Внеурочное занятие: Путешествие в «Азбукинск» или «Тайна за пятью замками»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Академическая средняя общеобразовательная школа»
Внеурочное занятие в 1 классе
«Путешествие в Азбукинск» или «Тайна за пятью замками!»
разработала и провела
учитель начальных классов МБОУ «Академическая СОШ»
Сычева Татьяна Вениаминовна
2022- 2023 учебный год
Цель занятия: воспитание у учащихся интереса к учёбе, чтению.
Задачи:
- в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу;
развивать активность и творчество учащихся;
воспитывать умение общаться, помогать друг другу;
способствовать формированию доверительных отношений между родителями, учителем и детьми.
Тип занятия: закрепление полученных знаний.
Технология занятия: игровая.
Формирование УУД:
- умение выражать свои мысли;
-использовать речь для регуляции своего действия;
- строить понятные для одноклассников высказывания в рамках диалога;
- способствовать развитию сотрудничать у детей друг с другом, учителем и родителями.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, удостоверения, задания, буквы ( для выполнения общего с родителями задания ФЛЕШ МОБ) жетоны разных цветов, картинка с изображением города Азбукинск, алфавит, рисунки с буквами – творческое домашнее задание для детей и родителей.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, их предполагаемые ответы на вопросы учителя | Планируемые результаты , формируемые УУД |
1.Организационно- мотивационный | Создание положительной мотивации на внеурочное мероприятие (занятие). Добрый день, дорогие гости и ребята!Улыбнитесь друг другу, помашите рукой и пошлите воздушный поцелуйчик своим родителям, бабушкам и дедушкам! Как Ваша настроение? Сегодня мы прощаемся с первой учебной книгой – Азбукой. Но расставание наше не грустное, а весёлое, ведь вы, ребята, научились читать и можете прочесть любую книгу. Шесть с половиной месяцев вы не расставались с этой книгой, изучали каждую её страницу, постепенно узнавая всё новые и новые буквы. С помощью этой книги вы научились читать. | Ребята выполняют просьбу учителя. Отлично! Выступление первоклассников. 1 уч. В каждом доме, в каждом доме– В городах и на селе Начинающий читатель Держит книгу на столе. 2 уч. Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего. 3 уч. Книг заветные страницы Помогают людям жить- И работать, и учиться, И Отчизной дорожить. | Создание доброжелательной атмосферы , установление контакта взрослый- ребенок. |
2.Подготовительный | Формулирует задание, (которое может создавать противоречие и приводить к проблеме), составляет общий план деятельности. Буквы – это жители сказочного города, познакомившись с которыми, можно узнать много нового и интересного. Есть на речке на Чернильной Город маленький, непыльный. С незапамятных времён «Азбукинск» зовётся он.(Приложение 1) В этом городе живёт Удивительный народ, Хлебосольный, незлобивый, Дружный и трудолюбивый. Как вы думаете, ребята, кто живет в городе Азбукинск? (Буквы). Правильно, жители города Азбукинск -буквы, каждая живет в своем доме, дома расположены строго попорядку. Этот порядок называется…алфавит . (Приложение 2) Правильно, молодцы! А вы знаете алфавит? Сколько букв в русском алфавите? Тридцать три родных сестрицы Писанных красавицы, На одной живут странице И повсюду славятся! А вот и жители этого города- буквы. Давайте, уважаемые буквы, с вами познакомимся. Ребята, все ли буквы мы назвали? Какие не назвали? | Выявляют, проговаривают, осознают проблему. Обучающиеся участвуют в диалоге с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Презентация обучающихся своего творческого домашнего задания рисунка букв. А Алфавит пройдём мы вместе, Б Будем петь его как песню. В Весело споём его мы! Г Громче грома, громче грома. Д День сегодня музыкальный, Е Есть у нас талант вокальный, Ж Жить без знаний скучно было. З Знанья – это ваша сила. И И тому пути открыты, К Кто дружит с алфавитом! Л Лошадь, лама, ландыш, ложка, М Мел, метель, метро, матрёшка, Н Небо, невод, нить, невеста, О Овод, облако, оркестр! П Попугай поёт по нотам. Р Рой пчелиный строит соты. С Стрекоза в саду стрекочет! Т Такса лапками топочет! У Утка слушает пластинки, Ф Фанту пробует фламинго! Х Хор не плох, есть слух у хора! Ц Царь зверей- его опора! Ч Чтим его - рычит он чисто! Ш Шесть заменит он солистов! Щ Щедрый мир нам дарят песни. Э Этот день собрал нас вместе, Ю Юмористов, оптимистов, Я Ярких школьников – артистов. Обучающие отвечают на поставленный вопрос. | Коммуникативные: строят понятные для одноклассников высказывания в рамках диалога с учителем; выражать с достаточно полнотой и точностью свои мысли, презентовать своё творчество; слушать и понимать других. |
3.Основной Задачи:
| Организация работы по решению проблемы. Кто стучится в дверь ко мне? С толстой сумкой на ремне, С «АБВ» на медной бляжке, в новой форменной фуражке? Это он, это он! Азбукинский … (почтальон). Почтальон Получите! Вам письмо! Очень срочное оно! К вам я прибыл издалёка Из волшебной стороны. Ни минуты не теряя, Вы в путь отправиться должны. В чем же дело? Объясните. Почтальон Королеве помогите! (Приложение 3). Вот это да! В городе Азбукинск творится беспорядок и неразбериха. Уважаемые гости, давайте посмотрим, что же там случилось в городе Азбукинск. (Приложение 4). Почтальон. Так оно и есть, в городе Азбукинск творится полный беспорядок. Ладно – ладно! Поспешим! Королеву мы найдем, В городе, благодаря нашим знаниям, Порядок наведем Только справимся – не знаю… В путь отправимся с друзьями ! И родителей возьмем. Ребята, вы поможете мне справиться со злым волшебником, навести порядок в городе Азбукинск и освободить королеву Азбуку? А родители помогут нам справиться? Уважаемый почтальон, вы не будете любезны, не укажете ли путь в таинственный город Азбукинск? Почтальон. Конечно, друзья, С вами в путь отправлюсь я. Пять замков (Приложение 5) открыть нам надо, Звукомора победить, Королеву освободить! И порядок в городе навести. Чтобы попасть в город Азбукинск, навести порядок в нем, распределить все буквы по своим местам, найти Звукомора, и спасти Азбуку, нам нужно открыть 5 замочков .
За каждым замком спрятана буква. Из букв мы сложим слоги, из слогов слово. Это слово и поможет нам освободить Королеву Азбуки. Открывать замки будут самые активные ребята, за каждый правильный ответ ребята будут получать жетон! Готовы? 1 замок- красные жетона (Приложение 6) 2 замок- желтые жетоны 3 замок – белые жетоны 4 замок- синие жетоны 5 замок- зеленые жетоны. Набрали больше всех красных жетонов, идем открывать первый замок, набрали больше всех желтых жетонов, идем открывать желтый замок). 1 замок. Чудесные! Прекрасные! Разные такие! Без них нельзя постичь науки Вы догадались это? (ЗВУКИ). Ребята, на какие две большие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные). А как нам отличить гласные звуки от согласных? Об этом нам расскажут ребята. Молодцы! Вот мы и вспомнили, чем согласные звуки отличаются от гласных. Вот такое задание. Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор. (Приложение 7). Ребята, вы отлично справились и с этим заданием! И открываем замок под номером 1. Самый активный… А впереди у нас новое испытание. 2 замок. Блиц-опрос.Нужно быстро ответить на вопросы. Сколько букв в русском алфавите? Чем буквы отличаются от звуков? Сколько гласных букв? Звуков? Назовите мягкие согласные. Назовите твёрдые согласные. Чем замечательны буквы я, ю, е, ё? Когда эти буквы обозначают два звука? Какие буквы не обозначают звука? Какие правила русского языка вы знаете? Кто больше всех получил жетонов? Открываем замок номер 2. 3 замок. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? А каким должен быть человек, чтобы смог правильно отгадать загадку? А вы, как думаете, обладаете такими качествами, умениями? Давайте проверим. Учитель загадывает загадки. (Приложение 8). Ребята, а какой общей темой можно объединить все эти пословицы? Правильно, общая тема – школа. Но я хочу вам открыть маленький секрет, учатся не только дети и взрослые, не только все люди на нашей планете, но и… Музыкальная физкультминутка. (Приложение 9). Открываем третий замок. Отдохнули? А теперь снова в путь! Впереди у нас новое задание. Замок 4. Задание нам сейчас расскажут сами ребята. Из данного слова составьте новые слова. Используем только те буквы, которые есть в данном слове За правильный ответ обучающиеся получают жетон соответствующего цвета. (Приложение 10). Считаем жетоны. Подводим итог. Кто самый активный? Открываем следующий замок. Замок 5. Звукомор приготовил пословицу, но слова все перепутал. Прежде чем мы приступим к выполнению задания давайте с вами вспомним, что такое пословица? Итак, прочитаем слова, найдем каждому слову правильное место в предложении, составим предложение. (Приложение 11). А как вы понимаете эту пословицу? Кто сможет объяснить её значение. Молодцы! А хочу Вам прочитать замечательное стихотворение, о том, что такое учение. Ученье – свет, а неученье тьма, Так говорит народное преданье Мы учимся и набираемся ума, Успехами отмечено старанье. Но если ты решил, Что просто так тебе, Достанутся «сокровища» народа, Что наши знания - везение в судьбе Подарок человеческому роду! То ты ошибся и пойми скорей Учёность – есть награда человеку, Несобранность и лень в себе убей, Не превращай УЧЕНИЕ в утеху! Ну вот мы и справились, еще с одним заданием. Вот и открылся последний замочек. | Решают проблему, выполняя работу по намеченному плану. Обучающиеся отгадывают загадку. Обучающиеся исполняют и инсценируют песню «Что случилось?» Обучающиеся рассматривают замки, представленные на доске. Совместно с учителем составляют план действий по решению проблемы. Обучающиеся рассматривают жетоны, представленные на столе. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. Выступление обучающихся. 1-й ученик: Ежедневно по утрам Заниматься надо нам, Мы с доски не сводим глаз, А учитель учит нас. 2-й ученик: Ель, топор, лопата, руки - В каждом слове слышны звуки. Звуки эти разные: Гласные, согласные. 3-й ученик: Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать. В темном лесу звать и аукать И в колыбельке сестренку баюкать. Но не желают свистеть и ворчать. 4-й ученик: А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. 5-й ученик: Дружат гласные с согласной,- Составляют вместе слог. «Ма» и «ма», а вместе «мама» К нам явились на урок. Обучающиеся на слайде находят в каждой строке лишнюю букву и объясняют свой выбор, за правильный ответ получают жетон, соответствующего цвета. Ребята подсчитывают жетоны, полученные за правильные ответы при выполнении данного задания, самый активный и точный, открывает замок. Ребята участвуют в блиц опросе, отвечают быстро и правильно. За ответ получают жетон соответствующего цвета. Самый активный обучающийся открывает второй замок и появляется вторая буква. Обучаещиеся выстраивают предположения, какими качествами, умениями должен обладать челочек, чтобы правильно отгадать загадку. Дети отгадывают загадки, объясняют выбор своего ответа. Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос. Обучающиеся- солисты исполняют песню, изображая животных и показывают движения, остальные ребята повторяют движения за ними. Самый активный обучающийся открывает третий замок. Появляется третья буква. Учащиеся читают стих- задание. 6-й ученик: Буквы разуму верны, И за это им даны Высочайшие права Образовывать слова. 7-й ученик: Вы подумайте о чуде: Сколько букв - сестер родных? Тридцать три! А сколько люди Могут слов сложить из них! 8 ученик: Если взять большое слово, Вынуть буквы раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. Обучающиеся составляют новые слова. Обучающиеся подсчитывают жетоны, то у кого больше жетонов открывает следующий замок, появляется четвертая буква. Обучающиеся вспоминают, что такое пословица. Приводят примеры пословиц, прочитанных на страницах Азбуки. Обучающиеся составляют пословицу «Ученье- свет, а неученье- свет». Объясняют значение пословицы. Обучающиеся слушают стихотворение. Обучающиеся подсчитывают жетоны, открывают замок, появляется пятая буква. | |
4. Заключительный Задача: обобщение и выводы по теме. Рефлексия. | Организация подведения итогов. Ну, а теперь проверим, все ли буквы на месте. Буквы в русском алфавите стоят с определенном порядке, нарушать который нельзя. Итак, проверим, все буквы стоят по порядку. Звучит песня – игра «Вслед за нами повторяй». (Приложение 12) Звучит фонограмма песни, учитель показывает букву и рисунок. Смотрим на замочки, все открыли, но что это? Ах, Звукомор, и здесь нам все испортил, перепутал все буквы. Ребята, давайте составим слово из букв.(Приложение 13) Это слово…. Книга. Вот мы и выполнили все задания, открыли все замочки, раскрыли тайну за пятью замками, оказались городе Азбукинск и встречаем нашу гостью Королеву Азбуки. Звучит музыка «Маленькая страна». Азбука и Литературное чтение входят с шарами и медалями. Азбука. Здравствуйте мои друзья, Вновь Вас видеть рада я. Вы испытания преодолели И Звукомора одолели. Но сегодня я пожаловала к Вам не одна. Это моя подруга книга, не простая книга, называется она «Литературное чтение», это будет ваш верный друг и помощник на уроке. Литературное чтение. Вам мое почтение! Я – Литературное чтение. Полистай мои страницы: Здесь стихи и небылицы. Сказки, басни, прибаутки, Поговорки, даже шутки. Пушкин, Лермонтов, Толстой… Да, учебник непростой. Там много интересного, Пока вам неизвестного. Позади нелёгкий труд Слогового чтения. Вам сегодня вручаются Подарки и удостоверения! В том, что Азбуку прочли! Полный курс наук прошли! И теперь без передышки, Вы прочтёте любые книжки! (Детям вручаются удостоверения и шары) Мы простимся с Азбукой И рукой помашем, И спасибо много раз Дружно хором скажем! Звучит музыка, герои уходят. На этом наш праздник закончен. В добрый путь по дороге знаний! | Помогают учителю подвести итоги. Обобщение и самоанализ. Обучающиеся повторяют алфавит в песне -игре, вместе с родителями, выполняя шуточные движения. Дети хором говорят: «Спасибо, Азбука!» | |
Используемая литература и интернет ресурсы:
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Злой волшебник Звукомор
Налетел на нас, как гром!
Королеву он украл,
Буквы все заколдовал.
Сам куда-то убежал.
Приложение 4.
Песня «Что случилось?»
Что случилось? Что случилось?
С печки Азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква эн
Гэ ударилась немножко
Жэ рассыпалось совсем.
Больно вывихнула ножку
Прописная буква эн
Гэ ударилась немножко
Жэ рассыпалось совсем.
Что случилось? Что случилось?
С печки Азбука свалилась!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутившись на полу
Поломала хвостик У!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутившись на полу
Поломала хвостик У!
Что случилось? Что случилось?
С печки Азбука свалилась!
Фэ бедняжку так раздуло-
Не прочесть её никак!
Букву ЭР перевернуло
Превратило в мягкий знак.
Фэ бедняжку так раздуло-
Не прочесть её никак!
Букву Рэ перевернуло
Превратило в мягкий знак.
Что случилось? Что случилось?
С печки Азбука свалилась!
Буква Сэ совсем сомкнулась
Превратилась в букву О
Буква А, когда очнулась
Не узнала никого!
Буква Сэ совсем сомкнулась
Превратилась в букву О
Буква А, когда очнулась
Не узнала никого!
Что случилось? Что случилось?
С печки Азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква эн
Гэ ударилась немножко
Жэ рассыпалось совсем.
Буква Сэ совсем сомкнулась
Превратилась в букву О
Буква А, когда очнулась
Не узнала никого!
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
А О Б Я
И Е Я Ю
В С Р Д
Ш П Н М
Приложение 8.
С виду черные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят (Буквы)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю (Линейка)
Должен я пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто же это… (Ученик)
Моря и океаны,
Материки и страны –
Все умещается на нем,
На этом шаре голубом (Глобус)
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка – заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем… (Азбука/Букварь)
Приложение 9.
Песня «Вот лягушка сидит».
1.Вот лягушка сидит,
Учит, учит алфавит
Только вместо алфавита у лягушки
Вылетают очень громкие квакушки
Ква- ква-ква-ква-ква-ква
Ква- ква-ква-ква-ква-ква
2. Вот утёнок сидит
Учит, учит алфавит
От усердия уселся прямо в лужу
Но лишь крякалки одни летят наружу.
Кря-кря-кря-кря-кря-кря
Кря-кря-кря-кря-кря-кря
3.Вот ворона сидит,
Учит, учит алфавит
Но учёба завершается кошмаром,
Вместо букв вылетают кар-кар-кары
Кар- кар- кар-кар-кар- кар
Кар- кар- кар-кар-кар- кар
4.Вот собака сидит
Учит, учит алфавит
Только вместо алфавита у собаки
Вылетают очень громкие гав гавки
Гав-гав-гав-гав-гав-гав
Гав-гав-гав-гав-гав-гав
5. Вот поросенок лежит
Учит ,учит алфавит
Хоть ученье- это свет, но к сожаленью
Только хрюкалки предел его ученья.
Хрю-хрю-хрю-хрю-хрю-хрю
Хрю-хрю-хрю-хрю-хрю-хрю
6.Вот корова лежит
Учит, учит алфавит,
Не даётся ей сложнейшая наука
Получается сплошная му- му- мука!
Му- му- му- му- му- му
Му- му- му- му- му- му
Ква- ква-ква-ква-ква-ква
Кря- кря-кря-кря-кря-кря
Кар-кар-кар-кар-кар-кар
Гав-гав-гав-гав-гав-гав
Хрю-хрю-хрю-хрю-хрю-хрю
Му-му- му- му- му- му.
Приложение 10.
ПЕРВОКЛАССНИК
Приложение 11.
Пословица.
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Приложение 12.
Флеш моб.
Песня «Вслед за нами повторяй!»
В след за нами повторяй
И слова запоминай
Кто за нами повторит
Тот узнает алфавит.
Тот узнает алфавит
Кто за нами повторит
В след за нами повторяй
и слова запоминай.
ААААА Автобус
БББББ Бегемот
ВВВВВ Ворона
ГГГГГГ Горшок
ДДДДДД Дети
ЕЕЕЕЕЕ Енот
ЁЁЁЁЁЁ Ёжик
ЖЖЖЖЖ Жираф
В след за нами повторяй
И слова запоминай
Кто за нами повторит
Тот узнает алфавит.
Тот узнает алфавит
Кто за нами повторит
В след за нами повторяй
и слова запоминай.
ЗЗЗЗЗЗ Звонок
ИИИИИИ Игла
ЙЙЙЙЙ Йогурт
КККККК Компот
ЛЛЛЛЛЛ Лошадь
МММММ Малыш
НННННН Носорог
ООООО Огурец
В след за нами повторяй
И слова запоминай
Кто за нами повторит
Тот узнает алфавит.
Тот узнает алфавит
Кто за нами повторит
В след за нами повторяй
и слова запоминай.
ПППППП Поезд
РРРРРР Рыба
СССССС Самолёт
ТТТТ Таракан
УУУУУ Улитка
ФФФФФФ Флейта
ХХХХХХ Холодильник
ЦЦЦЦЦЦ Цветок
В след за нами повторяй
И слова запоминай
Кто за нами повторит
Тот узнает алфавит.
Тот узнает алфавит
Кто за нами повторит
В след за нами повторяй
и слова запоминай.
ЧЧЧЧЧЧ Чашка
ШШШШШШ Штаны
ЩЩЩЩЩ Щука
ЫЫЫЫЫЫ Мы
Ъ Ь
ЭЭЭЭЭ Электричество
ЮЮЮЮЮЮ Юла
ЯЯЯЯЯЯ Яблоко
В след за нами повторяй
И слова запоминай
Кто за нами повторит
Тот узнает алфавит.
Тот узнает алфавит
Кто за нами повторит
В след за нами повторяй
и слова запоминай.
Приложение 13.