанией.

По горизонтали:

3. По квартирам и домам

Много писем, телеграмм

Он приносит адресатам.

Как зовут его, ребята? (почтальон)

Почтальон: Пока не придумали электронной почты, огромную роль играли люди, доставляющие письма. Итак, речь идёт о почтальоне — человеке, разносящем корреспонденцию и газеты. Этот человек приносит хорошие и плохие вести в конвертах.

История профессии: Гонцы, перевозящие письменные или устные послания появились ещё в древнем Египте. Но это не имело форму гражданской общедоступной почты. На территории России предшественниками нынешних почтальонов были ямщики, которые на сменных лошадях переправляли государственную и купеческую корреспонденцию из города в город и вынуждены были её разносить по адресам, так как не существовало почтовой службы в каждом городе.

Где получить профессию: Нет специальных учебных заведений, где готовят почтальонов. Для того, чтобы работать в этой службе, нужно просто иметь здоровые ноги, быть вежливым и уметь отбиваться от собак. Разумеется, нужно быть сознательным человеком и доставлять все письма по адресам, ведь они очень важны, для тех, кому написаны.

По горизонтали:

4. Токарь детали обтачивает, а ………. – вытачивает.

Фрезеровщик - специалист по работам на фрезерном станке. На сегодняшний день, профессия фрезеровщика востребована во всех метало - и деревообрабатывающих отраслях во всём мире. Огромный спрос на специалистов в этой области имеет Россия и Китай.

Особенности профессии: Фрезеровщик может работать как с металлом, так и с другими материалами. Если сравнить работу фрезеровщика и токаря, то коротко можно сказать так: токарь в основном детали обтачивает, а фрезеровщик – вытачивает.

Знания и навыки: фрезеровщик должен уметь читать чертежи, знать основы геометрии, черчения, теорию обработки материалов, с которыми работает. Понимать устройство станка и уметь его настроить. Владеть приёмами работы на станке и пользования измерительными инструментами.

По горизонтали:

5. Разводит пчёл…(пчеловод)

Пчеловод - специалист по разведению пчел, их содержанию и получению продуктов пчеловодства.

Особенности профессии: Пчеловодство – это сельскохозяйственная отрасль. Помимо мёда пчеловоды получают от пчёл воск, маточное молочко, пергу, пчелиный яд. Кроме того, собирая нектар с цветов культурных растений, пчелы их опыляют и этим повышают урожайность.

Где получить профессию: Часто пчеловоды осваивают свою профессию прямо на рабочем месте. В том числе и на собственной домашней пасеке, которая может начинаться с одного улья.

По горизонтали:

6. Кто не может обойтись без следующих предметов: молоток, гвозди, рубанок

Столяр - это работник строительных или ремонтно-строительных организаций, предоставляющий всевозможные услуги по обработке дерева. Более того, в его компетенцию также входит разработка эскизов и шаблонов для штукатурных работ.

Где получить профессию: Получить образование по профессии можно на соответствующих специальностях техникумов, колледжей и других профессиональных учебных заведений.

По горизонтали:

7. Высадить новые саженцы в ельник

Снова отправился утром ... (лесник)

Лесник: Краткое описание: Охрана леса от злоумышленников и пожаров — это основная обязанность лесника. Работают эти люди в лесном хозяйстве, или, в лесничестве. Казалось бы, лесник круглый год на вылазке, но на самом деле такая работа тоже подразумевает под собой определённые трудности и даже опасности.

Где получить профессию: В лесничество принимают на работу людей, без какого-либо специального образования в этой сфере. Руководство же лесного хозяйства должно иметь специальность «инженер лесного хозяйства», которое можно получить в некоторых вузах страны. В некоторых техникумах готовят также специалистов с квалификацией техник-лесник. Вот их-то и можно считать профессиональными лесниками.

По горизонтали:

8. Серебристая игла

В небе ниточку вела.

Кто же смелый

Нитью белой

Небо сшил, да поспешил:

Хвост у нитки распушил? (пилот)

Пилот

Краткое описание: Есть такие люди, которые способны спокойно думать на большой скорости, над землёй и даже в космосе.

Пилот — это человек, управляющий самолётом, вертолётом или космическим кораблём. Многие дети в детстве мечтают стать лётчиками, но для этого нужно не только желание, но и врождённые задатки. Такая работа возлагает на человека ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь всех пассажиров в салоне. Потому пилот должен в совершенстве знать работу своей машины.

Где получить профессию: Для работы по такой специальности необходимо иметь диплом высшего учебного заведения по такому направлению. Существуют лётные академии, которые готовят гражданских и военных лётчиков. Перед тем, как доверить человеку жизнь экипажа и пассажиров, специалист пройдёт долгий период практики вторым пилотом.

По горизонтали:

9. Мама — золотые руки,
Шьет рубашки, платья, брюки,
Папа, я, сестренка Света —
Все с иголочки одеты!(швея)

Швея

Краткое описание: Кому не хочется выглядеть красиво, модно и элегантно? Эту задачу может решить профессиональная швея. Именно им, «повелительницам иголок», мы обязаны своими любимыми брюками, роскошными платьями, строгими блузами и… список этот может быть бесконечным.

История профессии: Необходимость в швейных услугах появилась ещё тогда, когда человеку впервые пришла идея защитить своё тело какой-либо одеждой — в каменном веке. Тогда каждый был сам себе швеёй, но со временем появляются новые ткани, новые технологии, и, естественно, к одежде, её пошиву предъявляются уже более серьёзные требования, которые способен удовлетворить только опытный мастер.

Где получить профессию: Чтобы овладеть швейным мастерством, можно воспользоваться одним из нескольких вариантов: любительские курсы позволят в домашних условиях изготавливать одежду для себя и своих близких, профессиональные технические училища открывают двери швейных фабрик или ателье. Ещё один вариант — практическое обучение непосредственно на швейном предприятии, где постепенно можно вырасти из «ученика» в «мастера».

t1708388741ab.jpg

- Назовите главное слово.

3.Основная часть.

Что такое профессия?

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!

- Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.

В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:

требует специальной подготовки, обучения;

практикуется человеком регулярно;

служит источником средств к существованию.

- В настоящее время насчитываются тысячи профессий. Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив Среднее время существования многих профессий 8 -10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются. Название

профессий может сохраняться старым, а содержание труда сильно изменяется. Изменяется настолько, что человек практически несколько раз как бы меняет профессию. Среди такого многообразия профессий, вам необходимо выбрать одну на всю жизнь.

Виды профессий. Наиболее массовые профессии принято называть сквозными. Они пригодны для многих отраслей народного хозяйства и составляют часть всех рабочих профессий: фрезеровщик, лаборант, машинист, оператор, электромонтер, слесарь. К особой группе относятся сравнительно редкие профессии: ювелир – огранщик драгоценных камней, монтировщик, океанолог, лингвист. Выбирая редкую профессию надо помнить, что спрос на специалистов такого рода повлияет

и на трудоустройство, и на профессиональный рост. Особую часть составляют люди, так называемых свободных профессий, которые не числятся на какой- либо должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары, на средства от продажи своих произведений.

Хочется обратить внимание на содержание и взаимоотношения двух терминов, которые нередко путают – «профессия» и «специальность».

Профессия - форма трудовой деятельности, требующая определенной суммы знаний и навыков. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия - врач, специальность врача - терапевт, хирург, невропатолог, стоматолог и так далее. Профессия - основной род занятий. Термин «специалист» указывает на степень овладения знаниями и умениями в рамках определенной профессии. Иначе, специалист - это работник, который профессионально владеет какой-либо специальностью.

А какие специальности будут нужны в ближайшее время? Лет 30 назад профессия машинистки была весьма востребованной, сегодня о ней уже никто не вспоминает. Зато совершенно нормально звучит фраза «требуется веб-дизайнер», хотя в тех же 1970-х было бы трудно объяснить, что это за специалист.

4.Практические занятия

Дети делятся на 4 группы.

«Бюро находок»
В бюро находок поступило много вещей. Как вы думаете, кто их потерял?
Представители команд «по очереди» достают из «волшебного мешочка картинки», на которых изображены предметы, инструменты, необходимые разным профессиям. Необходимо угадать какой профессии принадлежит данный предмет.
Ножницы;
Кастрюля;
Сантиметровая лента; .
Колесо;
Кирпич;
Таблетки;
Нитки;
Мел;

Представители групп друг за другом называют профессии, выигрывает тот, кто последним заканчивает игру.

«Пантомима»

Каждой группе дается задание изобразить профессию без слов: геолог, библиотекарь, учитель, врач, комбайнер, электрик, пекарь, продавец.

Вставьте пропущенную профессию в русские пословицы:

Без клещей … (кузнец) что без рук.

Без топора не … (плотник), без иглы не … (портной).

(Плотник) без топора, что изба без угла.

И … (швец), и … (жнец), и на дуде игрец.

(Портной) без порток, … (сапожник) без сапог.

На хорошего … (охотника) и зверь бежит.

Все … (охотники) желают знать, где сидит фазан.

(Рыбака) кормит сеть.

Сперва сам поучись, потом в … (учителя) становись.

У … (врача) лечись, а у умного учись.

Время – лучший … (лекарь).

Не учи … (учёного).

(Повар) и нюхая наестся.

(Повар) с голода не умрёт.

Не котёл варит, а … (стряпуха).

Каков … (строитель), такова и обитель!

У семи … (нянек) дитя без глазу.

Волк не …(пастух), а свинья не … (огородник).

У хорошей … (доярки) корова маслом доится.

Хорош … (садовник), хорош и крыжовник.

К представителям какой профессии лучше всего подходит пословица «Не место красит человека, а человек место»? (Маляры.)

Представитель какой военной профессии, согласно пословице, ошибается только один раз? (Сапёр.)

Не боги горшки обжигают, а … Кто? (Гончар.)

Много профессий сегодня было представлено. На самом деле – это не все профессии, которые существуют. Мир профессий очень разнообразен и сложен. Мы только начали знакомиться с ним, но обязательно продолжим знакомство с профессиями на других занятиях. Сегодня нет победителей и проигравших – победила дружба! .
 

5. Рефлексия занятия.
- Что понравилось на занятии, а что нет?
- Что узнали нового?
- Чего ждёте от следующих занятий?

6. Итог

- Закончить наше занятие мне хочется словами:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак?

И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам. 

7. Список использованной литературы:

1.Дегтярева С.В. Все профессии важны, все профессии нужны.// Педсовет. – 2009. – №11. – с. 2-4.

2.Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – Москва: Академия, 2008. – 496 с.

3.Разработка Ивановой Н.Н., Буровой Н.Н. «Путешествие в мир профессий», ГБОУ СОШ № 262, Санкт-Петербург, 2013

4.Сборник классных часов «Много есть профессий разных» по профориентации обучающихся/ сост. П.О. Фатеева Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019.

5.Шалаева Г.П. Кем мне быть? Большая книга профессий. – М.: АСТ, СЛОВО, 2010. – 192 с. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Москва: ГНОМ и Д., 2013.

Web-ресурсы:

1.http://kladraz.ru/

2.http://paramult.ru/jobskaleidoscope

3.http://pochemu4ka.ru/

4.http://www.razvitierebenka.com/

Приложение 1.

t1708388741aa.jpg

 

t1708388741ab.jpg


 


 

Приложение 2.

t1708388741ac.jpg t1708388741ad.jpg


 


 


 

t1708388741ae.jpgt1708388741af.jpg


 


 

t1708388741ag.jpg t1708388741ah.jpg


 


 


 


 

t1708388741ai.jpgt1708388741aj.gif


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации