Воркшоп для педагогов «Современный педагог — какой он?»

2
0
Материал опубликован 17 October 2023

ВОРКШОП для педагогов

«Современный педагог – какой он?»

 

 

Цель: сопоставить различные точки зрения коллектива о качествах личности современного педагога.

 

Оборудование: Экран, проектор, флипчарты, мольберт, конструктор, маркеры фломастеры, стикеры, набор разрезных букв, видеозапись с детьми, презентация, видеоролик «Профессии будущего».

 

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим совместное мероприятие в необычном для нас формате. Перед началом нашей с вами работы, предлагаю установить правила, с помощью которых мы будем модерировать нашу рабочую сессию. У вас будет 30 секунд, для того чтобы определиться с правилами, которые будут записаны на флипчарте и будут обязательными для соблюдения.

Для того, чтобы определить ключевые слова мероприятия, необходимо сложить разрезные буквы, которые лежат у вас на столах: «СОВРЕМЕННЫЙ», «ВОРКШОП», «ПЕДАГОГ», «МАСТЕРСКАЯ», «КОМПЕТЕНТНОСТЬ».

Смысл какого из названных слов вам до конца непонятен и не раскрыт?

Воркшоп – это (слайд):

Учебная группа, помогающая всем участникам стать по окончании обучения более компетентными, чем в начале

Учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие

Учебный процесс, во время которого участники много узнают друг от друга

Тренинг, результаты которого зависят прежде всего от вклада участников и в меньшей степени — от знаний ведущего

Возможность открыть для себя, что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор, и научиться чему-то от людей, от которых этого не ожидал

Итак, сегодня у нас воркшоп – мастерская, в которой учебная группа педагогов помогает всем вместе стать компетентными в определении понятия современный педагог – какой он?

Для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества.

Все мы с вами педагоги из XX века, но на дворе XI век, и мы понимаем, что требования к нашей профессиональной деятельности с тех пор значительно изменились. Чтобы поговорить об этом представляю вам характеристики педагога, которыми как считается должен обладать воспитатель (слайд): физическое здоровье, уравновешенность характера, наличие развитой воли, предприимчивость и инициатива, организованные способности и навыки, стремление пополнять умственный багаж новыми сведениями и быть в курсе дела, знакомство с остальными течениями современной рефлексологии, педагогики и методики, знание своей группы (аудитории), интерес к общественной жизни и активное участие в ней, внимательное и любовное отношение к воспитанникам, образцовое поведение в смысле дисциплинированности, аккуратности, опрятности, коллективизма, чувства долга.

Как вы думаете, к какому времени могут относиться данные качества педагога? Есть предположения? (предположения участников)

На самом деле вы абсолютно правы. Но тем не менее это то, что было разработано еще в начале XX века.

Встает вопрос, что из этого действительно можно было бы вычеркнуть и сказать, что это нам сегодня не нужно. Что XI век – это совсем про другое.

Я честно ничего не могу из этого вычеркнуть.

Тогда встает следующий вопрос: а вообще актуально ли сегодня говорить о чем-то новом, если то, что было разработано сто лет назад сегодня остается актуальным?

Вот мы с вами в этом попробуем сегодня разобраться, действительно ли это так или что-то новое появляется.

Мы определили ключевые слова нашего мероприятия (слайд: ПЕДАГОГ, ВОРКШОП, МАСТЕРСКАЯ, СОВРЕМЕННЫЙ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ).

Каждый из нас, кто пришел на данное занятие, что-то хочет узнать, чему-то научиться. С помощью следующего упражнения мы соберем урожай ожиданий или желаний от данного мероприятия.

На стикерах необходимо написать ожидания или желания, к ним мы вернемся в конце занятия (стикеры приклеиваются участниками на мольберт).

Упражнение «Урожай ожиданий и желаний»

Цель: выявить ожидания и желания участников от мероприятия. Задание – на стикерах записать свои ожидания или желания от предстоящего мероприятия.

Итак, представим себе современного педагога. Предлагаю вам выразить свои представления о нем с помощью творческого исполнения следующего задания. У вас на столах есть детали конструктора ЛЕГО. Каждый из вас должен попытаться создать модель, которая соответствовала бы вашим личным взглядам на образ современного педагога, а затем представить ее участникам своей группы.

А теперь выслушав каждого из членов свей группы, в течение 5 минут вы должны создать одну общую модель, которая объединит в себе лучшие мысли каждого из вас. После этого, вам необходимо выбрать спикера, который презентует модель вашей группы всем остальным участникам мероприятия.

Выслушав представителей всех групп, переходим к выполнению следующего задания. Сейчас каждая группа на листах напишет по 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем 5 – личностных, 5 – профессиональных. (После выполнения задания модератор группы презентует модель профессиональной компетенции педагога, обоснование профессиональных и личностных качеств).

Мы выяснили, что современный педагог должен обладать целым рядом личностных и профессиональных качеств.

Готовясь к данной встрече мною, были изучены исследования опроса, проведенного ВЦИОМ в начале 2019г. (слайд) на предмет востребованности профессии (разных профессий, в том числе и профессия педагог). И вот, что интересно, востребованность воспитателя составила всего 17%.

Почему? Потому что вот здесь как раз и вступают абсолютно новые навыки, потому что по большому счету дошкольники могут обойтись без дошкольного учреждения и для этого воспитатель им совсем не нужен (по мнению опрошенных).

Когда мы сегодня говорим о навыках современного воспитателя, то большую часть этих навыков мы как раз приписываем цифровому образованию.

В рамках подготовки данного мероприятия мною был проведен опрос родителей и детей. Для детей был задан один вопрос: Каким должен быть современный воспитатель? Предлагаю послушать, что же ответили дети (видео детей).

​​​​​​​Для родителей также был задан всего один вопрос: Какие профессиональные качества и черты характера современного педагога вы считаете определяющими для работы с вашим ребенком?

Предположите, что ответили родители, а потом мы сравним ваши ответы (слайд).

Исходя из ответов, мы можем сделать вывод, что современные родители хотят видеть нас: коммуникабельный, компетентный в профессии, активный, технически грамотный, изобретательный, уникальный, тактичный, единомышленник, объективный, самокритичный, человек, создающий образовательный программы.

Обращаю ваше внимание на то, что ответ на этот вопрос разнится в зависимости от взглядов участников образовательного процесса. Администрация, обучающиеся, родители, сами педагоги по-разному видят успешного современного педагога. Администрация прежде всего опирается на государственные акты. И одним из таких является профстандарт педагога, который заключает в себе требования к личностным и профессиональным параметрам преподавателя (слайд).

Мозговой штурм «что нам мешает быть успешными?»

Педагогам предлагается разделиться по группам и заполнить таблицу:

Что мешает мне соответствовать портрету «современного успешного учителя»? Как преодолеть данные препятствия? (ответы участников).

Итак, сегодня мы точно может утверждать, что необходимые для педагога качества претерпели значительные изменения, и из-за повсеместного развития информационных технологий и глобализации, такие кардинальные изменения будут происходить с большинством привычных нам профессий.

Коллеги, кто-то слышал про Атлас новых профессий, который разработало Агентство стратегических инициатив Сколково?

Если очень коротко, то атлас это мир будущих профессий, перспективных отраслей на ближайшие 15-20 лет. Атлас был создан еще в 2014 г.

К слову, в области «образования» специалисты Сколково прогнозируют новые профессии: игромастер (специалист по разработке и организации обучающих игр), игропедагог (специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик. Кстати, эта профессия, по мнению специалистов Сколково заменит учителя) и специалист по детской психологической безопасности. Предлагаю вашему вниманию видеоролик на эту тему (видеоролик)

В заключении хочется сказать, что в век столь стремительно развивающихся технологий у нас просто нет права прекращать адаптироваться под новые реалии современного мира. Из-за вынужденных карантинных мер в последние полгода мы не могли не перестроиться под новый формат работы. Большинство из нас успешно освоили методики дистанционного обучения, и в будущем мы должны быть готовы к новым началам. Сегодня вы смогли понять, в каких областях вам стоит развиваться и к чему стремиться в своей профессиональной деятельности, ведь только улучшая самих себя мы сможем сделать наших детей счастливее.

Рефлексия Mentimeter. Совпали ли ваши ожидания с полученными результатами?

Спасибо за участие.


 

Пермякова Ольга Александровна, старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 131» город Ижевск


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации